Семья была и остается одной из центральных тем российского кинематографа, помогая посмотреть со стороны на отношения со своими близкими. А порой и изменить что-то к лучшему. Мы, в свою очередь, основательно проинспектировали отечественные фильмы про родственников (вынесенных в названия), чтобы разобраться, о чем говорили создатели картин про «мам», «пап», «братьев», «сестер» и других членов семьи.
Самой знаковой картиной на тему семьи в конце прошлого столетия стала драма Дениса Евстигнеева «Мама» (1999). Фильм собрал целый ансамбль талантливых артистов: Владимир Машков, Олег Меньшиков, Евгений Миронов, Алексей Кравченко и, разумеется, Нонна Мордюкова. Артистка вернулась на широкий экран после пятилетнего перерыва ради этого проекта, и он же оказался последним в ее карьере. Съемки «Мамы» как будто и затевались исключительно ради Мордюковой – сложно представить в этой роли другую актрису. Драма, в основу которой легли реальные события, рассказывает о Полине, матери шестерых детей, лишившейся мужа и вынужденной пойти на крайние меры ради благополучия своих сыновей.
К теме любимых мам российский кинематограф вернулся через несколько лет. В своем первом коротком метре «Мама» (2009) Илья Казанков подошел к родственным связям с непривычной стороны – по сюжету, первокурсник-курсант вместе с однокашником сбегает из военного училища ради близкого человека. У мамы главного героя день рождения, и юноша хочет успеть поздравить ее с праздником. Вроде бы обычное желание, но считывается это как подвиг. Выделяется в короткометражке и второстепенная линия с другом героя, который внезапно оказывается в гостях у незнакомой пожилой женщины. Та проявляет к курсанту неожиданную доброту и радушие, которым позже находится объяснение: она увидела в парне собственного сына, такого же военного, погибшего вместе с сослуживцами на подводной лодке.
В 2010-х в отечественной индустрии обрели популярность проекты-альманахи, состоящие из обособленных историй (но иногда и связанных друг с другом). Один из самых запоминающихся подобных фильмов – «Мамы» (2011). Лирическая комедия включала восемь новелл и была приурочена к Международному женскому дню. Зрители и критики тепло приняли комедийную мелодраму с участием Анастасии Заворотнюк, Нины Руслановой, Екатерины Васильевой, Марины Голуб и многих других. Через некоторое время «Мамы» получили «новогодний» сиквел, а после – аналогичный праздничный триквел.
На телевидении тоже не забывали о материнстве. В 2015 году стартовал сериал «Мамочки» о трех подругах за 30 с разными взглядами на жизнь и семью. Аня только познает все прелести нового статуса с 10-месячным малышом и пытается сохранить рассудок в условиях бессилия и беспомощности. Юля – самая опытная из трех подруг, с тремя детьми на руках и обширной базой данных обо всем на свете в голове. А вот Вика пока только ищет своего принца, с которым она будет жить долго и счастливо.
Следом за сериалом в течение нескольких лет выходили самые разные тематические короткометражные проекты. «Мама» (2016) со Светланой Ходченковой в главной роли рассказывает о сложных взаимоотношениях молодой матери с 14-летней дочерью, считающей ее своей старшей сестрой. Режиссер и сценарист Кирилл Плетнев писал историю про чувство ответственности – протагонистка становится матерью «в тот момент, когда перестает думать о себе и начинает думать о ребенке».
В 2019 году режиссер Анастасия Борисова выпустила дебютную работу «Ийэ» («мама» на якутском языке). За 12 минут зритель успевает погрузиться в тяжелую жизнь девушки, приехавшей с маленьким ребенком в Москву. Героиня еле-еле сводит концы с концами, и постоянная нехватка денег давит на нее, поскольку она старается быть для ребенка заботливой матерью. Подобная жизнь вынуждает девушку совершить аморальный поступок ради счастья своего чада.
Один из последних интересных релизов – короткий метр «Мама» (2024) про подающую надежды спортсменку Наташу (Пелагея Невзорова). Вернувшись домой после победы на соревнованиях, девушка неожиданно обнаруживает, что она беременна. Наташа встает перед тяжелым моральным выбором – стать матерью или сосредоточиться на профессиональной карьере. В своих фантазиях она примеряет обе роли, но в итоге приходит к тому, что ничто на свете не подарит ей такой яркости, теплоты и счастья, как ребенок.
