Интервью

Марьяна Спивак: «Себя продавать, презентовать не умею и не люблю совершенно»

После выхода драмы «Нелюбовь» друзья в шутку называли ее «заслуженная стерва Российской Федерации». Но, хотя образ тогда прочно приклеился к Марьяне Спивак, она быстро сумела охватить самые разные амплуа и жанры – от комедии до триллера. За это время Марьяна и сама изменилась внешне до неузнаваемости. В нашей съемке актриса предстала в романтическом образе и продемонстрировала потрясающую форму, хотя в интервью призналась, что так худеть, как она, никому не советует.

Один из самых обсуждаемых сериалов осени – «Черное облако», где вы сыграли главную роль. Нет опасения, что не всякий зритель способен разобраться в хитросплетениях его сюжета?

— Есть, конечно! Когда снимали, сами еле-еле продирались. Слава богу, автор сценария и шоураннер проекта Даша Грацевич практически постоянно находилась на площадке, и мы все время с ней сверялись: «А это было до или после?» Там же постоянные флешбэки и повторы, которые все больше запутывают.

Да, действие там максимально нелинейное. Как, уверен, и процесс съемок!

— Мы старались соблюдать хронологию, но лишь в пределах локации. То есть, например, сняли последовательно все сцены в институте, потом все сцены у психолога, в полиции и так далее… Меня, кстати, всегда веселят комментарии зрителей, которые пишут: «Такое ощущение, что вначале у них был запал, а потом они выдохлись и уже не знали, чем закончить». Ребят, вы серьезно? (Смеется.)

А вы сразу поняли, что «надо брать»?

— Первая реакция по ходу чтения была скептическая: «Ну понятно, опять полиция…» А когда там все покатилось совершенно в другую сторону, сидела и буквально повторяла: «Да ладно?!» Это первый сценарий, который я перечитала сразу же, как только добралась до финальной точки. И первый проект, когда я специально ничего не взяла параллельно, – иначе у меня бы мозг просто взорвался.

А «опять полиция» – это вы про «Жуков»?

— На заре моей карьеры еще были «Напарницы» (детективный сериал 2016 года, – КР), но, конечно, все эти проекты нельзя сравнивать – разные и жанры, и характеры. Да и не переживаю по поводу совпадений. Я, кстати, вчера провела полдня в отделении полиции – оформляла справку по поводу пары царапин на машине для каско. Бродила по коридорам и думала: «По телевизору все неправда!» (Смеется.) Вспомнился красивенький кабинет следаков в «Облаке» и стало смешно, глядя на все это обшарпанное наследие советских времен. Там как раз была женщина-следователь. Она сидела, слушая потерпевших, и даже не пыталась скрыть, как ей скучно. Вообще, очень занятно было наблюдать – сцена как из комедийного сериала.

Кстати, редкий для вас жанр!

— Ой, помню, был период, когда меня заваливали сценариями про разведенных стерв с детьми. И вот после очередной смены в «Эпидемии», где умирала, страдала, лазала по сугробам, я стояла в душе, смотрела в потолок и молилась: «Господи, пожалуйста, можно мне какую-нибудь комедию?» И видимо, этот запрос в космос сработал! Я фанатка первых сезонов «Жуков», и когда прислали предложение, увидела название и, даже не читая, сказала: «Бегу!» Потом был невероятный кайф на съемках, и я рада, что будет продолжение. Отдых души для меня! Такая светлая, добрая, легкая история с прекрасными людьми и в кадре, и за кадром. Причем «Жуками» отработка моего запроса не ограничилась. Потом еще я снялась в пилотах еще двух комедийных сериалов – «Мамонты» и «Странная фамилия», надеюсь, что будет продолжение.

Если бы все было так легко! Послал запрос в космос – и готово!

— Увы, не поспорю. Меня с детства родители настраивали на то, что наша работа – это абсолютная лотерея, стечение обстоятельств, и ты можешь быть супер-гипер-талантливым, но, если не везет или звезды не так сошлись, будешь со своим талантом сидеть на лавочке и ждать очень долго. Большинство так всю жизнь и сидит.

Фото: Илья Вартанян

Вас же папа (актер Тимофей Спивак, – КР) вообще отговаривал становиться актрисой?

