Блок анимации на ММКФ с каждым годом совершенствуется, привлекая к себе все больше внимания. И, конечно, приятно, когда на фестиваль привозят фильмы, побывавшие в Каннах. В этом году на смотр приехала французская фантастика «Марс Экспресс», рассказывающая об андроидах, космической колонизации и будущих потенциальных проблемах людей. «КиноРепортер» посмотрел это футурологическое высказывание, но не нашел в нем чего-то революционного. Впрочем, обо всем по порядку.
На дворе 2200 год. Человечество не только освоило космические полеты, но и успешно колонизировало Марс. Мера была не столько революционная, сколько необходимая для выживания. Земля оказалась захламленной и погрязшей в безработице из-за развития робототехники. Марс, напротив, позиционировался как новый райский уголок, где можно начать новую жизнь. Правда, роботы и андроиды и там никуда не делись. Но кому-то же нужно делать за людей грязную работу.
Главным героям, частному детективу Алин и ее механическому напарнику с человеческим разумом Карлосу, поручают поиски девушки-хакера. Расследование приводит парочку на место преступления – соседку пропавшей жестоко убили, а сама она будто испарилась. Следуя за уликами, частные сыщики понимают, что столкнулись с масштабным заговором.
Завязка ничего не напоминает? Да это же практически копия начала фильма «Я, робот» с Уиллом Смитом. На самом деле, не нужно быть семи пядей во лбу, чтобы увидеть, чем вдохновлялись авторы мультфильма. То тут, тот там постоянно замечаешь референсы, пасхалки и цитаты из самых разных произведений культовых фантастов: Филип Дик, Станислав Лем, Рей Брэдбери, Олдос Хаксли. Если вы хоть немного знакомы с творчеством этих авторов, просмотр «Марс Экспресс» вызовет у вас чувство дежавю, некой вторичности повествования. Вплоть до того, что все клиффхэнгеры, любезно подготовленные создателями мультфильма, считываются практически моментально.
С другой стороны, французскую анимацию ни в коем случае нельзя назвать плагиатом. Опираясь на классику научной фантастики, авторы создали достаточно правдоподобную картину будущего, разнообразив ее уместными элементами неонуара и киберпанка. Развитие нейротехнологий и искусственного интеллекта, симбиоз органики и сложных механизмов, покорение космоса – все это по состоянию на 2024 год либо недостаточно развито, либо находится в зачаточном состоянии.
Но видение будущего здесь смотрится аутентично, поскольку в каждом элементе всевозможных хайтек-примочек легко узнаются знакомые нам сегодняшние технологии. А о том, как изящно авторы решили проблему с тремя законами Азимова, хочется трубить во все уста. С футурологической точки зрения «Марс Экспресс» выглядит убедительно, чему также способствует хоть и стандартная, но богатая деталями анимация.
Сюжетно же путешествие на Красную планету сопровождается поломками двигателя, системы навигации и прочих деталей космического корабля. Сначала создатели буквально выплескивают подробности, дезориентируя не подготовленного к массиву информации зрителя. А после сажают его в гоночный болид, чтобы стремглав пронестись по нарративу к финалу, периодически делая перерывы на красивые кадры и забавные шутки.
В результате из-за подобной спешки «Марс Экспресс» не может в полной мере раскрыться ни как интересный неонуар, ни как увлекательный киберпанк. Любопытная история кидается из крайности в крайность, то заставляя тебя прилипнуть к экрану, то не вызывая ничего, кроме зевоты. Если сравнивать ощущения по количеству сцен, статистика явно будет не в пользу первых. Это досадное упущение, поскольку потенциала у мультфильма было предостаточно. Увы, отлично проработав визуал и лор, авторы не отдали должного внимания наполнению.
Детективная история в итоге скатывается в обсуждение высокотехнологичных философских материй, вроде «мечтают ли андроиды об электроовцах». Какое уже по счету фантастическое произведение строит повествование вокруг ущемления прав андроидов, механического рабства и вечного вопроса о том, можно ли считать искусственный интеллект живым созданием?
И ладно, если бы создатели «Марс Экспресс» привнесли в футурологические дискуссии свежие и креативные мысли. Но, к сожалению, все это мы видели десятки раз. Выставляя корпорации как вселенское зло, богатых потребителей – как их приспешников, а андроидов – как угнетенный народ, мультфильм заканчивается ровно в той же точке, с которой он стартовал. Практически дословном заимствовании из «Я, робот».
Ключевая проблема «Марс Экспресс» заключается в плотной атмосфере вторичности. Систематические заимствования работают как в положительную сторону, так и в отрицательную. Несмотря на наличие интересных решений, мультфильму остро не хватает самобытности. Нуарной, киберпанковской, фантастической, даже чисто французской. Смешав авторскую и коммерческую анимацию, создатели «Марс Экспресс» представили зрителям странный полуфабрикат, который те должны самостоятельно докрутить в своей голове. Поклонникам фантастики и мультипликации проект вполне зайдет, однако остальные, скорее всего, не смогут разглядеть его достоинств, скрытых за хаотичным повествованием, футурологической моралью и напыщенным напутствием человечеству.
13 и 14 декабря в «Мастерской «12» Никиты Михалкова» состоится долгожданная премьера сезона – постановка пьесы Максима Горького «На дне».…
Домохозяйка по имени Жанна умеет читать мысли и управлять электротехникой, чем успешно пользуется, выигрывая крупные суммы в покер и грабя…
В Театре Мимики и Жеста новая премьера, которую планируют привезти и в другие регионы страны. Инклюзивный спектакль на русском жестовом…
В первой части обширного материала, посвященного новейшему кино про Урал, мы рассказывали о лентах, увидевших свет за последний год. Здесь…
20 ноября на сцене Дворца на Яузе состоялась первая торжественная церемония вручения индустриальной премии «МедиаБренд», которая отмечает выдающиеся проекты в…
Телевидение как способ распространения информации неумолимо сдает лидерство, но как сегмент индустрии развлечений не устареет, наверное, никогда. Потому что от…