В 1872 году американский хирург Уильям Майнор (Шон Пенн), живущий в Лондоне, в приступе паранойи стреляет на улице в случайного мужчину. Майнора судят, но объявляют безумцем и помещают в клинику; Элиза (Натали Домер), вдова жертвы, страдает и занимается проституцией, чтобы прокормить шестерых детей. Параллельно талантливый лингвист-самоучка Джеймс Мюррей (Мел Гибсон) берется за составление наиболее полного словаря английского языка, пытаясь продемонстрировать академическому сообществу ценность собственных знаний. Поняв, что своими силами он не справится, Мюррей привлекает к работе над проектом волонтеров — обычных людей, которые будут присылать ему письма с различными словами и содержащими их цитатами из литературных произведений. Одним из таких волонтеров (причем крайне продуктивным) становится и Майнор — и постепенно между Уильямом и Джеймсом завязывается дружба.
«Игры разумов» (оригинальное англоязычное название — «The Professor and the Madman», но отечественные прокатчики, видимо, посчитали, что в нем содержится слишком много спойлеров) — экранизация вышедшей в 1998-м книги «Хирург из Кроуторна: История убийства, безумия и создания Оксфордского словаря»; та, в свою очередь, базировалась на реальных событиях. Гибсон заинтересовался этим текстом еще 20 лет назад, сразу после первой публикации. По слухам, режиссерское кресло вроде как предлагали даже Люку Бессону, но в конечном итоге его занял Фарад Сафиниа, ранее уже сотрудничавший с Гибсоном в качестве сценариста (их совместный проект — историческая драма 2006 года «Апокалипсис»).
Впрочем, примерно через год после начала съемок Гибсон рассорился с другими продюсерами картины (те вроде как не позволили Мелу доснять дополнительные материалы в Оксфорде и взяться за финальный монтаж). Последовали судебные разбирательства, и в результате Сафиниа был вымаран из титров — его имя заменили на псевдоним Пи Би Шемран.
Лента «Игры разумов», кажется, сама не очень точно представляет, чем именно ей хочется быть. Тянется ли она к семейной драме о человеке, одержимом идеей и пренебрегающем близкими? Да, благодаря сценам с участием Мюррея и его супруги Ады (отличная Дженнифер Эль, не имеющая возможности полностью раскрыться из-за куцей роли, прописанной в сценарии). Старается ли лента стать похожей на манипулятивную мелодраму о раскаивающемся убийце? Еще как: герой Пенна не просто проникается симпатией к Элизе, но и влюбляется в нее. Заставляет ли фильм вспомнить интонации «Википедии», когда сценаристы концентрируют внимание на фактах, касающихся непосредственно словаря? Ответ опять утвердительный.
Отдельные фрагменты «Игр разумов» (в первую очередь те, где заняты Гибсон и Эль) удались лучше, другие же получились неубедительными или даже смехотворными. Так или иначе, в цельную картину они складываться отказываются. Гибсон, Пенн и Дормер (Элизе, героине последней, тут уделяется значительно больше внимания, чем Аде Мюррей) — как лебедь, рак и щука: каждый энергично тянет историю в свою сторону, но все вместе они оказываются неспособны донести какую-то конкретную идею до аудитории.
Не выдающаяся, но в чем-то любопытная костюмная драма, основанная на реальной и одновременно невероятной истории. Как часто бывает в подобных случаях, после просмотра складывается ощущение, что этот сюжет заслуживал гораздо более яркой и выразительной экранизации. По крайней мере, «Игры разумов» дают возможность поглазеть на двух оскароносных актеров с впечатляющими бородами.
Ради спасения словаря и друга Джеймс Мюррей наведывается в офис к молодому Уинстону Черчиллю. Все заинтересованные уже видели этого политика в исполнении Гари Олдмана (и даже, возможно, Брендана Глисона или Альберта Финни), теперь же его представляет на экране 34-летний британский актер и фокусник Брендан Патрикс.
13 и 14 декабря в «Мастерской «12» Никиты Михалкова» состоится долгожданная премьера сезона – постановка пьесы Максима Горького «На дне».…
Домохозяйка по имени Жанна умеет читать мысли и управлять электротехникой, чем успешно пользуется, выигрывая крупные суммы в покер и грабя…
В Театре Мимики и Жеста новая премьера, которую планируют привезти и в другие регионы страны. Инклюзивный спектакль на русском жестовом…
В первой части обширного материала, посвященного новейшему кино про Урал, мы рассказывали о лентах, увидевших свет за последний год. Здесь…
20 ноября на сцене Дворца на Яузе состоялась первая торжественная церемония вручения индустриальной премии «МедиаБренд», которая отмечает выдающиеся проекты в…
Телевидение как способ распространения информации неумолимо сдает лидерство, но как сегмент индустрии развлечений не устареет, наверное, никогда. Потому что от…