— Ну не то чтобы отговаривал. Он просто очень меня любил и, зная по собственному опыту, какая это жестокая профессия, хотел уберечь от тягот актерской жизни. Предлагал заняться журналистикой. Но в итоге стал моим самым большим фанатом. Когда он ушел (Тимофея Ивановича не стало 30 ноября 2022 года, – КР), остро ощутила, как же мне не хватает его поддержки.

У вас же вообще целая кинодинастия: бабушка Жанна Прохоренко – одна из главных красавиц советского кино, дедушка Евгений Васильев – оператор и режиссер, мама Екатерина Васильева – актриса, сыгравшая в культовом фильме «Вам и не снилось…». Как тут свернуть в другую сторону?

— Был у меня период юношеского максимализма, когда все родственники и друзья семьи говорили: «Ну ты-то, конечно же, тоже будешь артисткой!» И я презрительно фыркала: «Я?! Нет! Мне это вообще неинтересно!» Но к концу 11-го класса вдруг поняла, что это то
единственное, что я умею: все капустники и спектакли в школе всегда были на мне, и я от этого искренне кайфовала. Вообще, я была тогда совершенно без царя в голове и к поступлению относилась достаточно безответственно до последнего момента, когда перед конкурсом меня накрыла настоящая паника: а что будет, если не пройду? Вот тогда меня как раз догнало осознание того, что это лотерея. А главное, что я действительно хочу этим заниматься.

Вашему сыну Грише 8 лет пока. Как думаете, ему еще сложнее будет выбрать иной путь? Все-таки у него уже целых три кинопоколения за спиной.

— Он очень активный и артистичный. Когда в детском саду он играл главные роли вроде Незнайки, то делал это круто и с удовольствием. Но у него нет потребности все время что-то показывать. Я помню, мы с подругой в детстве каждое лето на каникулах снимали кино, делали какие-то спектакли… У Гриши такого нет. Мы с Антоном (актер Антон Кузнецов, муж Марьяны, – КР) даем сыну полную свободу заниматься тем, чем он хочет.

Школа-студия МХАТ, которую вы окончили, – случай или изначальная цель?

Я поступала во все театральные вузы. Была смешная история. В Щепке на предварительном туре мне сказали: «Девушка, ну-ка, улыбнитесь! О-о-о-о… Вы с такими кривыми зубами в артистки собрались?» Все! На этом прослушивание закончилось. Я подумала: а какая разница? Разве это видно со сцены? Но зубы мне исправили уже в «Сатириконе», когда на репетиции спектакля «Синее чудовище»… вышибли мне зуб железной цепью.

Ой!

— У меня клычки торчали, а два передних резца были немножко утоплены. А тут еще и кусок откололся – приплыли, и Константин Аркадьевич (Райкин, худрук театра «Сатирикон», – КР) дал мне своего стоматолога. Она сделала то, что есть сейчас – нормальные ровные зубы. Но, когда я посмотрела в зеркало, у меня была истерика: «Все, у меня испоганено лицо на всю жизнь!» Мне казалось, что я лошадь. (Смеется.)

Некоторые ваши коллеги поганят свое лицо совершенно добровольно…

— Я вообще за максимальную натуральность! Я в этом плане равняюсь на Жанетик – мою бабушку, которая всегда была против любых косметических процедур и очень возмущалась, когда видела по телевизору своих ровесниц с обколотыми и натянутыми лицами. Она говорила, что человек в каждом возрасте красив по-своему и должен стареть естественно.

Жалко только, когда женщина красивая, но… как бы это помягче выразиться? В общем, такая, как ваша героиня из фильма «Нелюбовь», который сделал вас по-настоящему известной.

— Знаете, мне столько раз говорили: «Такая она у тебя там тварь!» Но самое забавное, что, когда снималась, я абсолютно ее так не воспринимала и полностью оправдывала. Все, что она говорит и делает, – это защитная реакция на то, что происходит в ее жизни. У ее мужа любовница, между прочим, на сносях. Он ее предал, и она уже полгода живет, зная об этом. Несчастная, в сущности, женщина!

Ну оправдание своего героя – классический актерский подход. А вы чувствуете, когда у коллеги за спиной явно другая театральная школа?

— Дело даже не в школе. Главный принцип в нашей профессии – как в Маугли: «Мы с тобой одной крови – ты и я». У нас в театре, например, люди одной крови подобраны. В кино с этим намного сложнее, и поэтому, когда на площадке подбирается команда, которая даже не говорит, а чувствует на одном языке, – это отдельный кайф. Причем это касается всего, включая рабочую этику. Например, кто-то, несмотря на дикую усталость, готов на переработку, чтобы доснять сцену, а кто-то встает и говорит: «Извините, время, я пошел».