Отцы тоже нередко фигурировали в названиях отечественных проектов. Например, свою вторую режиссерскую работу Владимир Машков посвятил «нашим любимым папам». В центре истории «Папы» – Абрам Шварц и его сын Давид. Отец с сыном порой тяжело находят друг с другом общий язык, а после отъезда юноши в Москву родственная связь практически обрывается. Между двумя близкими людьми встает Великая Отечественная война, которая уносит жизнь Абрама. Но любовь Давида, переполненного сожалением, позволяет ему вновь увидеться с родным человеком. Пусть и не так, как он рассчитывал. Как отметил Машков, родители – единственные люди на земле, любящие бескорыстно, но платить за эту любовь они не всегда способны.
В 2007 году на экраны вышла драма «Отец» по рассказу Андрея Платонова «Возвращение». По сюжету, Алексей Иванов (Алексей Гуськов) готовится к возвращению в родной дом после завершения Великой Отечественной. Правда, герой испытывает сильные переживания – он считает, что его долгое отсутствие не могло не сказаться на детях, росших без него, и жене, которая может уже не испытывать к нему прежних чувств. Возвращение к мирной жизни оказывается куда сложнее, чем предполагал Алексей. Но именно роль отца позволит мужчине обрести тот самый дом, которого он когда-то лишился.
В 2013 году актер и музыкант Алексей Воробьев отметился первой короткометражной работой «Папа». Это драма с элементами триллера, на написание которой его вдохновили реальные события. Сюжет вращается вокруг отца семейства, столкнувшегося с утратой дочери. Герой не может смириться с потерей ребенка, из-за чего вынужден пребывать в мире иллюзий, где его жизнь не пошла под откос. Но роковой инцидент постоянно дает о себе знать, возвращая его в жесткую реальность. Интересный авторский проект, демонстрирующий, насколько сильно могут быть сплетены жизни отцов и детей.
Отцом можно стать и не желая того. Как, например, герой Константина Хабенского в коротком метре «Папа» (2019). Лента рассказывает об игромане Василии, который после очередного проигрыша оказывается в больнице, где встречает больного раком Геннадия. Тот рассказывает ему о предстоящей встрече с сыном Артемом (Юра Борисов), с которым они давно не общались. Неожиданно Геннадий умирает, и Василий идет на встречу с парнем, чтобы рассказать о случившемся. Но Артем принимает его за своего папу. Трогательная и местами забавная история о том, как порой мужчины невольно берут на себя роль родителя ради незнакомых людей, остро нуждающихся в фигуре отца.
«Батя» (2020) с Владимиром Вдовиченковым рассматривает конфликт родителей и детей с точки зрения «правильного воспитания». Главный герой Макс решает поехать с семьей к отцу, которому исполняется 70 лет. Папа для протагониста всегда был человеком отстраненным, решавшим многие вопросы в жесткой форме. Макс все равно испытывает к нему теплые чувства, но своих детей воспитывает с точностью до наоборот. Погрузившись в череду воспоминаний из детства, герой в конечном счете понимает, что его методы не такие уж идеальные, и к каждому ребенку (как и родителю) нужен уникальный подход.
Свой альманах получили и папы, но уже в 2021 году. Семейная комедия «Папы» с Дмитрием Нагиевым, Сергеем Безруковым, Юрием Стояновым и Марком Богатыревым рассказывает четыре разные, но в то же время невероятно похожие истории. Интонационно лента повторяет заложенные в «Мам» смыслы. Сыновья и дочери всегда будут оставаться детьми в глазах отцов. Просто в силу характера, жизненных обстоятельств и взглядов на реальность каждый из них трактует заботу и любовь по-своему.
В конце нулевых Лариса Садилова сняла социальную драму с элементами детектива «Сынок» (2009). Ее действие разворачивается в провинциальном городке, в котором живут подросток Андрей и его склонный к гиперопеке папа Андрей (Виктор Сухоруков), делающий все возможное и невозможное ради сына. Здесь происходит традиционный конфликт отцов и детей, когда чрезмерная забота родителя, граничащая с полным контролем, подталкивает неокрепший ум к необдуманным действиям. Но даже это не может повлиять на всепрощающую любовь папы к сыну. Главный герой готов бороться за родную кровь и оставаться с ним до конца.
«Дочь» (2012) тоже представляет собой драму, но с большим упором на криминальную составляющую. В центре сюжета – скромная девочка Инна (Мария Смольникова), которая живет вместе с маленьким братом и отцом. Ее жизнь резко меняется, когда в их школу приходит Маша. Новенькая оказывается раскрепощенной особой, подталкивающей к такому же образу жизни и главную героиню. Ситуацию обостряет серия преступлений, случившихся в небольшом городке, – кто-то за год убил нескольких девушек. И Инна даже не подозревает, какая страшная тайна скрывается за этими происшествиями. Тяжелое кино о родителях и детях, Боге и религии, одиночестве и очищении.
