Кино

Неизвестный Максим Матвеев: Волк-веган, робот-любовник и Индиана Джонс

17 лет тому назад во всех смыслах стильный мюзикл Валерия Тодоровского на всю страну прославил целую плеяду сверхновых звезд, что зажглись и зажгли в такт джазовым ритмам 1950-х. Обаятельного главаря «идейных врагов» в том небезызвестном мюзикле сыграл не кто иной, как чертовски харизматичный Максим Матвеев, что с десяток лет спустя примерит на себя корону династии Романовых, маску маньяка-садиста, встревоженную гримасу одержимого бесами и покерфейс психолога-провокатора. И вдобавок завоюет славу чуть ли не главного секс-символа отечественного кино. К повторному прокату культовых «Стиляг» рассказываем о малоизвестных амплуа того самого харизматика, что остались в тени его психологических экспертиз и исторических реконструкций.

«Тиски» (2007)

Когда Тодоровский уже подступался к «Стилягам», путь к мечте перегородили проблемы технического характера, из-за которых постановщик рисковал попрощаться с уже отобранным кастом. Задачу сохранить команду мечты во главе с улыбчивым выпускником Школы-студии МХАТ он решил весьма нетривиально – быстренько снял с этими же актерами фильм помрачнее да подемократичнее. Так, кинодебют Матвеева пришелся на криминальную триллер-драму, проспонсированную аж Госнаркоконтролем РФ.

Его зажатым в тиски беззакония героем стал чуть ли не антипод модника Фреда – неоперившийся диджей, что по глупости вступает в порочный круг всякого рода злоупотреблений. Гангстер поневоле разрывается между угрозами босса ростовской мафии (Федор Бондарчук) и бравого майора милиции (Алексей Серебряков) – игра в кошки-мышки с южным колоритом пусть и не обещает зрелищных твистов, но удивляет редкой химией между задорным юнцом и брутальными мэтрами.

«Это был непростой опыт, но благодаря Валерию Тодоровскому и моим прекрасным старшим коллегам он превратился в киношколу: «Куда не смотреть? В камеру? А, черт, я посмотрел в камеру!» Такие моменты сейчас кажутся какими-то наивными», – делился Максим в интервью для «КиноРепортера».

«Счастливая покупка» (2010)

Вслед за околонуарным дебютом последовали, собственно, эпохальные «Стиляги», празднично-романтичный «Тариф Новогодний» и череда соблазнительных приглашений в ТВ-проекты на десерт. От маленького авторского кино едва ли словивший звезду брюнет отказываться не собирался – так и оказался в одном из ранних коротышей энтузиаста под забавным псевдонимом Жора Крыжовников. Который еще 15 лет назад предвосхитил тренд на эксплуатацию ИИ в контекстах не столь очевидных.

Здешний то ли робот-гуманоид, то ли «член на батарейках» в майке-алкоголичке приходит на помощь разочаровавшейся в мужланах Юлии Александровой, что одним лишь нажатием кнопки переводит нового бойфренда в режим комплиментов, а после заставляет томно играть на саксофоне. В считанные минуты на экране Матвеев высмеивает тенденции нового века и играючи крадет зрительские симпатии, лишь чтобы подле титров беспощадно разбить их о камни токсичной маскулинности. Не «Она», но он!

«Не скажу» (2010)

Секрет убедительности Матвеева как романтического героя же предельно прост – чаще всего его пассий играет не менее одаренная супруга Максима Елизавета Боярская. И, по его же признанию, «играть любовь с женой гораздо проще, чем с любой другой актрисой». Однако о первой как по хронологии, так и по степени судьбоносности совместной работе пары – камерной драме Игоря Копылова с налетом мистики и эротики – практически не говорят. Хотя именно на тех съемках актеры впервые взялись за руки и более друг друга не отпускали.

