Generic selectors
Exact matches only
Search in title
Search in content
Post Type Selectors
Search in posts
Search in pages
Слушать подкаст
|
КиноРепортер > Кино > Любить по-новому: Нетрадиционные семьи на российских экранах

Любить по-новому: Нетрадиционные семьи на российских экранах

24 ноября 2023 /
Любить по-новому: Нетрадиционные семьи на российских экранах
Постер сериала «Открытый брак»

К чему приводят эксперименты со свободными отношениями, полиаморией и прочей непотребщиной в кино и сериалах.

Кинематограф призван помочь нам разобраться в том, что творится с нашей жизнью в целом и с отдельными ее конкретными аспектами, включая межполовые отношения. В этой области сегодня встречаются разного рода причудливые перверсии, которые фиксировать и осмыслять особенно интересно.

Правда, российское законодательство большинство из них не одобряет. Вернее, не одобряет, когда кто-то их пропагандирует. Так что отечественные кинематографисты, имея в виду означенные ограничения, обращаются к перверсиям и вытекающим из этого проблемам, с которыми сталкиваются более-менее традиционные семьи. И задаются вопросом: возможен ли обратный сценарий – когда отклонение от нормы не порождает проблему, а решает ее?

Самый простой и характерный пример – романтическая комедия «Свободные отношения». Борис Дергачев и Аглая Тарасова играют супружескую пару в глубоком кризисе. Так получилось, что они впервые переспали прямо в ночь знакомства, она тут же «залетела», а потом – хоп! – прошло уже 7 лет, и в один прекрасный день оба вдруг осознают, что их семейная жизнь радости не приносит. Тогда они договариваются немного ослабить брачные узы — в сексуальном плане. То есть начать открыто ходить налево. И на первых порах это как будто дает положительные результаты. Но в конце концов они, конечно, понимают, что на самом деле любят друг друга, и им всего-то нужно было поговорить по душам и получше друг друга узнать.

В конечном счете легитимизация промискуитета идет конкретно этим героям на пользу. Однако есть нюанс: счастье, оказывается, все-таки не в беспорядочных связях (кто бы мог подумать). Рискованный эксперимент как таковой не дает ожидаемого результата, но совместное участие в нем позволяет взглянуть на сложившееся положение дел с новой стороны, незамыленным взглядом. А кроме того, что также немаловажно, вытаскивает героев из протухшего болота рутины и окунает их с головой в бодрящий поток веселых и пикантных приключений, заодно избавляя от скуки – одного из определяющих факторов, которые упомянутый кризис как раз и спровоцировали.

Приблизительно тот же сюжет разворачивается в сериале «Открытый брак». Только в сильно расширенной редакции, богатой на всякие драматичные перипетии и снабженной дополнительными ответвлениями. Но суть, если вкратце, та же: двое супругов, опостылевший обоим за энное количество лет брак, эксперимент по внедрению новомодной практики, как следствие – усугубление и усложнение без того трудной ситуации. И тем не менее, несмотря ни на что, заканчивается все вроде как хорошо. Долгожданным воссоединением и триумфом возрожденной из пепла любви.

Впрочем, есть и существенное отличие, на которое нельзя не обратить внимания. А именно: в «Свободных отношениях» тот самый поворотный момент, когда героям приходится фактически выбирать между перспективой развода со всеми неприятными отсюда вытекающими (раздел имущества, вопрос опеки над детьми) и взаимным добровольным согласием на измены в качестве изначально спорной, но якобы единственно возможной альтернативы, наступает из-за неблагоприятного стечения обстоятельств. В чем никто конкретно, в общем, не виноват. Тогда как в «Открытом браке» во всем виноват самоуверенный, самовлюбленный, эгоистичный и озабоченный козел, сыгранный Антоном Васильевым, он же – мужская половина четы.

Надлежит, впрочем, отметить, что инициатива по смене формата их союза исходит не от него, а от его жены (Марина Александрова). Сам же он, будучи завзятым кобелем и имея в числе любовниц штатного психолога из школы, где учатся его дети, поначалу сопротивляется и впоследствии изрядно бесится от ревности. А вот персонаж Андрея Бурковского из сериала AMORE MORE в принципе лишен такой слабости, как способность ревновать (по крайней мере, на словах). Потому что он не просто самоуверенный, самовлюбленный, эгоистичный и озабоченный козел (как и все персонажи Андрея Бурковского, что симптоматично), но еще и полиамор. Более того, будто бы искренне убежденный в том, что полиамория спасет мир. И предпочитающий не держать свое вздорное убеждение при себе, а активно навязывать его окружающим, вовлекая их в мыльную пучину разборок, дрязг, скандалов и постельных сцен под низкопробную попсу.

