67-летний Брендан Глисон недавно получил первую в жизни номинацию на «Оскара» – за трагикомедию «Банши Инишерина», хотя незабываемых ролей этот могучий ирландец исполнил не один десяток. Он снимался у Стивена Спилберга, Дэнни Бойла, Мартина Скорсезе, Мэла Гибсона, Ридли Скотта, Итана и Джоэла Коэнов и братьев МакДона, а также сыграл одного из колоритнейших героев во франшизе «Гарри Поттер» (мракоборца Грозного Глаза Грюма). В любом жанре Глисон чувствует себя абсолютно в своей тарелке. Ну а мы предлагаем восхититься мастерством Брендана с гидом по его ярчайшим ролям, каждая из которых – жемчужина редкой красоты.
Энергичный рассказ о реально существовавшем криминальном авторитете Мартине Кэхилле, известнейшем преступнике в ирландской истории. В ленте классика Джона Бурмена («Избавление») ведущая партия досталась Брендану Глисону, похожему на Кэхилла как две капли воды. В юности Мартин попался с поличным на краже со взломом и надолго присел. А когда вновь оказался на свободе, принялся грациозно обносить дома богачей под музыку Вана Моррисона и грабить банки, лихо улепетывая от преследователей на байке. В итоге Кэхилл возглавил целую бандитскую группировку, но в 1994-м его путь к вершинам преступного мира оборвали выпущенные в упор пули «Магнума».
Обласканная критиками роль трикстера не принесла Глисону крупных наград, хотя все в один голос прочили ему как минимум номинацию на «Оскара». Брендану удивительно к лицу образ изобретательного, неуступчивого воротилы, который с ранних лет осознал, что хорошими делами прославиться нельзя. Вот он и штампует темные делишки одно за другим, ратуя при этом за социальную справедливость и равный раздел добычи между приспешниками. На съемках Глисон по наущению Бурмена впустил в себя тьму, обретя вдохновение в эпизодах своего непростого взросления на улицах Дублина, и вскоре стал страдать от кошмаров. Высокая, но неизбежная плата за мастерство.
Полнометражный режиссерский дебют Мартина МакДоны, мигом ставший культовым и с годами ничуть не растерявший своего мрачноватого обаяния. После печального инцидента на очередном заказе киллеры Кен (Брендан Глисон) и Рэй (Колин Фаррелл) отправляются из Лондона в бельгийский Брюгге – в ссылку, по сути. Отсидеться, передохнуть, а заодно видами да пивком насладиться. Шебутной Рэй считает Брюгге той еще дырой. А уравновешенный Кен честно пробует вжиться в шкуру туриста и с удовольствием катается на лодочке по живописным каналам. Не подозревая, что старуха с косой уже крадется за ними по пятам.
Талант Глисона – как, собственно, и в «Банши Инишерина» – раскрывается здесь на контрасте с гиперактивным Фарреллом. По сравнению с ним Брендан держится с благородной сосредоточенностью, хотя в душе его так и кипят страсти. Кен проходит своеобразный путь самурая, жертвуя собой ради спасения друга, а Глисон в роли наемного убийцы умудряется выглядеть покладистым, своим в доску парнем. Среди всех маргиналов из «Залечь на дно в Брюгге» этот помятый мужичок в стариковском пальто – наиболее принципиальная, а потому трагичная и величественная фигура.
Роли больших политиков – вызов для любого артиста. Причем старания звезд не всегда помогают спасти фильм. «Буша» Оливера Стоуна, например, без слез и не вспомнишь, хотя одиозный президент из Джоша Бролина получился вполне аутентичный. А вот «Темные времена» Джо Райта – не только мощная драма, но и превосходный мастер-класс Гари Олдмана, завоевавшего первый (и, видимо, последний) «Оскар» за роль Уинстона Черчилля. Снятая для HBO лента «Навстречу шторму», опять-таки про Черчилля, в народе менее популярна, но перформанс Брендана Глисона здесь удался на славу.
Вообще это сиквел картины 2002 года, которая называлась просто «Черчилль»: тогда Альберт Финни удостоился «Эмми» и «Золотого глобуса» за главную мужскую роль. В случае с Глисоном дело ограничилось лишь «Эмми», но вы только гляньте, как он велик и могуч в образе британского премьер-министра, вспоминающего свою жизнь до и во время Второй мировой войны. Его массивная фигура, страстные монологи, нервная мимика, которую никакой грим не в силах сковать, так и пышут бешеной харизмой, достигающей апогея в особо пронзительные моменты. Прежде всего, конечно, на знаменитой речи We shall never surrender. Ну а спустя 11 лет Глисон вернулся, так сказать, на политический олимп и сыграл… Дональда Трампа в мини-сериале «Правило Коми» (2020).
«Я ирландец. Расизм – часть моей культуры!»
Блеснув под началом Мартина МакДоны, Брендан Глисон переметнулся к его старшему брату Джону Майклу. Его дебют «Однажды в Ирландии» – чуть менее культовое кино, чем «Залечь на дно в Брюгге», и однозначно скорее драма, чем комедия, хотя абсурда с неполиткорректными шутками здесь тоже в избытке.
