Кадр из мультфильма «Марс Экспресс» (2023)
Блок анимации на ММКФ с каждым годом совершенствуется, привлекая к себе все больше внимания. И, конечно, приятно, когда на фестиваль привозят фильмы, побывавшие в Каннах. В этом году на смотр приехала французская фантастика «Марс Экспресс», рассказывающая об андроидах, космической колонизации и будущих потенциальных проблемах людей. «КиноРепортер» посмотрел это футурологическое высказывание, но не нашел в нем чего-то революционного. Впрочем, обо всем по порядку.
На дворе 2200 год. Человечество не только освоило космические полеты, но и успешно колонизировало Марс. Мера была не столько революционная, сколько необходимая для выживания. Земля оказалась захламленной и погрязшей в безработице из-за развития робототехники. Марс, напротив, позиционировался как новый райский уголок, где можно начать новую жизнь. Правда, роботы и андроиды и там никуда не делись. Но кому-то же нужно делать за людей грязную работу.
Главным героям, частному детективу Алин и ее механическому напарнику с человеческим разумом Карлосу, поручают поиски девушки-хакера. Расследование приводит парочку на место преступления – соседку пропавшей жестоко убили, а сама она будто испарилась. Следуя за уликами, частные сыщики понимают, что столкнулись с масштабным заговором.
Завязка ничего не напоминает? Да это же практически копия начала фильма «Я, робот» с Уиллом Смитом. На самом деле, не нужно быть семи пядей во лбу, чтобы увидеть, чем вдохновлялись авторы мультфильма. То тут, тот там постоянно замечаешь референсы, пасхалки и цитаты из самых разных произведений культовых фантастов: Филип Дик, Станислав Лем, Рей Брэдбери, Олдос Хаксли. Если вы хоть немного знакомы с творчеством этих авторов, просмотр «Марс Экспресс» вызовет у вас чувство дежавю, некой вторичности повествования. Вплоть до того, что все клиффхэнгеры, любезно подготовленные создателями мультфильма, считываются практически моментально.
С другой стороны, французскую анимацию ни в коем случае нельзя назвать плагиатом. Опираясь на классику научной фантастики, авторы создали достаточно правдоподобную картину будущего, разнообразив ее уместными элементами неонуара и киберпанка. Развитие нейротехнологий и искусственного интеллекта, симбиоз органики и сложных механизмов, покорение космоса – все это по состоянию на 2024 год либо недостаточно развито, либо находится в зачаточном состоянии.
Но видение будущего здесь смотрится аутентично, поскольку в каждом элементе всевозможных хайтек-примочек легко узнаются знакомые нам сегодняшние технологии. А о том, как изящно авторы решили проблему с тремя законами Азимова, хочется трубить во все уста. С футурологической точки зрения «Марс Экспресс» выглядит убедительно, чему также способствует хоть и стандартная, но богатая деталями анимация.
Сюжетно же путешествие на Красную планету сопровождается поломками двигателя, системы навигации и прочих деталей космического корабля. Сначала создатели буквально выплескивают подробности, дезориентируя не подготовленного к массиву информации зрителя. А после сажают его в гоночный болид, чтобы стремглав пронестись по нарративу к финалу, периодически делая перерывы на красивые кадры и забавные шутки.
В результате из-за подобной спешки «Марс Экспресс» не может в полной мере раскрыться ни как интересный неонуар, ни как увлекательный киберпанк. Любопытная история кидается из крайности в крайность, то заставляя тебя прилипнуть к экрану, то не вызывая ничего, кроме зевоты. Если сравнивать ощущения по количеству сцен, статистика явно будет не в пользу первых. Это досадное упущение, поскольку потенциала у мультфильма было предостаточно. Увы, отлично проработав визуал и лор, авторы не отдали должного внимания наполнению.
Детективная история в итоге скатывается в обсуждение высокотехнологичных философских материй, вроде «мечтают ли андроиды об электроовцах». Какое уже по счету фантастическое произведение строит повествование вокруг ущемления прав андроидов, механического рабства и вечного вопроса о том, можно ли считать искусственный интеллект живым созданием?
И ладно, если бы создатели «Марс Экспресс» привнесли в футурологические дискуссии свежие и креативные мысли. Но, к сожалению, все это мы видели десятки раз. Выставляя корпорации как вселенское зло, богатых потребителей – как их приспешников, а андроидов – как угнетенный народ, мультфильм заканчивается ровно в той же точке, с которой он стартовал. Практически дословном заимствовании из «Я, робот».
Ключевая проблема «Марс Экспресс» заключается в плотной атмосфере вторичности. Систематические заимствования работают как в положительную сторону, так и в отрицательную. Несмотря на наличие интересных решений, мультфильму остро не хватает самобытности. Нуарной, киберпанковской, фантастической, даже чисто французской. Смешав авторскую и коммерческую анимацию, создатели «Марс Экспресс» представили зрителям странный полуфабрикат, который те должны самостоятельно докрутить в своей голове. Поклонникам фантастики и мультипликации проект вполне зайдет, однако остальные, скорее всего, не смогут разглядеть его достоинств, скрытых за хаотичным повествованием, футурологической моралью и напыщенным напутствием человечеству.
19 ноября 2025 года в Москве состоится церемония вручения премии «Событие года», которую ежегодно проводит «КиноРепортер». Торжественный вечер пройдет в…
В Государственном Кремлевском дворце 19 ноября состоится премьера балетного спектакля «Майя. Сюита любви», подготовленного к 100-летнему юбилею народной артистки СССР…
Потихоньку, но все же 1990-е как объект художественной рефлексии на больших и малых экранах вытесняются следующим десятилетием. Оно среди прочего…
16 ноября на церемонии Governors Awards Американской киноакадемии Том Круз был удостоен почетного «Оскара» за выдающийся вклад в развитие кинематографа.…
Середина XIX века. Датское исследовательское судно бороздит водные просторы, отыскивая путь к Северному полюсу, и накрепко застревает во льдах. В…
Мишель Йео получит почетного «Золотого медведя» за вклад в киноискусство на 76-м Берлинском международном кинофестивале. Как отметили организаторы смотра, за…