Маргарета Гертруда Зелле, известная всему миру как Мата Хари, родилась 145 лет назад, 7 августа 1876 года. Она принадлежала к редкому народу фризов, исполняла экзотические танцы, служила подданной Нидерландов и… шпионила. Персона Маты Хари до сих пор вызывает много вопросов, ей посвящено немало книг, еще больше спектаклей и фильмов. Кому из актрис удалось лучше всего воплотить известную танцовщицу на экране или на сцене, читайте в нашем материале.
Датчанка Аста Нильсен первой исполнила роль Маты Хари на киноэкране. Она появилась в черно-белом немом фильме 1920 года, спустя буквально 3 года после расстрела Маргареты Зелле. Актриса была популярна, она снималась во многих проектах, среди которых культовый «Гамлет» (1921) с центральным женским персонажем, и в историю кино ее вписала точно не картина про Мату Хари. Но именно эта роль Нильсен и этот фильм запустили вереницу байопиков о шпионке-танцовщице.
Шведка Грета Гарбо – икона, и любое ее появление на экране стоит рассматривать отдельно. Среди многочисленных работ актрисы – роль Маты Хари в одноименном фильме. Черно-белая картина принесла Гарбо хороший доход, хотя история на экране далека от канонической.
Биографию шпионки романтизировали для Голливуда, и, пожалуй, в увековечении истории Маты Хари не последнюю роль сыграл тот факт, что именно популярная голливудская актриса воплотила ее образ на экране. Но, по иронии, Маты Хари в фильме оказалось меньше, чем Греты Гарбо.
Француженка Жанна Моро, которая была лицом «новой волны» наряду с Катрин Денев и Брижит Бардо и любимицей Орсона Уэллса, получила немало крупных фестивальных наград. Ее Мата Хари отличается особым шармом: она предстает на экране в роли очаровательной влюбленной шпионки, преданной родной страной.
Однако фильм про агента Х21 надо смотреть не столько ради знакомства с историей Хари, сколько ради атмосферы. Кстати, к созданию картины причастна и еще одна знаковая фигура французской «новой волны»: сценарий вместе с режиссером Жаном-Луи Ришаром писал Франсуа Трюффо.
Фильм про Мату Хари с актрисой, известной прежде всего по серии «Эммануэль», получился примерно таким же, как серия «Эммануэль» – в большей степени не биографическим, а эротическим.
По сюжету, Гертруда Зелле становится пешкой в политических играх двух стран. Но шпионские страсти на экране представлены в меньшей степени, чем откровенные сцены, и танцовщицу мы узнаем совершенно не с той стороны, которая привела ее к расстрелу и мировой известности.
Этот байопик не попал в российский прокат и не был локализован, но он, пожалуй, ближе всего подобрался к адекватному изображению истории Маты Хари на экране. Название так и переводится: «Мата Хари, реальная история». Главную роль сыграла голландка Марушка Детмерс.
Актриса воплотила на экране женщину, попавшую в действительно трудную ситуацию, и танцы, равно как и интимная жизнь, здесь далеко не на первом месте. Налицо смена парадигмы в кинематографе: наконец-то в центре истории – личность шпионки и ее переживания, а не аура «чьей-то любовницы».
Сериал совместного производства России, Украины и Португалии в 12 эпизодах рассказывает историю знаменитой танцовщицы в довольно вольной манере. Тем не менее, этот яркий игровой проект гораздо ближе современному зрителю, чем черно-белые, немые или излишне откровенные предшественники.
Другие приемы, другие спецэффекты, другой бюджет, к тому же сериал – максимально комфортный формат для исторических картин. Главную роль исполнила француженка Ваина Джоканте, и ей удалось показать на экране женщину с понятными поступками и вовсе не шпионскими, а обычными человеческими чертами – Мату Хари, которой хочется сочувствовать.
Евгений Гинзбург поставил в 2009 году мюзикл «Мата Хари» с Теоной Дольниковой в заглавной роли и назвал его «музыкальной авантюрой». В постановке звучали песни, плясались танцы, не обошлось без драматической составляющей, и, судя по отзывам критиков, мюзикл действительно получился ярким.
Что интересно, Мата Хари оказалась одним из ключевых персонажей, но не центральным. На сцене танцовщица появлялась, оживая в воспоминаниях своего любовника, Жоржа Маслова, из любви к которому Мата Хари и пошла на смерть.
Другой мюзикл, посвященный Мате Хари, поставили буквально год спустя. В постановке Максима Дунаевского, который также написал музыкальные партии, главную роль исполнила Лариса Долина. В данном случае на первом месте – потрясающий голос певицы, именно на нем строился весь мюзикл. Сложно представить танцовщицу Мату Хари поющей, но если бы она пела, то только голосом Долиной.
Почему «Глаза дня»? Так дословно переводится псевдоним «Мата Хари». Постановка «Театра Луны» основана на пьесе Елены Греминой «Глаза дня», как и мюзикл «Любовь и шпионаж», но принципиально от него отличается. Здесь не песни, а танцы и пластика выходят на передний план, хотя на первом месте, конечно же, игра Елены Захаровой. Режиссер Дарья Попова впервые воплотила на сцене чувственную историю в 2010 году, и еще 5 лет спектакль собирал полные залы.
Двое друзей, беспечных пьяниц средних лет, должны встретить в аэропорту третьего. Но это завтра. А пока можно где-нибудь выпить по…
Военная драма Андрея Разенкова «Почтарь» завоевала сразу три награды на Международном молодежном кинофестивале в Хургаде: на ее счету оказались призы в…
Юрий Тюкалов едва не умер от голода в блокадном Ленинграде и все же сумел не только оправиться, но и набраться…
105 лет назад родился Уолтер Мэттау, бесконечно колоритная звезда старого Голливуда. Он снимался с Одри Хепберн, Марлоном Брандо, Кирком Дугласом…
Елена Лядова, безусловно, одна из самых ярких, многогранных и талантливых российских актрис. И как следствие, самых титулованных. Мы договорились, что…
6 октября на 1-й Тверской-Ямской в книжном магазине «РЕСПУБЛИКА*» состоится уникальная автограф-сессия с героями выпуска коллекционного альманаха «Черно-белое кино» журнала…