Кино

Лучшие роли Светланы Ходченковой

В это невозможно поверить, но 21 января Светлане Ходченковой исполняется 40 лет. За актрисой закрепилось амплуа хладнокровной красавицы, однако в ее фильмографии находится место как романтическим комедиям, так и драматическим картинам и даже историческим триллерам. Вспоминаем лучшие роли Светланы, за которые ее полюбили зрители.

«Благословите женщину» (2003)

В 2004 году Светлана Ходченкова дебютировала в большом кино с ролью в мелодраме Станислава Говорухина «Благословите женщину». В то время она еще училась в «Щуке», так что картина стала для нее прорывом. Актриса появилась на экране полуобнаженная, с округлыми формами и длинными светлыми волосами, в амплуа наивной, доброй, верной женщины, которая на все готова ради любви. Ее героиня – юная Верочка – проникается симпатией к офицеру и всюду следует за ним, исполняя его прихоти. А пройдя испытание любовью, девушка осознает, что жизнь только начинается.

Так началась и кинокарьера Светланы Ходченковой. После премьеры фильма ее заметили режиссеры и полюбили зрители. С тех пор она не перестает сниматься, пробуя свои силы в разных жанрах, от исторической картины («Не хлебом единым») и триллера («Риэлтор») до костюмной драмы («Талисман любви») и романтической мелодрамы («Одиночество любви»). При этом, остро отреагировав на комментарии в прессе о своей фигуре, актриса резко похудела, после чего раздосадованный Говорухин заявил, что она стала «как все».

И поначалу у Ходченковой действительно не было знаковых ролей – все проходные да второстепенные. За следующие 10 лет выделялись разве что телесериалы «Последняя репродукция» (2007) и «Ловушка» (2009), хотя и они уже забыты.

Однако в 2011 году Ходченкова появилась в экранизации романа Джона Ле Карре «Шпион, выйди вон!», составив компанию Гари Олдману, Колину Ферту и Тому Харди. Тогда стало ясно, что ее актерский талант признают зарубежные кинематографисты, и реализовать себя она может не только в России. Вскоре Светлану пригласили сняться в блокбастере «Росомаха. Бессмертный» (2013), где она сыграла суперзлодейку Гадюку. Роль удалась, но переезжать в Голливуд актриса не спешила.

«Большая роль в голливудском блокбастере меняет твою жизнь в гораздо меньшей степени, чем принято думать. Я сразу сказала, что никаких планов по завоеванию Голливуда строить не буду. Если есть интересные предложения из-за океана, то почему нет? Но вообще уезжать туда и сосредотачиваться на том, чтобы пытаться пробиться, – бессмысленно», – считает Ходченкова.

«Василиса» (2013)

В 2010-х интересных работ Ходченковой стало больше: «Пять невест», «Краткий курс счастливой жизни», «Метро», «Мосгаз»… Предложения появлялись одно за другим, но роли по-прежнему были второстепенными. Однако уже в 2011-м вышел «Метод Лавровой», где Светлана сыграла главную героиню Екатерину Лаврову, а в 2013-м – исторический сериал «Василиса».

Если рассказ про следовательницу был вторичным и энтузиазма у зрителей не вызвал, то история крепостной крестьянки, которая участвовала в Отечественной войне 1812 года, вышла весьма любопытной. Мало того что в центре байопика оказалась, наконец, простая крестьянка, так еще и сама Василиса Кожина – практически русская Жанна Д’Арк, которая перевернула представление о роли женщин в истории.

Никто другой не смог бы сыграть Кожину так, как это сделала Ходченкова: ее героиня – твердая, честная и очень смелая. Она молится Богу о спасении, но и сама готова взять в руки косу, чтобы «вашим озорникам сорвать головы».

«До этого в моей фильмографии было много картин легкого жанра, комедий, хотелось окунуться во что-то более глубокое. «Василиса» оказалась очень кстати… Образ противоречивый: одна часть зрительниц примет выбор моей героини, другая категорически отвергнет, но каждая увидит в картине что-то свое», – рассказывала актриса о роли Кожиной.