Затеяно это все опять-таки ради того, чтобы подтвердить нехитрую и довольно очевидную истину: полиамория – всего лишь один из способов, наряду со всеми этими свободными браками и открытыми отношениями, к которому прибегает индивид с целью оправдать в своих глазах и глазах общества собственное аморальное поведение. Первопричиной которого являются либо психические травмы из детства (в случае того же полиамора Бурковского), либо какие-то обиды, неудовлетворение каких-то запросов, общая разочарованность жизнью, ну или еще что-то в этом духе.

Вместе с тем создатели сериала, как ни странно, не то чтобы резко полиаморию как явление и тех, кто чем-то подобным занимается, осуждают. Скорее наоборот, порицают тех, кто ко всяким извращениям (будем называть вещи своими именами) настроен враждебно по тем или иным соображениям – такие экземпляры изображены в AMORE MORE подчеркнуто карикатурно. В то время как сами извращенцы, которые устраивают дебоши, похищают детей, жестоко манипулируют близкими и вообще некрасиво себя ведут, вызывают у авторов искреннее сочувствие.

Ну а если все же говорить о чуть менее радикальных форматах современной семьи: возможен ли сколько-нибудь крепкий, устойчивый гетеросексуальный союз, когда речь идет не о паре, а о трио, квартете и так далее, вплоть до оркестра? Если верить умозрительным телевизионно-кинематографическим исследованиям, теоретически – да. Но с рядом оговорок. Скажем, в сериале «Актрисы» герою Сергея Гилева удается сравнительно успешно уживаться сразу с двумя дамами сердца (Светлана Ходченкова и Анна Невская) и со своим сыном в придачу на протяжении некоторого периода, весьма недолгого, впрочем. С другой стороны, они же там все представители творческого насекомого бомонда, у них все не как у людей, так что это нисколько не показатель.

Или возьмем сериал Константина Богомолова «Кеша должен умереть», где сам Богомолов играет знаменитого архитектора по имени Иннокентий, выстроившего для своего удовольствия и комфорта целую экосистему из любящих его женщин: актуальной жены, бывшей жены и еще одной бывшей. Все они живут по соседству, все меж собою крепко дружат, со всеми он спит, и это продолжается уже много лет. Тишь да благодать сплошная. Однако идеально отлаженная схема дает сбой, когда Иннокентий заводит себе дополнительную любовницу. Тогда остальные пассии все друг о друге выясняют, раскрывают обман и объединяются, чтобы организовать его убийство. Вот уж действительно: жадность фраера сгубила – вот вам наглядная иллюстрация к афоризму.

И второй урок, который нам всем следует извлечь из кейса Кеши, – обманывать женщин бывает чревато крупными неприятностями. Всегда лучше сказать как есть, чем трусливо увиливать. Лишнее подтверждение тому – история добродушного пухляша Толика (снова Борис Дергачев) из ситкома «Триада». Тот тоже был неверным мужем и тоже женам изменял. В смысле – жене. Но как только узнал, что и жена, и любовница, и малознакомая девица, которую он подцепил в клубе, от него разом понесли, тут же их за одним столом собрал, горькую правду им выдал и самоотверженно взял на себя обязательства заботиться и обеспечивать, даже жилплощадь предоставил одну на всех. И далее обязательства честно старался выполнять.

Что стоило, впрочем, немалых нервов как ему, так и всем причастным к этому безумному социально-демографическому проекту, к тому же заранее обреченному на провал. Потому как создать хотя бы отдаленное подобие здоровой ячейки общества с участием трех своенравных барышень одновременно под силу разве что какому-нибудь виртуозному циничному манипулятору по имени Иннокентий, а это мы уже проходили (см. выше).

Другое дело – когда центральным элементом нестандартной конструкции семейного механизма становится не мужчина, а женщина. В мелодраматической комедии Жоры Крыжовникова «Нина» героиня Виктории Исаковой вполне органично сосуществует под одной крышей с двумя своими бывшими мужьями, притом неустанно предпринимая попытки вернуть третьего мужа. Без всякой полиамории и дискуссиях о свободных отношениях, заметьте. Впрочем, секрет безотказного функционирования этого механизма достаточно прост: в нем все элементы – и героиня Исаковой, и все прочие перечисленные – непроходимо тупые.

И это, если подумать, весьма показательно. Поскольку при внимательном изучении всех приведенных примеров из различных кинематографических произведений так и напрашивается однозначный вывод: все эти рефлексии, попытки докопаться до сути вещей и разобраться в чувствах приводят к неочевидным решениям, которые обычно все только еще больше запутывают. Да, в итоге сохранить семью – а сохранение семьи в том или ином виде априори является первостепенной задачей – это, скорее всего, поможет. Но цена может быть очень высока. Как минимум курс психотерапии в будущем для детей, пострадавших от неочевидных решений и сомнительных экспериментов родителей.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Комментарии  

Комментарии

Загрузка....
Вы все прочитали

Next page

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: