Жанр рефлексии на тему проклятых 1990-х не теряет популярности с тех самых проклятых 1990-х. Более того, кажется, в последние годы интенсивность работы в этом направлении только нарастает. Прямо хлебом всех не корми, дай в очередной раз напомнить о том, какое это было время. Оно и понятно: столь богатой на разнообразные события, явления и сюжеты эпохи не то что у нас – вообще нигде никогда не было.
Наши 1990-е – это, грубо говоря, их 1920-е, 1930-е, 1960-е и 1980-е, вместе взятые. Страшный русский ренессанс, как пели, предощущая грядущее десятилетие, на излете СССР московские панки-авангардисты «Тупые».
Объять девяностые, передать весь опыт проживания в них, рассказать о них все-все-все в рамках одного произведения – задача априори непосильная. Тем не менее создатели сериала «Мир! Дружба! Жвачка!» вот уже третий сезон усердно стараются доказать нам обратное.
Притом, надо отдать должное, не абы как, с наскока, к этому подходят, а обстоятельно, согласно определенной схеме. И схема та на зависть исправно функционирует. Потому что все смотрят, всем нравится. «Мир! Дружба! Жвачка!» с одинаковым успехом находит общий язык как с теми, кто лично 1990-е застал в более или менее сознательном возрасте, так и с теми, кто тогда еще не родился. Как авторам это удается? Если разобраться, все достаточно просто.
«Мир! Дружба! Жвачка» по большому счету – это наполовину как бы «Очень странные дела» в российской провинции, и еще наполовину – мыльная опера. То есть «Очень странные дела» – тоже в известной степени мыльная опера. Но суть в том, что первая половина, условно, – для зрителей помладше, а вторая – для зрителей постарше.
Первая половина, как и «Очень странные дела», про компанию детишек, которые противостоят злу. Правда, не конкретному потустороннему, а абстрактному повсеместному. Тому злу, что внутри человека гнездится. Опять же, не кого-то конкретного, а человека как биологического вида. Однозначные злодеи тоже встречаются, но строго раз в сезон и, как правило, довольно невзрачные. Разве только в третьем сезоне злодей в исполнении Евгения Ткачука чудо как харизматичен, прямо в высшую злодейскую лигу метит.
Как бы то ни было, в основном детишкам из «Мира! Дружбы! Жвачки!» приходится разбираться не с монстрами какими-нибудь, а исключительно с собой, своим местом во Вселенной, своим с отношением к этой Вселенной и тому подобными экзистенциальными вопросами. Поэтому, в отличие от детишек из «Очень странных дел», они не слишком дружные, а все больше собачатся между собой. А один из них, честно говоря, и вовсе тип пренеприятный, скользкий и вызывающе глупый.
Вторая же половина сериала – про взрослых, которые занимаются преимущественно тем же, чем занимались персонажи «Санта-Барбары» и прочих незабвенных телемелодрам далекого прошлого. Изменяют, предают, умирают, неожиданно воскресают, оказываются внезапно чьими-нибудь ближайшими родственниками и так далее в безостановочном режиме. И тоже регулярно собачатся, и тоже задаются экзистенциальными вопросами.
При этом какого-то магистрального сюжета в сериале «Мир! Дружба! Жвачка!» нет. Есть зато много мелких сюжетов, которые произвольно возникают, друг в друга перетекают, вовлекают в себя детей и взрослых и нередко точно так же произвольно завершаются.
Каждый сезон стартует с того, что кто-нибудь из детей натыкается на рояль в кустах. Будь то удачно припаркованная открытая машина с открытыми дверьми и спрятанной в ней крупной суммой; или цистерна спирта; или бандюги, готовые вручить первому встречному балбесу пакет с наркотиками на реализацию. Далее это влечет за собой длинную цепочку последствий, затрагивающих так или иначе всех действующих лиц.