Когда у тебя забирают самое родное, что у тебя есть, очень тяжело вернуться к нормальному образу жизни. Главная героиня мини-сериала «Сын» (2011) – учительница музыки Александра, у которой несколько лет назад пропал ребенок. Все это время женщина, пребывая в состоянии апатии и угнетенности, не теряет надежды найти сына. Расследование сдвигается с мертвой точки, когда на помощь Александре приходит отец одной из ее учениц, работающий в полиции. «Сын» – история о том, что материнская любовь способна разрушить все барьеры, возведенные между родителем и ребенком.
Предательство супруги может открыть для мужчины неожиданные горизонты. «Дочка» (2008) рассказывает об успешном топ-менеджере Владимире, узнающем об измене жены. Переживая чувство тоски и безысходности, герой решает поехать в город своей первой любви. По пути Владимир знакомится с «ночной бабочкой» Лерой и в ходе разговора с ней приходит к выводу, что она – его дочь. Он не решается открыть правду девушке, но твердо намерен взять ее под свое крыло и помочь покончить с ее ремеслом. Лишившись одного близкого человека, мужчина неожиданно обретает другого, и некогда терзавшая его боль сменяется воодушевляющей отцовской любовью.
Когда речь заходит о братьях в отечественном кино, мы всегда обращаемся к культовой дилогии Алексея Балабанова. Образ Данилы Багрова в исполнении Сергея Бодрова-младшего стал для многих наших соотечественников действительно родным и до боли знакомым. Особенно для тех, кто рос в 1990-е. Балабанов показал зрителям два кардинально разных образа братьев: эгоистичного и корыстолюбивого Виктора, местами заботливого, но все же ставящего на первое место деньги, а не семью, и решительного Данилу, готового не только преступить закон ради родных, но даже простить их за предательство.
Впитав в себя философию Балабанова, Бодров-младший посвятил свою единственную режиссерскую работу кровным узам. Но уже с позиции девочек. «Сестры» (2001) рассказывают о 8-летней Дине (Екатерина Горина) и 13-летней Свете (Оксана Акиньшина), которых связывает общая мама. Девочки питают друг к другу неприязнь. Старшая завидует Дине, растущей в полной семье, а младшая считает Свету грубой девушкой, которая периодически вклинивается в ее отношения с мамой и папой. Сестры находят общий язык только тогда, когда их жизни подвергаются опасности. Лишь пройдя тяжелые испытания, девочки наконец становятся друг другу по-настоящему родными.
Близкие родственники тоже далеко не всегда ладят. По самым разным причинам. Например, герой сериала «Братья» (2021) Олег, работающий в полиции, недолюбливает своего братца Лешу. Ведь тот не только звезда телеэкранов, но и более успешный борец с преступностью. Хоть и не взаправду. Между братьями идут постоянные соревнования, где каждый пытается доказать, что он лучше другого. Но именно благодаря подобным мини-противостояниям некогда враждующие стороны сближаются.
У сестер из одноименного сериала, стартовавшего в том же 2021 году, тоже имеются друг к другу некоторые претензии. А неожиданно свалившееся на них отцовское наследство только усиливает напряжение. Оля, Маша и Ира становятся владелицами автосервиса, переживающего не лучшие времена. Девушки вынуждены мириться не только с родными, но и с мужским коллективом их предприятия, не желающим признать новую власть. Разумеется, проблемы сплачивают сестер, и они достигают родственного взаимопонимания, что при этом не исключает периодических междоусобиц.
Тихий городок в Пенсильвании потрясла ужасная трагедия – однажды ночью 17 ребятишек из класса мисс Гэнди (Джулия Гарнер), широко раскинув…
Путешественники – люди, для которых дорога становится профессией и судьбой. Их путь ведет сквозь горные шторма, океанские просторы, снежные пустыни…
Российский рынок онлайн-видеосервисов продолжает расти поразительными темпами. Согласно последнему отчету аналитической компании TelecomDaily, за первые шесть месяцев 2025 года общая выручка легальных…
Мультсериал «Царь горы» неожиданно вернулся спустя 15 лет после закрытия, да еще и в концептуально обновленном виде. Теперь это анимационный…
Возрождение культовой пародии про лейтенанта полиции, кажется, само по себе звучит как шутка. Спустя три десятилетия после триквела с Лесли…
Премьера постановки «Кабала святош» по пьесе Михаила Булгакова состоится в МХТ имени Чехова 4 сентября. Роль Мольера в спектакле Юрия…