Сначала состоялась премьера полнометражной картины «Василиса», но сжать историю до полуторачасовой ленты без потери качества у создателей не получилось. А вот сериал, состоящий из 4-х эпизодов, удостоился довольно высокого рейтинга, хоть и быстро забылся. Транслировали его на телеканале «Россия», и до стримингов он не добрался.

«Вы все меня бесите» (2017)

После «Василисы» фильмография Ходченковой стремительно пополнялась разнообразными проектами, преимущественно комедиями и мелодрамами вроде «Любовниц», «Одноклассниц», «Новогоднего рейса» и так далее. Кроме того, Светлане стали чаще предлагать роли в исторических и костюмных драмах: «Викинг», «Кровавая леди Батори», «Мата Хари». Еще она вновь поработала со Станиславом Говорухиным – на ленте «Конец прекрасной эпохи» (2015).

Но ни одно из вышеперечисленных произведений не удалось так, как честный и смешной сериал «Вы все меня бесите», где Ходченкова предстала в непривычном образе. Ее героиня Соня Багрецова – настоящий мизантроп. Людей не любит, грубит, избегает контактов и прогоняет тех, кто метит в ближний круг ее знакомств. Например, обаятельного молодого человека.

При этом, стоит ей выпить бокал-другой вина, как она превращается в экстраверта, готового на любые приключения и, что еще важнее, на добрые поступки и душевные разговоры. И каждый раз «дневная» Соня вынуждена справляться с последствиями поведения Сони «ночной» – за этим весело наблюдать, особенно при условии, что мы привыкли видеть Ходченкову в совершенно ином амплуа.

Роль в сериале «Вы все меня бесите» в определенной степени заново открыла актерский талант Светланы. Изобразить состояние гордого одиночества ей было непросто. Она ведь совсем не похожа на своего персонажа. Однако именно сочетание стервозности и очарования Сони лучше всего демонстрирует, на что способна актриса.

«В отличие от моей героини, я не умею быть одна, да и не хочу. Это Соня, наоборот, при каждом удобном случае говорит: «Сидишь себе дома в тишине и покое, никто не дергает и не желает «доброго утра» и «приятного аппетита». По ее мнению, люди делают это из вежливости, просто для формального словца. А я не такая, мне нужно, чтобы все это говорили», – делилась после съемок Ходченкова.

«Скажи ей» (2020)

После хулиганского сериала количество заметных ролей Ходченковой возросло. Кажется, Светлана стала тщательнее выбирать проекты и охотнее экспериментировать с персонажами. Да и отечественное кино сильно поменялось за последние 10 лет. Среди недавних работ нашей героини – многосерийный триллер «По ту сторону смерти», фестивальный байопик «Довлатов» (за роль в нем Ходченкова получила «Золотого орла»), историческая картина «Годунов», комедийный сериал «Домашний арест»…

И, наконец, серьезная драматическая роль, коих в фильмографии Светланы недостает: лента «Скажи ей», которая ни в чем не уступает расхваленной «Истории о супружестве» Ноа Баумбака, застает пару на грани развода. Артем отказывается взрослеть, и Света решает с ним развестись – тем более что ее новый возлюбленный зовет переехать в США. Все бы ничего, но у них есть сын Саша. Не сумев договориться, двое усталых эгоистов заставляют ребенка сделать выбор за них.

В этой картине Светлана сыграла мать 10-летнего мальчишки, которая больше не может жить с мужем, не может жить в Питере, даже в России не может жить. Где-то там, в другой стране, есть шанс начать все заново с классным парнем, и она хватается за эту возможность. Но чем дальше, тем хуже становится мальчику, и тогда родители, наконец, понимают, чем грозит их «дележка».

Героиня мечется в лабиринте сломанных отношений в поисках ответа, в попытке начать диалог – в первую очередь, с самой собой, – и найти способ решить совершенно не решаемый вопрос. Ходченкова идеально вписалась в образ женщины, которая разрывается меж двух огней, и представить в этой роли другую актрису просто не получается.