Действующих лиц много, очень много. Настолько, что кто-то спокойно может исчезнуть на целый сезон, а затем вынырнуть из небытия как ни в чем не бывало. И все они принадлежат к различным социальным группам. Что легко позволяет включать в повествование любые характерные атрибуты эпохи. Ветераны-афганцы, этническая преступность, детская наркомания, коррупция в органах, финансовые пирамиды, передел собственности, погромы, рэкет и прочие ужасы – «Мир! Дружба! Жвачка!» планомерно отбирает и репрезентует все, из чего девяностые состояли. Все, что было там важного.
Зачем? Конечно же, ради переосмысления. Может, и не в первую очередь, но точно не в последнюю. Специально для этого в сериале отдельный герой выделен – трагический, разумеется. Юра Борисов его играет. Он, с одной стороны, недвусмысленно косплеит Данилу Багрова, а с другой – больше всех рефлексирует. И к третьему сезону дорефлексировался уже до такого умозаключения, что сила-то, получается, не в правде. Потому что правда – внимание, сейчас будет мощное откровение! – понятие относительное.
В чем именно тогда заключается сила, трагический герой Юры Борисова пока не выяснил (не исключено, что в этических дилеммах). Стало быть, процесс переосмысления девяностых и всего с ними связанного еще не закончен. Да и вряд ли когда-нибудь закончится. Потому что в переосмыслении главное – сам процесс, а цель и даже предмет – второстепенное. Процесс этот, если его грамотно обставить, может быть вполне увлекательным. Ну а в сериале «Мир! Дружба! Жвачка!» он обставлен как раз грамотно. Пускай и не особенно затейливо.
В том, кстати, тоже может крыться своя прелесть – в незатейливости. Рифмовать «кровь» и «любовь», отчаянно беспечную юность и неизбежно-внезапную смерть, сразу следом за сценой массовой казни пуская постельную сцену под ностальгический саундтрек, – прием не больно, допустим, оригинальный и изящный, но, как ни крути, действенный. «Мир! Дружба! Жвачка!» на него во многом – возможно, слишком во многом – опирается. И ничего, крепко себе стоит.
Еще бы, конечно, неплохо слегка пересмотреть политику в отношении каверов на шлягеры прошлых лет. В сторону большего разнообразия. А то цоевская песенка про дерево, безусловно, замечательная, но когда ее уже в десятый раз какая-то томная барышня драматично за кадром нашептывает, свою замечательность она несколько теряет. Тем более учитывая, что в кадре параллельно обсуждают Depeche Mode, Дэвида Боуи и Fugazi.
Ограниченность музыкального кругозора, выраженная в том числе в болезненной зацикленности на Муджусе, – это, пожалуй, пока единственный момент, мешающий сериалу «Мир! Дружба! Жвачка!» в теории заменить собою все остальные произведения (по крайней мере, современные) о 1990-х. Тогда как в других аспектах сериал абсолютно универсален и исчерпывающ. Все, что нужно знать о девяностых, необходимый и достаточный минимум, либо уже в «Мире! Дружбе! Жвачке!» содержится, либо, скорее всего, позднее там появится. На том тему можно и свернуть. И найти что-нибудь еще, что требуется переосмыслить и о чем порефлексировать.
13 и 14 декабря в «Мастерской «12» Никиты Михалкова» состоится долгожданная премьера сезона – постановка пьесы Максима Горького «На дне».…
Домохозяйка по имени Жанна умеет читать мысли и управлять электротехникой, чем успешно пользуется, выигрывая крупные суммы в покер и грабя…
В Театре Мимики и Жеста новая премьера, которую планируют привезти и в другие регионы страны. Инклюзивный спектакль на русском жестовом…
В первой части обширного материала, посвященного новейшему кино про Урал, мы рассказывали о лентах, увидевших свет за последний год. Здесь…
20 ноября на сцене Дворца на Яузе состоялась первая торжественная церемония вручения индустриальной премии «МедиаБренд», которая отмечает выдающиеся проекты в…
Телевидение как способ распространения информации неумолимо сдает лидерство, но как сегмент индустрии развлечений не устареет, наверное, никогда. Потому что от…