Будущие половинки разыграли на двоих чуткую пьесу о дисфункциональном союзе, что вот-вот рассыпется в прах от груза недомолвок и накопившейся желчи. Он – с виду беспечный, но на деле пылкий ревнивец, она – femme fatale, остро нуждающаяся в почве под ногами. Пусть лента и не дотянула до статуса классики жанра, Матвееву и Боярской удалось воплотить то самое хитросплетение чувств на грани фола, что убивает морально, а то и физически. Чему определенно посодействовал и их совсем не вымышленный магнетизм.

«Weekend» (2013)

Искупавшись в тягучем криминальном саспенсе «Мосгаза», Максим продолжил играться с жанром, что так пришелся подлецу к лицу. В монохромной оптике Станислава Говорухина его «русский психопат» – это финансист, что убивает бухгалтера, прознавшего о его хитрых махинациях. И, словно делоновский «Самурай», натыкается на крохотную дыру в собственном плане и нежданно-негаданно застревает в офисном лифте на целый уикэнд. Все остальное – история. История о злой иронии госпожи Судьбы.

В элегантном черно-белом визуале экранизации французского нуара за авторством Ноэля Калефа сломы скользкого антигероя осязаются и впрямь остро и неотвратимо – на это работают и блистательные отыгрыши Александра Домогарова и Виктора Сухорукова на вторых ролях. Звездный эксперимент Говорухина, увы, фактически канул в лету, но тем не менее подарил совсем не однозначное амплуа Матвеева, что одновременно и пленит, и ужасает холодом своей отрицательной харизмы.

«Форт Росс: В поисках приключений» (2014)

В амплуа неутомимого искателя приключений Максим засиял у Юрия Мороза, этим летом оставившего нас ради лучшего из миров. Их неприлично дорогостоящая вестерн-фантастика о путешествиях во времени в антураже бывших российских колоний в Северной Калифорнии едва ли выдерживала аналогии с «Индианой Джонсом» и «Пиратами Карибского моря», на надежные наработки которых так отчаянно опиралась. Тем не менее состарилась она как занятная вещица из разряда guilty pleasure.

Когда матвеевский журналист переносится в лихие 1820-е, натягивает шляпу а-ля старина Инди и пафосно цитирует «Терминатора», затягивая легендарное «Будущее не определено. Нет судьбы, кроме той, что мы творим сами», удержаться от смеха просто-напросто невозможно. Не все, к счастью, так безнадежно в этом сай-фай-опусе – с образовательной целью он кое-как справляется. Ведь, по заверению актера, в его сюжете «лежат реальные исторические события, но с современным подтекстом и видением».

«Теория вероятности» (2016)

Продолжив полюбовно сниматься у Мороза, Матвеев вновь преступил на экране законы юридические и моральные, отметив при этом, однако, что настолько противоречивых персонажей ему прежде играть не доводилось. Тем более настолько, простите, причесанных. Гений-математик в его исполнении эксплуатирует свой недюжинный ум в казино, разыскивая шулеров и попутно опрокидывая фишку-другую. Причем сначала работает на местных блатных лордов, а потом и вовсе самонадеянно бросает им вызов.

Чему только не научился Максим в подготовке к сериалу – писать левой рукой, собирать кубик Рубика на скорость, трактовать понятия матанализа и даже имитировать заикание. И все ради того, чтобы убедительно воплотить превращение ботаника в дерзкого игрока и лицедея, почувствовавшего сладкий вкус наживы. Чья решительность лишь еще ярче расцвела в противостоянии с хозяином казино по экстравагантному прозвищу Акелла (манкий Артем Ткаченко с повязкой на одном глазу).

«Волки и Овцы: Ход свиньей» (2018)

Каренина и Вронский – лишь цветочки в совместном послужном списке четы Боярская-Матвеев. Темпераментная парочка вон даже анимационную сказку вместе озвучивала. Да сказку не простую, а очень даже остросоциальную. О взаимовыгодной дружбе хищников и травоядных овечек, что не устраивает местных пушистых, но отнюдь не белых радикалов. Отпор которым как раз и дает отважный и удивительно миролюбивый дуэт вожака-вегетарианца Серого и его красавицы-возлюбленной Бьянки.

