Актер в четвертом поколении, Луи Гаррель сыграл в новом фильме Романа Полански «Офицер и шпион», а также снял свою жену Летицию Каста в собственной картине «Честный человек». О французском кино, изменах и мужественности — в эксклюзивном интервью с молодым режиссером.
— Вы знали о деле Альфреда Дрейфуса до съемок у Полански?
— Приглашение Романа сниматься меня, конечно, обрадовало и воодушевило, и прежде всего потому, что это фильм о том, чего сегодня очень не хватает — о мужестве и честности. Как и многие французы, я слышал об этом деле. Но нам часто лень углубляться в истории других, потому что они нас лично не касаются. Фильм описывает события конца XIX века, когда капитана французской армии Альфреда Дрейфуса несправедливо обвинили в шпионаже в пользу Германии и заключили в тюрьму в Гвиане. Несправедливость была раскрыта благодаря писателю Эмилю Золя, который заплатил высокую цену за свой смелый поступок. Его приговорили к году заключения в тюрьме и гигантскому штрафу.
— Проект амбициозный, и, надо понимать, сниматься было непросто…
— Полански — очень требовательный режиссер. И как знаток искусства, каждый план снимает, словно пишет картину. Каждая деталь должна быть идеальной по форме, цвету и иметь смысл. Все сцены он переснимал до тех пор, пока кадры не становились идеальными, где уже ничего нельзя ни прибавить, ни отнять. И заставлял нас репетировать один и тот же диалог по сорок раз.
— Вы помните свой дебют в кино?
— Мой первый опыт случился в пять лет. В той картине (драма Филиппа Гарреля «Запасные поцелуи», 1989, — прим. КР) снималась вся моя семья: папа играл моего отца, мама — мою мать, дед — дедушку и даже бывшая жена отца — его бывшую жену. Одним из запоминающихся моментов съемок стал день, когда я с отцом пришел на площадку и увидел маму в постели с другим мужчиной. Мы появились в тот момент, когда решался вопрос, лежать этому типу в кровати голым или надеть трусы. В тот день я пережил серьезную психологическую травму и решил, что кино — очень странное занятие. А потому заявил родителям, что собираюсь стать ветеринаром. Позже в школе учитель французского показал нам фильмы Франсуа Трюффо, и я вновь увлекся кино.
— После съемок у Бертолуччи (в «Мечтателях» 2003 года, — прим. КР) вас объявили восходящей звездой, но вы пошли учиться в актерскую школу…
— Об учебе я совсем не думал. У меня на уме были лишь девочки — в театральной школе они особенно хорошенькие. Когда после занятий другие парни отправлялись на спорт, я плелся за девчонками в кафе, сидел там, слушал их болтовню. Сейчас думаю, что лучше бы тогда я ходил на спорт. Это сегодня принесло бы мне больше пользы.
— Вашими партнершами и в жизни, и в кино всегда становились женщины постарше…
— Мне нравятся сильные женщины старше меня. Всю жизнь я был окружен такими, включая мою мать. А подруги всегда казались умнее и интереснее, чем друзья. Я больше верю в женскую интуицию, чем в мужскую логику. Правда, теперь советы мне эксклюзивно дает жена (Каста старше его на пять лет, — прим. КР) — как жить и что делать. Рядом с сильной женщиной я не боюсь потерять свою мужественность. Думаю, если бы миром управляли женщины, он стал бы более гармоничным.
— Недавно вы сняли свой второй фильм, где вашу возлюбленную играет ваша жена Летиция Каста. В нем у вас интимная связь с другой женщиной, потому что так пожелала ваша любимая. Нужно ли заходить так далеко?
— Я не пойму, в чем виноват мой герой? Разве он плохой человек, потому что пожелал остаться верен своей подруге, изменив ей по ее же желанию? Что плохого в том, что мужчина отдает свою судьбу в руки женщины, которую желает и боготворит? Для меня это — верность. Он доверяет ей, и она лучше знает, что для него хорошо, а что плохо. Мой фильм не слишком отличается от того, что снимал Трюффо. Мой герой также слишком наивен и увлечен женщинами, принимает происходящее по мере поступления и не жалуется. Франсуа Трюффо однажды сказал, что предпочтет тактичного человека честному. У французов особое отношение к жизни и к истине.
— Однажды вы сказали, что французы не умеют воевать…
— Я имел в виду — в кино. В отличие от Америки, во Франции не популярны боевики. Мы предпочитаем людские драмы и любовные истории. Как-то один иностранный приятель попросил меня познакомить его с настоящим французским кино. Неделю он молча смотрел картины, которые я ему порекомендовал, а потом перестал со мной разговаривать. Позже он признался, что подумал, будто я над ним подшутил. Потому что все фильмы были об одном и том же.
— Французский кинематограф не меняется?
— Раньше во французских фильмам показывали героев, которые постоянно курили и пили вино. Теперь они пьют чай. Клод Соте всегда снимал свои фильмы в кафе, это считалось его особым стилем. Сейчас ему пришлось бы совсем туго, ведь в парижских кафе нельзя курить. И все больше французов отказывается от алкоголя. Я тоже не пью.
— Странный разговор у нас получился, начали с искусства, а заканчиваем чаем…
— На самом деле в жизни нет никакой логики. Чем абсурднее ситуация, тем ближе она к реальности.
13 и 14 декабря в «Мастерской «12» Никиты Михалкова» состоится долгожданная премьера сезона – постановка пьесы Максима Горького «На дне».…
Домохозяйка по имени Жанна умеет читать мысли и управлять электротехникой, чем успешно пользуется, выигрывая крупные суммы в покер и грабя…
В Театре Мимики и Жеста новая премьера, которую планируют привезти и в другие регионы страны. Инклюзивный спектакль на русском жестовом…
В первой части обширного материала, посвященного новейшему кино про Урал, мы рассказывали о лентах, увидевших свет за последний год. Здесь…
20 ноября на сцене Дворца на Яузе состоялась первая торжественная церемония вручения индустриальной премии «МедиаБренд», которая отмечает выдающиеся проекты в…
Телевидение как способ распространения информации неумолимо сдает лидерство, но как сегмент индустрии развлечений не устареет, наверное, никогда. Потому что от…