Анимационная трагикомедия, которая мало кого оставит равнодушным.
Оскароносный аниматор из Австралии Адам Эллиот творит вот уже почти 30 лет. При этом у мультипликатора всего восемь работ, преимущественно в короткометражном формате. Каждая из них – своеобразная трагикомедия с мрачноватой стилистикой, но удивительно трогательным настроением. Свои пронзительные истории Эллиот посвящает темам семьи и дружбы, внутренним переживаниям и психологическому развитию, биографическим очеркам и основанным на реальных событиях эпизодам. В своем новом мультфильме, «Мемуары улитки», над которым Адам работал восемь лет, аниматор исследует человеческое несовершенство и то, как оно мешает травмированным людям получать удовольствие от жизни.
В центре истории – Грейс Пудл, девушка из Мельбурна, живущая с братом-близнецом Гилбертом и отцом Перси, бывшим жонглером, а ныне алкоголиком с параличом нижних конечностей. Мама ребятишек умерла после их рождения, и брат с сестрой всячески пытались восполнить утрату безмерной заботой друг о друге. Даже папа, несмотря на пагубную привычку и проблемы со здоровьем, старался уделять детям как можно больше времени. И не допускать того, чтобы груз неполноценной семьи как-то сказался на них. Но однажды Грейс теряет этих двух самых близких на свете людей. Увлечение улитками, переданное от матери, отчасти помогает девушке справиться с тяжелыми переживаниями, пока она не встречает эксцентричную Пинки, пожилую даму, которая навсегда изменит жизнь одинокой героини.
Страсть Грейс к улиткам и любым связанным с ними вещам прежде всего обусловлена ее любовью к матери. Это увлечение, за которым можно бесконечно наблюдать и к которому можно прикоснуться, позволяет героине хотя бы немного погрузиться во внутренний мир ее родителя, которого она никогда не знала. Но с возрастом подобная связь с матерью трансформируется в нечто другое. Из-за врожденного порока развития Грейс никак не может найти друзей, которых пытается заменить ее брат. Одиночество все глубже погружает героиню в ее хобби. Сначала Грейс перенимает внешний образ любимых созданий, чтобы ее «раковина» позволила скрыться от школьных хулиганов. Потом создает целую семью улиток, которая должна заменить ей настоящих родственников. А в конце и вовсе захламляет свой дом тематическими вещами настолько, что и ее жизнь превращается в полный беспорядок.
«Улиточная» связь с матерью, которая должна была залечить одну травму, размывается по другим ранам. Что прежде было утешением, становится неконтролируемым наваждением из-за боли, с которой Грейс приходится сталкиваться практически постоянно. Девушка страдает из-за комплексов и несоответствия общепринятым стандартам. Внешний мир убивает ее доброту, любознательность и заботливость, и Грейс приходится замыкаться в себе и прятать глубоко внутри желание познать мир и окружающих людей. Именно здесь Эллиот подчеркивает особую важность двух вещей. Первая – умение радоваться самым разным мелочам, которые помогут преодолеть даже самый тяжелый кризис. А вторая заключается в том, что наши раны не должны лишать нас веры в людей.
На своем жизненном пути Грейс встречает исключительно травмированных личностей. Один был некогда уважаемым судьей, но из-за проступка скатился на самое дно. Другие отчаянно пытаются завести семью, но их общее увлечение мешает достигнуть полного счастья. Третья, та самая Пинки, и вовсе сталкивалась за свою жизнь со столькими бедами, что трудно представить, как она еще держится. А она полна сил и оптимизма. И Пинки становится для Грейс не только мамой, которой у нее никогда не было, но и идеалом, к которому она хочет стремиться. Плевать на мнение окружающих, поддерживать уязвленных и забытых людей, страдающих от одиночества, работать тем, кем она действительно хочет. Героиня формирует для себя главную цель – избавиться от страха жить полной жизнью. И девизом этого стремления Грейс становится фраза лучшей подруги: «Понять жизнь можно только в обратную сторону, но проживать ее нужно вперед».
Анимационная лента берет на себя роль терапевтического произведения, облегчающего душевные терзания. Тут находится место и неожиданному черному юмору, работающему исключительно в контрасте с мрачными эпизодами (проработка травм сквозь призму комедии). И душераздирающим моментам, вначале перехватывающим дыхание, а после выпускающим наружу накопившиеся эмоции (необходимый сброс напряжения). И вынужденному столкновению с жестокой реальностью, противостоять которой можно, лишь поняв себя (процесс самопринятия). Погружая зрителей в историю жизни героини, Эллиот планомерно подводит аудиторию к ключевой мысли – невозможно избежать тяжести бытия, но мы способны создавать собственные уютные мирки, наполненные событиями, вещами и людьми, ради которых стоит жить.
Комментарии