А что было с вашей кровью, раз вы оказались в «Сатириконе», а не в МХТ?

— На 4-м курсе меня вызывал к себе Табаков (Олег Павлович тогда возглавлял МХТ им. Чехова, – КР). Это был очень короткий разговор. Я пришла вся в адском зажиме, а когда я в этом состоянии, со стороны кажется, что мне все по фигу. И единственный вопрос, который он мне задал: «А что мы будем делать с речью? Как-то невнятно вы разговариваете…» «Ну значит, будем над ней работать», – нагло парировала я, и больше мы с ним не виделись. (Смеется.)

Райкина, надо понимать, ваша речь устраивала?

— Константин Аркадьевич тогда только что взял в театр весь свой курс, никого больше брать не собирался и просто по-дружески посмотрел наш показ. Тем не менее мной заинтересовался и предложил работу. Я подумала: ну неплохо, вот только «Сатирикон» на тот момент воспринимался мной театром, где поют и танцуют, а я не пою и не танцую совсем. Искала другие варианты, меня еще брали в РАМТ, но сказали, что в ближайшее время ролей не будет, – для такого сумасшедшего трудоголика, как я, не вариант. Райкин же обещал ввести меня минимум в три постановки… А потом я посмотрела в «Сатириконе» несколько спектаклей, влюбилась совершенно в этот театр, его атмосферу и людей, которые там работают, и подумала: чего я выпендриваюсь-то? Пошла и ни разу не пожалела.

Фото: Илья Вартанян

Та самая лотерея, о которой вы говорили? Как и в случае с «Нелюбовью», как я понимаю?

— Да даже когда мы уже все отсняли, все еще не укладывалось в голове, что мне так повезло. Настолько, что я до последнего никому не говорила, что там снималась. Друзья, когда на каннской дорожке меня увидели, спросили: «Спивак, ты не офигела, а чего ты никому не говорила?» Я ответила: «Да я до сих пор еще не верю! Это реально со мной происходит?» (Смеется.)

История и правда как в кино: не была ни на одном фестивале – и сразу Канны!..

— Золушка натуральная! И ведь на той же самой дорожке почти за полвека до меня моя бабушка стояла, представляя «Балладу о солдате»!

Вы тогда повторяли, что не светский человек. Так и остается?

— Да-да, и не тусовочный, и не светский, и не люблю светить лицом… Я лучше ролями посвечу. (Смеется.) Себя продавать, презентовать не умею и не люблю совершенно.

Всенародно любимая ваша роль все же другая – Ирина в сериале «Шифр». Знаю, что ради нее вы учились писать правой рукой, потому что в СССР тогда левшей вроде вас переучивали. Вы теперь амбидекстр?

— По правде говоря, я всегда им была: мама рассказывала, что я в детстве рисовала на асфальте солнышко одновременно обеими руками. Но удобнее мне все было делать левой, а в школе, слава богу, не переучивали, так что в итоге я одинаково криво пишу что одной рукой, что другой. Однако на 1-м сезоне «Шифра» мне было сложно, потому что я пришла на пробы на последнем этапе, когда уже через неделю или две начинали съемки. У нас было несколько встреч с Верой Михайловной (Сторожевой, режиссером сериала, – КР), и она обратила внимание, что я делала пометки левой: «Так не пойдет! Давай переучивайся! У тебя есть два дня!»

А английский язык ради Yesterday Дэнни Бойла и французского сериала «Бюро» за сколько дней выучили?

(Смеется.) Слава богу, я достаточно свободно говорю на английском, так что никаких проблем не было. Я даже французский со школы еще помню, но по-собачьи: все понимаю, а сказать не могу. С Бойлом, кстати, вышло смешно: во-первых, это был «гипертайный кастинг», о котором знала вся Москва, а во-вторых, роль и без того маленькая, так ее еще и почти всю вырезали. Но что меня порадовало: Дэнни прислал мне огромную эсэмэску: «Марьяна, вынужден с прискорбием сообщить, что мне пришлось вырезать сцены с вашим участием, но это не значит, что они были плохие. Просто для истории они были не нужны, но я был очень рад с тобой работать». Господи, ради таких слов Бойла – да хоть все вырезайте! Тем более что все равно это был бесценный опыт и четыре дня в Ливерпуле, городе битлов. Разве плохо?

