Непривычно говорить о Гае Ричи в контексте неудачного кино. Не то чтобы режиссер всегда выдавал один шедевр за другим. Но все же существовала незримая планка, ниже которой британец попросту не позволял себе опускаться. До этой весны у Ричи был всего лишь один творческий промах – мелодрама «Унесенные» (2002), где он снял свою бывшую женушку Мадонну, музыкальную икону, но совершенно бесталанную актрису. Что ж, теперь у постановщика появился второй сомнительный проект, громко и отчаянно сигнализирующий, что пора бы пересмотреть конвейерный подход к работе.
По задумке «Министерство неджентльменских дел» должно было стать более реалистичной версией «Бесславных ублюдков». Сюжет боевика основан на реальной военной операции, проведенной вооруженными силами Великобритании во время Второй мировой. Группе коммандос во главе с майором Гасом Марч-Филиппсом поручили отправиться на немецкую базу в Африке для взятия на абордаж нацистских и итальянских кораблей и их дальнейшей транспортировки к британцам. Миссия прошла успешно, а участники операции получили внеочередные звания или государственные награды. Любопытная историческая завязка, которую можно было бы реализовать в самых разных формах: от шпионского экшена до фильма-ограбления. Вероятно, нечто вроде этого и хотел осуществить Ричи. Но в какой-то момент что-то пошло не так.
Наблюдать за тем, что творится в «Министерстве», попросту скучно. Единственный отличный эпизод – вступительная сцена, в которой присутствует все, за что мы любим британца: черный юмор, умеренное насилие, бодрый экшен и остроумные диалоги. После этого ленту можно смело выключать, поскольку все дальнейшее действо никак не вяжется с фирменным стилем Ричи.
Прекрасный пример – экспозиция. Для Гая представление персонажей зрителю всегда было этаким мини-аттракционом, раскрывающим характеры героев и блистательно вводящим аудиторию в курс дела. Ричи довел этот прием до автоматизма: вспомним потрясающе креативные подобные решения в «Большом куше» или ֿ«Джентльменах».
А что мы имеем здесь? Главный герой Гас Марч-Филиппс пафосно представляет будущую команду сорвиголов, специалистов военного ремесла и настоящих истребителей нацистов. Видим ли мы доказательства его слов? Нет, ведь вместо динамичного монтажа Ричи почему-то решил, что для такого момента подойдут кадры с умиротворенными лицами коммандос на фоне моря. Снять пару-тройку дополнительных сцен для раскрытия персонажей режиссеру, видимо, было несподручно.
С такими сомнительными вводными мы вместе с коммандос отправляемся в тыл к немцам. Повествование «Министерства» разделено на две сюжетные линии – путь команды Гаса к цели и шпионские страсти на африканской базе нацистов с героиней Эйсы Гонсалес. И если за приключениями бравых вояк хоть иногда интересно наблюдать, то арка с обворожительным двойным агентом оказывается скучной и монотонной. Периодически ситуацию спасает разве что Тиль Швайгер, которому досталась роль главного злодея-нациста. Это, конечно, не Ганс Ланда, но для местного сборища вполне подходит.
Экшен – отдельная история. Подобные сцены тут и так можно пересчитать по пальцам трехпалой руки. Мало того, Ричи еще и умудрился каждый из редких боевых эпизодов снять менее изобретательно и выразительно, чем предыдущий. Вся боевиковая часть по большому счету сводится к тому, что группа с автоматами и высунутым языком Генри Кавилла наперевес пробивает путь сквозь десятки нацистов. Никакой тебе динамики, никакой зрелищности.
Вместо немцев Ричи мог смело расставить на площадке обычные манекены – на общую ситуацию оно вряд ли бы повлияло. И это если не придираться к такой «гениальной» тактике ведения боя, как использование лука как единственного оружия в тесных пространствах. Жертвовать реализмом в угоду зрелищности – стандартное явление для боевиков. Но для этого нужно, чтобы хореография, спецэффекты и монтаж были выполнены на достойном уровне. А при отсутствии оного любая нестыковка будет выглядеть еще более вопиющей, ломая и без того криво слепленный каркас фильма.
Но грустнее всего от того, как бездарно Ричи растратил потенциал своих героев. В непривычных для себя амплуа звезды боевиков выглядят весьма убедительно. Что безумный бунтарь Кавилл, что «интеллигентная» машина для убийств Алан Ричсон, что упомянутый немецкий ублюдок в исполнении Швайгера. Британец действительно мог снять своих «Бесславных ублюдков». Но вместо этого выдал собственную версию «Горячих голов».
«Министерство неджентльменских дел» – худшая работа Гая Ричи за двадцать с лишним лет. Не стоит воспринимать этот вывод как нечто чересчур категоричное, но факт остается фактом: режиссер мог запросто сделать ленту бодрее, эффектнее, виртуознее. Усталость постановщика для наблюдательного зрителя очевидна.
За последние четыре года Гай выпустил шесть проектов. И седьмой на подходе. Создается впечатление, что сейчас он работает над своими творениями будто по касательной. Там подснял пару эпизодов для сериальных «Джентльменов». Тут вложил все силы только в открывающую сцену. В следующий раз Ричи, наверное, и вовсе ограничится одними вступительными титрами. Подобный творческий конвейер сказывается на нем самым губительным образом – непонятно, зачем Гай заставляет себя бежать этот ненужный марафон. Уж точно не ради зрителей.
13 и 14 декабря в «Мастерской «12» Никиты Михалкова» состоится долгожданная премьера сезона – постановка пьесы Максима Горького «На дне».…
Домохозяйка по имени Жанна умеет читать мысли и управлять электротехникой, чем успешно пользуется, выигрывая крупные суммы в покер и грабя…
В Театре Мимики и Жеста новая премьера, которую планируют привезти и в другие регионы страны. Инклюзивный спектакль на русском жестовом…
В первой части обширного материала, посвященного новейшему кино про Урал, мы рассказывали о лентах, увидевших свет за последний год. Здесь…
20 ноября на сцене Дворца на Яузе состоялась первая торжественная церемония вручения индустриальной премии «МедиаБренд», которая отмечает выдающиеся проекты в…
Телевидение как способ распространения информации неумолимо сдает лидерство, но как сегмент индустрии развлечений не устареет, наверное, никогда. Потому что от…