Журнал

Мастерская «12»: Возвращение домой

Новый сезон для «Мастерской «12» Никиты Михалкова» – одного из самых молодых и ярких театральных коллективов страны – ознаменовало открытие исторического здания на Поварской, реконструкция которого шла с 2021 года. Для труппы это значит не только долгожданное возвращение домой, но и совершенно новые возможности, поскольку теперь это самая современная и технически оснащенная площадка в России.

Начало

В феврале 2017 года Никита Михалков взял на себя художественное руководство Государственным театром киноактера – некогда довольно серьезным, но растерявшим в новом веке былую славу коллективом. Созданный в 1943-м театр был первым в мире театральным объединением киноактеров и своего рода лабораторией по подготовке будущих звезд экрана и режиссеров. Кроме того, он обеспечил работой актеров «Мосфильма», оказавшихся невостребованными в связи с резким сокращением производства фильмов в годы войны.

Когда-то в нем ставили спектакли такие известные режиссеры, как Сергей Герасимов, Савва Кулиш, Иван Пырьев, Юлий Райзман, Михаил Ромм, Самсон Самсонов, Рубен Симонов и Анатолий Эфрос. На сцене театра играли кумиры миллионов: Борис Андреев, Марк Бернес, Сергей Бондарчук, Георгий Вицин, Эраст Гарин, Михаил Глузский, Николай Крючков, Марина Ладынина, Николай Рыбников, Лидия Смирнова, Иннокентий Смоктуновский, Борис Чирков, Георгий Юматов, Вячеслав Тихонов, Клара Лучко, Нонна Мордюкова, Валентина Серова и многие другие.

Но все это в прошлом. К моменту, когда туда пришел Никита Сергеевич, по сути, не осталось ни труппы, ни зрителей. Все надо было перезапускать, но это нисколько не пугало худрука: ему не раз приходилось выступать в роли кризис-менеджера: «Это будет совершенно новая творческая субстанция, которая будет жить по другим законам». Стартом обновленного пространства стало создание в октябре 2019-го Центра театра и кино под руководством Никиты Михалкова, основной костяк которого составили лучшие выпускники его Академии кинематографического и театрального искусства.

Шедевр конструктивизма

Команде Михалкова достались руины во всех смыслах и отношениях. Театр располагался в здании на Поварской улице, построенном по проекту братьев-архитекторов Леонида, Виктора и Александра Весниных в первой половине 1930-х и с тех пор ни разу не ремонтировавшемся. Более того, изначально спроектированном под несколько иные задачи.

Веснины создавали клуб для Общества бывших политкаторжан и ссыльнопоселенцев. Шедевр конструктивизма в виде группы параллелепипедов разной ширины и высоты, соединенных вместе, должен был вместить в себя два театральных зала, спортивный и кинозал, столовую и несколько административных кабинетов. Однако пока проект под названием «Дом каторги» возводился, общество, для которого все и затевалось, прекратило свое существование, и здание переоборудовали в кинотеатр «Первый».

Лишь в 1945 году оно перешло Государственному театру киноактера, да и то лишь на 12 лет: в 1957-м здание занял Дом кино. Театр вернулся в родные стены в 1969 году как Театр-студия киноактера. Тогда же и началась самая славная страница его истории, которая уже к началу нового века заметно потускнела.

Помещение требовало не просто ремонта, но глобального переоснащения и перестройки, что стало крайне непростой задачей, поскольку само здание и часть объектов в его интерьерах – предметы охраны культурного наследия. Это прежде всего уникальные винтовые лестницы, ленточные и витражные окна, цементно-мозаичный пол в вестибюле, балочный потолок и колонны, облицованные искусственным мрамором.

Вписать эти исторические детали в современные интерьеры театра взялся Юрий Купер – мировая знаменитость и художник-постановщик большинства спектаклей «Мастерской «12».

Новый старый дом

Столь смелые замыслы требовали и самого основательного подхода. До того как театр закрылся на ремонт, проектирование шло два года. Перед Купером стояла задача разместить в здании два театральных зала на 608 и 80 мест, кинозал на 24 места, студию звукозаписи и литературный салон. При этом необходимо было учитывать, что, несмотря на наличие отдельного кинозала, смотреть кино предполагалось и в Большом зале.

Важным нюансом было и то, что театр планировал работу с маломобильными группами населения. Для доступа людей с ограниченными возможностями на спектакли и в кафе в здании оборудовали лифт. Также в зале появилась кабинка для тифлокомментирования, а по всему театру нанесли пояснительные надписи шрифтом Брайля.

Открытие «Мастерской «12» Никиты Михалкова» на Поварской состоялось 27 марта 2025 года – в день уже традиционной общегородской акции «Ночь театров». Реставрация и ремонт здания заняли почти 4 года, но оно того стоило: «Здесь установлено уникальное сценическое оборудование, которое можно встретить в считаных залах мира. Возможности нового театра позволяют реализовать самые смелые режиссерские замыслы», – отметил присутствовавший на открытии мэр Москвы Сергей Собянин.

В частности, Большой зал представляет собой высокотехнологичное трансформируемое пространство, в котором можно менять высотный уровень партера и его отдельных частей, доступны горизонтальная и вертикальная трансформация зрительских кресел, изменение количества мест и их расположения. Полностью заменено механооборудование, включая планшет сцены, а также системы постановочного освещения и режиссерской связи.

В зале установлена уникальная система иммерсионной акустики, обеспечивающая полное погружение зрителя в атмосферу происходящего с имитацией звуковой реальности. В нем можно устраивать не только показы фильмов и спектаклей, но и симфонические концерты. Также обеспечена возможность использовать в постановках уникальные визуальные эффекты, 3D-проекции и даже голограммы.