То есть могли бы сняться в большой роли на иностранном языке, а потом саму себя озвучить в русском дубляже, тем более что опыт у вас в этом богатый! Вашим голосом в России говорили Шелли Дюваль в «Сиянии», Лора Дерн в «Парке Юрского периода», Энн Хэтэуэй в «Темном рыцаре» и еще полсотни персонажей. Обычно в дубляж приходят от нехватки работы, а вы не оставляете это занятие даже сейчас. Почему?

— Да, я занимаюсь этим постоянно, но в основном сейчас идут компьютерные игры, реклама, аудиосказки, автоответчики… Причем это та история, которая не приносит практически никаких денег. Мне просто это нравится, и я чаще всего даже не спрашиваю, сколько мне заплатят. Может получиться так, что такси до студии обойдется дороже.

Фото: Илья Вартанян

Первой большой ролью была Ева Грин в «Мрачных тенях»?

— Да, на записи я стояла руки в боки, и, когда приехала домой, оказалось, что у меня кровавые ссадины – так сильно я впивалась себе в бока от зажима. Потом с волнением смотрела этот фильм и ужасно была собой недовольна.

Принцип озвучки компьютерных игр, насколько я знаю, намного сложнее. Мало того, что вы работаете там почти вслепую, без картинки, так еще и много технических звуков, повторяющихся фраз и прочего. Так даже интереснее?

— Еще как! Там чаще всего за время одной записи можно озвучить сразу нескольких персонажей – и бабульку, и кривлюльку, и какого-нибудь монстра, и мышку – это возможность нафантазировать себе что угодно. Прямо такая актерская вкусняшка. (Смеется.)

Хорошо, что это все-таки для вас скорее хобби, и работы на экране у вас в избытке, потому что вы сейчас потрясающе выглядите и сложно не заметить, что здорово похудели…

— Спасибо! Я довольна результатом и обратно возвращаться в свои плюс 15 кг не собираюсь, но рецепт моего похудения никому не рекомендую. Я специально не худела – у меня было эмоциональное и физическое выгорание и дикий стресс на протяжении долгого времени.

А изменение имиджа влияет на восприятие вас продюсерами и режиссерами? В «Черном облаке» же вы совершенно другая, нежели в «Шифре», например.

— То, как сложилось с «Облаком», – чистое везение. Я как раз в это время сильно похудела, и, когда пришла на пробы грима, вышла смешная история. Была идея сделать мне короткие волосы, гримеры погуглили мои фотографии в интернете, у них выпало луноликое нечто поперек себя шире во весь экран, и они очень переживали, что у меня будут торчать щеки со всех сторон. Прихожу на пробы, они не обращают на меня никакого внимания, а потом всматриваются: «Подождите, это вы? А мы ждали немножечко другого персонажа!» Не удивлюсь, если у вас, когда к съемке готовились, было то же самое! Простите, я не нарочно! (Смеется.)

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Недавние Посты

Улыбка дьявола: Как Хью Грант перешел на темную сторону

Ненаглядный наш Хью Грант – актер с максимально безобидной и обаятельной внешностью. Это сделало его звездой мелодрам и ромкомов, где…

49 минут назад

В Санкт-Петербурге пройдет фестиваль «Влюбленные в искусство»

С 2 по 5 декабря Санкт-Петербург будет принимать гостей VIII Международного кинофестиваля «Влюбленные в искусство». В этом году в программу…

17 часов назад

Москва не сразу строилась: Фильмы, которые снимали чересчур долго

Снять фильм – не раз плюнуть. Ведь помимо финансов нужно найти достойную команду и актерский состав, не говоря уже о…

18 часов назад

Эмир Кустурица как актер: Яркие роли прекрасного режиссера

Как говорится, талантливый человек талантлив во всем. Зрители знают Эмира Кустурицу прежде всего как талантливого режиссера, подарившего нам такие замечательные…

22 часа назад

Объявлена программа «Эха» фестиваля «Послание к человеку»

С 18 по 27 октября Санкт-Петербург принимал гостей фестиваля «Послание к человеку», который собрал кинематографистов со всех уголков света. Однако…

2 дня назад

W – значит Вакаливуд

Немногие найдут Уганду на карте Африки. И не каждый отважится махнуть в эту страну, одну из беднейших в мире, в…

2 дня назад