Светлана Ходченкова на премьере фильма «Скажи ей» режиссера Александра Молочникова в кинотеатре «Художественный». Артем Геодакян/ТАСС

«Сюжет картины – рассказ с надрывом, где-то рыком, истериками и невозможностью персонажей услышать друг друга. Актер как проводник пропускает это через себя. Когда ты сцену за сценой, дубль за дублем выворачиваешь себя наизнанку, а рядом прекрасный ребенок, который переживает, возможно, одно из сильнейших эмоциональных потрясений, и режиссер-перфекционист, – о сложностях не хочется говорить. Хочется говорить, как мы на время съемок стали одной большой семьей», – делится Светлана.

«На острие» (2020)

Следом за бракоразводной трагедией вышла мрачная сказка Ренаты Литвиновой «Северный ветер», где Светлана сыграла надменную красавицу Матильду с точеной фигурой. Затем – true crime сериал «Казанова» и мощная спортивная драма «На острие», закрывшая 42-й Московский международный кинофестиваль.

В ней актриса исполнила роль Александры Покровской, опытной саблистки, которую лишь шаг отделяет от мирового величия. Спортсменка тщательно готовится к предстоящей Олимпиаде и намерена завоевать «золото», вот только бок о бок с ней тренируется юная Кира Егорова, талантливая фехтовальщица, в чьих планах – также олимпийские медали.

Напряженное противостояние, главное соревнование в жизни, шанс на победу, который может обернуться полным крахом… «На острие» ближе к триллеру, чем к спортивной драме. Что интересно, сюжет основан на реальной истории двух сильнейших саблисток – Софьи Великой и Яны Егорян, – которые боролись за «золото» на летних Олимпийских играх 2016 года в Рио-де-Жанейро. Великая стала прототипом Покровской и консультировала создателей фильма на съемках.

Умопомрачительная физическая форма, острые черты лица и решительный характер – такова Александра Покровская в исполнении Ходченковой. Наблюдая за ее ожесточенной борьбой, невольно ассоциируешь актрису со спортсменкой, которой нипочем и обсуждение в прессе, и давление тренера, и даже юная соперница, способная на все ради триумфа.

«Таких картин пока не было в нашем кинематографе – это история очень серьезного противостояния и внутренней борьбы моей героини. Все, что касается работы над этим проектом и ролью, было сложно и при этом манило. Я как актриса очень любопытная, и мне хотелось разобраться во всем… Фехтовальный спорт очень травматичный, ему невозможно научиться за две недели, потому что в нем все происходит на уровне мозга», – рассказывала Ходченкова.

После картины «На острие» Светлана снялась в комедийном сериале «Везет», триллере «Другое имя» о разрушительной силе тайн и фестивальной драме Алексея Германа-младшего «Дело». В ближайшее время актрису можно будет увидеть в сериалах «Я «любила» мужа» (ранее постановщица Юлия Трофимова выпустила нежную ленту «Страна Саша») и «Актрисы» Федора Бондарчука.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Недавние Посты

В «Мастерской «12» Никиты Михалкова» состоится премьера спектакля «На дне»

13 и 14 декабря в «Мастерской «12» Никиты Михалкова» состоится долгожданная премьера сезона – постановка пьесы Максима Горького «На дне».…

8 часов назад

«УничтоЖанна»: Супергероика категории Ы

Домохозяйка по имени Жанна умеет читать мысли и управлять электротехникой, чем успешно пользуется, выигрывая крупные суммы в покер и грабя…

10 часов назад

В Театре Мимики и Жеста премьера – инклюзивный спектакль «Итак, мы начинаем!»

В Театре Мимики и Жеста новая премьера, которую планируют привезти и в другие регионы страны. Инклюзивный спектакль на русском жестовом…

11 часов назад

Сокровища Урала в новом российском кино. Часть 2

В первой части обширного материала, посвященного новейшему кино про Урал, мы рассказывали о лентах, увидевших свет за последний год. Здесь…

14 часов назад

Объявлены лауреаты премии «МедиаБренд»

20 ноября на сцене Дворца на Яузе состоялась первая торжественная церемония вручения индустриальной премии «МедиаБренд», которая отмечает выдающиеся проекты в…

16 часов назад

Назови меня своим именем: Как телевидение завоевывает интернет

Телевидение как способ распространения информации неумолимо сдает лидерство, но как сегмент индустрии развлечений не устареет, наверное, никогда. Потому что от…

19 часов назад