Спектакль «Мастер и Маргарита» по самому, пожалуй, читаемому роману Михаила Булгакова, только в столице идет одновременно в нескольких театрах. И в каждом — свое сценическое решение. В МХТ им.Чехова венгерский режиссер Янош Сас перенес действие романа в наше время, да еще в подземку. У Сергея Женовача в его Студии театрального искусства действие происходит в основном в сумасшедшем доме. А в Театре «Мастерская Петра Фоменко» спектакль «Мастер и Маргарита» назвали «московским шабашем в двух частях с одним разоблачением».
Поставили его артисты театра Федор Малышев и Полина Агуреева, продолжая тем самым сложившуюся еще при жизни мастера традицию. Оба заняты и в спектакле: Малышев в образе Коровьева, Агуреева, естественно, стала Маргаритой. Начинается представление буквально следуя роману — встречей на Патриарших Прудах критика Берлиоза и поэта Бездомного с Воландом. Как бэкграунд в глубине сцены то ли ночной клуб, то ли просто вечеринка, какие случаются в современной Москве практически ежедневно. Дамы в коктейльных платьях, мужчины в вечерних костюмах с бокалами шампанского в такт музыке покачиваются, подергиваются, создавая образ беззаботного времяпрепровождения.
Именно они, пожалуй, и являются единственной приметой Москвы современной. Дальнейшее развитее действия показало, что постановщики сделали свой спектакль в большей степени вневременным. И хотя все главные герои романа здесь присутствуют, но в большинстве в непривычных для искушенного зрителя образах. Так, неразделимость Понтия Пилата (артист Владимир Топцов) и Иешуа Га-Ноцри (Павел Яковлев) режиссеры показали весьма своеобразно: Понтий Пилат постоянно, как крест, носит бродячего философа на своем плече. Воланд (Алексей Колубков) не похож ни на одного из доселе виденных – образ почти сатирический. Необычна и его свита. Если Кот Бегемот остался узнаваемым котом (Игорь Войнаровский), равно как и его спутник Коровьев, то такого вот Азазелло не нарисовало бы никакое воображение. Но у режиссеров этот герой стал настоящей находкой. В этом образе они, судя по всему, совместили сразу двух булгаковских персонажей: Азазелло и Гелу, доверив эту роль актрисе Галине Кашковской, с которой она, надо признать, справляется прекрасно.
Как и в любой постановке, этот спектакль поначалу не столько смотришь, сколько слушаешь звучащие со сцены знакомые тексты. Даже если бы роман «Мастер и Маргарита» не стал спектаклем, если бы артистам просто доверили его читку, то и тогда публика слушала бы их, затаив дыхание. Иначе как магией Булгакова это и не назовешь. Но у молодых режиссеров получилось сделать спектакль зрелищный, с хорошим темпом, быстрой сменой сцен и множеством авторских находок. Если у Федора Малышеваа уже есть в багаже какой-то опыт, то для Полины Агуреевой это первая работа в качестве режиссера. Надо признать, удачное начало, а в роли Маргариты она просто неповторима.
Что особенно интересно, образы и Мастера и Маргариты лишены того флера романтики, к которому приучили нас и театральные постановки, и снятые по роману фильмы. В каком-то смысле у «фоменок» образы эти гротесковые, лишенные какого-либо пафоса. Особенно усиливает этот эффект сцена , в которой Маргариты разносит в пух и прах квартиру ненавистного критика Латунского под громкую барабанную дробь. Барабанными палочками Полина Агуреева овладела почти виртуозно.
И тем досаднее некоторое замедление темпа в спектакле, когда важный по смыслу, но хорошо знакомый каждому зрителю разговор Мастера с Иваном Бездомным в «доме скорби» воспринимается излишне затянутым. Одна из зрительниц во время антракта посетовала: на этой сцене я даже задремала. Антракта как такового в общем-то и не было, он стал продолжением спектакля. В фойе переместились те самые участники вечеринки, которые изначально создавали эффект «тусовки» в ночном клубе, причем, вместе с оркестром. У оркестра в этом спектакле особая роль. Он значится как «оркестр «Четвертак» под управлением Жоржа Бенгальского», и его задача в большей степени веселить публику во время антракта – что им, надо признать, блестяще удалось.
Одну из самых эффектных сцен романа – театр магии профессора Воланда в варьете — зритель не увидит, ею постановщики пожертвовали. Но зато совершенно невероятной получилась у них сцена бала: к страдающей Маргарите по винтовой лестнице поднимались чередой преступники разного калибра, и эта сцена стала, пожалуй, самой мрачной и тревожной.
В целом же впечатление от спектакля в этом театре скорее радостное — свежий взгляд на классику всегда радует. Удачно подобрана музыка, где в одном ряду произведения Баха, Софьи Губайдулинjй и группы «АукцЫон». Проработанные костюмы добавляют краски и к образам героев, и к их восприятию: то они фривольны, то мрачны, как и весь спектакль в целом (художник по костюмам Павел Каплевич создавал их вместе с художником-модельером Олесей Скарына и дизайн-конструктором Валерией Курочкиной). Сдержанные, и даже порой мрачноватые по выразительным средствам сценография и свет Владислава Фролова создают то самое ощущение «мистического театра», без которого невозможно представить этот обладающий особым магнетизмом роман Михаила Булгакова.
13 и 14 декабря в «Мастерской «12» Никиты Михалкова» состоится долгожданная премьера сезона – постановка пьесы Максима Горького «На дне».…
Домохозяйка по имени Жанна умеет читать мысли и управлять электротехникой, чем успешно пользуется, выигрывая крупные суммы в покер и грабя…
В Театре Мимики и Жеста новая премьера, которую планируют привезти и в другие регионы страны. Инклюзивный спектакль на русском жестовом…
В первой части обширного материала, посвященного новейшему кино про Урал, мы рассказывали о лентах, увидевших свет за последний год. Здесь…
20 ноября на сцене Дворца на Яузе состоялась первая торжественная церемония вручения индустриальной премии «МедиаБренд», которая отмечает выдающиеся проекты в…
Телевидение как способ распространения информации неумолимо сдает лидерство, но как сегмент индустрии развлечений не устареет, наверное, никогда. Потому что от…