«Вообще мультики озвучивать круто, это вам любой актер скажет, хотя и непросто. Надо сохранить и не потерять то, что заложено в персонаже авторами-аниматорами», – рассказывал Максим о работе над «волчьим» мультфильмом. Его голос вдохнул в облик зверя исключительную романтичность, явно свойственную самому актеру, а также добавил ему по-хорошему неловкого очарования. Что в итоге сложилось в унисон с характерной нежностью и лаской в бархатном голосе Бьянки-Елизаветы.

«Утренний секс» (2019)

В ироничном соседстве с семейным мультиком в фильмографии Матвеева обнаруживается столь же ироничная короткометражка Александра Цыпкина по мотивам его собственного рассказа. В центре похмельного сюжета в духе «Мальчишника в Вегасе» – неверный мачо, что просыпается в гостиничном номере в состоянии нестояния. На шее мотается свисток, на кровати валяется балалайка, а в одеяле – что самое интересное – спящая незнакомка. Только вот незадача – скоро в номер заявится жена…

Бритый и подкаченный красавец – 1 в 1 Артем Стрелецкий – 8 минут в панике и бреду осматривает последствия бурной ночки под увеселительные ритмы «Хару Мамбуру» – такова суть комедии Цыпкина. И звучит это даже близко не так прелестно, как есть на самом деле. «Надо заканчивать пить», – обреченно молвит герой, способный, сдается, в одиночку вывезти и полный метр об утреннем курьезе, что обрывается невероятной находкой красного цвета, проливающей свет на рок-н-ролльное нутро Максима.

«Репетитор» (2022)

Напомнить в компактном формате о том, что исторический сеттинг – чуть ли не главный его конек (что уже наглядно проиллюстрировали центральные роли в «Анне Карениной», «Союзе спасения» или, наконец, мини-сериале «Фандорин. Азазель»), Матвеев тоже не забыл. В единственной режиссерской работе сценариста Андрея Золотарева он перенесся в закат XIX века, а именно в атмосферу изысканной усадьбы мстительной дамы с чертами Марины Зудиной, что берется перевоспитывать негодяя.

Матвеевский бородач, оказывается, неведомым образом надругался над ее дочерью, а казни через самосуд совсем не боится. Так и вершат над ним перевоспитание путем насильственного обучения танцам – мол, раз смерти не боится, так пусть от уроков вальса и танго помучается. И, надо признать, несмотря на не слишком приглядный вид уж совсем обросшего узника в грязной рубахе, исполненные им на пару с Аленой Акимовой страстные па и впрямь приковывают внимание и обескураживают. Особенно вкупе с раскрытием всех карт на трагичных финальных аккордах короткой, но многозначной истории.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Недавние Посты

Маруся Климова: «Я разрешила себе быть просто красивой»

Биография одной из самых востребованных комедийных актрис Маруси Климовой могла бы и сама стать основой для сериала. Выпускница музыкальной школы…

23 часа назад

«Фэкхем-Холл»: Абсурдные будни британской аристократии

Лорд и леди Дэвенпорт отчаянно пытаются сохранить свое поместье Фэкхем-Холл. У пары аристократов нет наследника мужского пола, который бы гарантировал…

1 день назад

Жизнь в искусстве: Мастер-класс Светланы Дружининой

Талант, красота и работоспособность этой восхитительной женщины достойны всех возможных похвал. Режиссер и сценарист Светлана Дружинина активно делится с многочисленными…

2 дня назад

Нолан, Вильнев, Грамматиков и другие режиссеры, которые не против ИИ

Ранее мы рассказывали о режиссерах, которые критически относятся к внедрению генеративного ИИ в креативные процессы. А теперь приведем яркие примеры…

2 дня назад

«Сын плотника»: Николас Кейдж в хорроре по мотивам апокрифа

Николас Кейдж в роли Иосифа, который пытается воспитывать еще совсем юного Иисуса Христа, – это сразу заявка на успех и…

3 дня назад

Умер режиссер Роб Райнер

Голливудского режиссера Роба Райнера и его жену Мишель обнаружили мертвыми в их доме в Лос-Анджелесе. Полиция нашла тела супругов с…

3 дня назад