«У нас лучшее сценическое оборудование в стране. Нам надо все это освоить и научиться как можно реже этим пользоваться», – пошутил на открытии здания Никита Михалков.

Счастливая дюжина

И все же, каким бы фундаментальным ни был подход к восстановлению помещений, главным для Никиты Сергеевича было строительство театра как такового. И в этом, безусловно, очень помогло то, что основу труппы составили его ученики. Он знал их возможности, а они – его творческий метод. Более того, у них уже был опыт совместного создания спектаклей в Академии.

Ведущим направлением деятельности Центра театра и кино, переименованного в «Мастерскую «12» Никиты Михалкова» в мае 2024 года, худрук обозначил сценическую интерпретацию большой литературы и классической драматургии. Однако это не значит, что труппу не интересуют современные пьесы.

Так, безусловно, самой громкой и значимой работой театра стал спектакль «12» (неслучайно именно он дал коллективу новое название), который Михалков поставил по собственному одноименному фильму 2007 года. Премьера состоялась 24 апреля 2021 года на Исторической сцене Большого театра. После этого спектакль с неизменным аншлагом шел на сцене Театра сатиры и гастролировал.

Его увидели зрители в Саратове, Волгограде, Астрахани, Хабаровске, Владивостоке, Нижнем Новгороде, Ярославле, Йошкар-Оле, Чебоксарах, Керчи, Симферополе, Севастополе, Красноярске, Иркутске, Магнитогорске, Челябинске, Новосибирске, Воронеже, Казани, Екатеринбурге, Чите, Кемерово, Новокузнецке, Рязани, Туле, Самаре, Грозном. В 2022 году в рамках Петербургского международного экономического форума гастроли спектакля прошли в Санкт-Петербурге.

Выезжал «12» и за рубеж. В мае 2023 года спектакль открыл Международный культурный проект «Русские сезоны» в Узбекистане. В декабре того же года отправился в Минск (Республика Беларусь), а в октябре 2024-го – в столицу Сербии, Белград.

Жизнь продолжается

Символично, что к моменту открытия здания на Поварской после ремонта коллективом «Мастерской «12», на это время разместившимся в Учебно-театральном комплексе ГИТИС, было выпущено 12 спектаклей.

Помимо «12», это «Сцены из деревенской жизни» (режиссер Мария Апексимова (Шмаевич), «Темные аллеи» из цикла «Метаморфозы» (режиссер Никита Михалков), «Марья» (режиссер Сергей Землянский), «Рыжая волшебница» (режиссер Алексей Чернышев), «Сказка о потерянном времени» (режиссер Евгения Шевченко), «Последняя весна» (режиссер Семен Барков), «Это все мое!» (режиссер Григорий Артамонов), «Поэзия созидания» (режиссеры Игорь Сергеев и Евгений Дубовской), «Дон Кихот» (режиссер Алексей Чернышев) и «На дне» (режиссер Роман Мархолиа).

Двенадцатым стал спектакль по мотивам произведений Бертольта Брехта «Перед рассветом» в постановке самого Никиты Сергеевича. Этот антифашистский коллаж, обретший в наши дни новые смыслы, стал первой премьерой «Мастерской «12» на Поварской.

Известна и следующая премьера нового сезона. Ею станет гоголевский «Ревизор» в постановке Владимира Панкова. Об интересе к спектаклю и самому театру не только зрителей, но и мастеров сцены много говорит тот факт, что в «Ревизоре» к артистам «Мастерской «12» присоединятся такие известные и популярные актеры, как Сергей Гармаш, Елена Яковлева, Сергей Степанченко, Иван Агапов и Сергей Газаров. Хлестакова же сыграют братья Данила и Павел Рассомахины.

Всего за 5 лет Никита Михалков, до этого не ассоциировавшийся со сценой, но решительно откликнувшийся на этот вызов, создал новый театр со своим стилем, яркой труппой и полноценным и разнообразным репертуаром. И как следствие, со своим зрителем, аншлагами и оглушительными аплодисментами.

И это только начало.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Недавние Посты

«Отдел нераскрытых дел»: Скандинавский детектив, который прекрасно прижился на шотландской почве

Заносчивый следователь Карл Морк (Мэттью Гуд), почти случайно заглянувший на место преступления в компании напарника (Джейми Сивес), решает поучить уму-разуму…

18 часов назад

«Три поросенка. Ой» – первый кукольный спектакль в Театре на Таганке

25 и 26 октября на Новой сцене Театра на Таганке состоится премьера спектакля «Три поросенка. Ой». Знакомая с детства история,…

21 час назад

Убийца голубых кровей: Дракула и его невероятные экранные метаморфозы

Готический образ, скроенный ирландцем Брэмом Стокером из легенд о властном румынском князе Владе Цепеше еще в конце XIX века, не…

22 часа назад

«Сверху вниз»: Блэксплотейшн-ремейк фильма Акиры Куросавы

Глава легендарного музыкального лейбла, постепенно теряющего вес и влияние в индустрии, получает от какой-то бездушной корпорации предложение о продаже своего…

1 день назад

Абсурд против реальности: Хиты, покорившие Венецианский фестиваль

82-й Венецианский кинофестиваль завершился, по традиции отметившись элитной программой и высадив на остров Лидо настоящий звездный десант. О самых ярких…

2 дня назад

Юрий Энтин получил орден «За заслуги в культуре и искусстве»

Президент России Владимир Путин наградил поэта-песенника, драматурга и сценариста Юрия Энтина орденом «За заслуги в культуре и искусстве». Соответствующий документ…

2 дня назад