Глисоновский сержант Джерри Бойл – «скромный сельский никто», как он сам себя называет, – саркастичный коп из ирландской глуши. В разгар расследования он может легко взять выходной и снять проституток, стащить у жертвы автокатастрофы таблетки и тут же ими закинуться или просто слинять в паб. При этом Джерри всячески поддерживает тяжелобольную мать, наотрез отказывается брать взятки и становится верным напарником агента ФБР Уэнделла Эверетта (Дон Чидл), дабы совместными усилиями вывести на чистую воду подлых наркоторговцев.
Грубоватый страж порядка, которому не чуждо ничто человеческое, – идеальный персонаж Брендана Глисона. Врожденное добродушие, скрытое под маской напускного цинизма, отличает многих героев замечательного ирландца, но в Бойле язвительность, остроумие, бунтарский нрав и сердечность перемешаны в максимально гармоничных пропорциях. Сам Глисон вообще считал Бойла довольно мягким человеком, который пошел в полицию, чтобы доказать свою мужественность. А-ля Гэри Купер в «Ровно в полдень» – недаром финальная перестрелка из «Однажды в Ирландии» напоминает аналогичные сцены из классических вестернов.
Второй совместный проект Брендана Глисона и Джона Майкла МакДоны. «Голгофа» открывается крупным планом задумчивого Глисона в образе священника отца Джеймса, к которому является на исповедь очередной прихожанин. И рассказывает душераздирающую историю о том, как в детстве его изнасиловал другой служитель церкви. А затем обещает убить отца Джеймса в следующее воскресенье, чтобы всех шокировать. Лица прихожанина мы не видим, но священник знает, с кем имеет дело. Вот только разоблачить его не может – из-за тайны исповеди.
«Прекрасный человек. О нем слова дурного не услышишь» – так характеризует отца Джеймса эксцентричный богач в исполнении Дилана Морана. При этом он, что называется, абсолютно нормальный мужик. По вечерам потягивает пивко в пабе, рассекает по округе на ярко-красной машине с открытым верхом, торчит на берегу с удочкой. Когда доходит до ручки – хватает пистолет и палит по бутылкам, а после кабацкой драки смывает кровь с разбитых костяшек.
Эту роль частенько признают сильнейшей в карьере Глисона – и не без оснований. Насупленный Брендан в рясе священника поистине монументален: воплощение нерушимости принципов и готовности идти до конца ради того, что кажется ему правильным. Отцу Джеймсу, вероятно, недолго осталось. Но он не тратит драгоценные часы на страдания, а старается напоследок поддержать тех, кто нуждается в его помощи. В первую очередь дочь Фиону (Келли Райлли из «Йеллоустоуна»). Глисон говорил, что работа над ролью вышла на редкость напряженной, но результат того стоил. Мощь нереальная.
Колоритная сельская байка с цитатой из «Бриллиантовой руки» (помните рыбалку на Белой скале?). Место действия – крошечная деревушка в канадской провинции Ньюфаундленд и Лабрадор. В оригинале она зовется Tickle Head, а на русский язык ее название дублировали как… Гадюкино. Жители мечтают об открытии завода и новых вакансиях. Для этого требуется постоянно проживающий здесь врач. Вскоре появляется подходящий кандидат – хирург по имени Пол (Тейлор Китч), которого шантажом вынуждают провести в Гадюкино месяц. И пытаются убедить, что лучшего места на всей планете не сыскать.
Брендан Глисон сыграл предприимчивого мужичка Мюррея, который всю эту кашу и заварил. От него ушла жена – уехала на работу в город. Вот он и развлекается, изобретая все новые способы привязать Пола к Гадюкино. Как вариант – включить в меню паба его любимое блюдо или научить местных дедов рубиться в крикет. Бородатый Брендан явно кайфует от роли симпатичного пройдохи, который без задней мысли мухлюет с чеками и дурит наивному парню голову, а в свободную минуту может пьяным улечься на травку и уставиться на луну. Жить, как известно, хорошо. А хорошо жить – еще лучше!
Последний на данный момент актерский триумф Брендана Глисона, обеспечивший ему первую в карьере номинацию на «Оскара». И это в 67 лет! Где вы, спрашивается, раньше-то были, товарищи киноакадемики. Трагикомедия «Банши Инишерина» посвящена закадычным друзьям, живущим на уединенном островке у западного побережья Ирландии. На дворе 1923 год. Конец Гражданской войны не за горами, однако параллельно на острове вспыхивает другой конфликт: Колм (Глисон) внезапно решает, что не хочет иметь с Падриком (Колин Фаррелл) ничего общего. И грозит за каждую попытку бывшего приятеля сблизиться с ним отрезать себе по пальцу.
Рядом со взвинченным Фарреллом, чьи брови живут своей жизнью, убийственно спокойный Глисон кажется отталкивающим бирюком. Хотя его герой просто защищает свои границы – предельно понятное желание в наши дни, учитывая, что мир еще не до конца оправился от пандемии. Общая изоляция острова Инишерин превращается для Колма в самоизоляцию, когда былая дружба уступает место отчаянию и безнадежности, и даже пинта темненького не способна что-либо изменить. Интересно, что работу над образом Колма Глисон сравнивал с участием в упомянутом «Генерале», где он тоже снимался без грима и мог в большей степени быть собой, чем, скажем, в фильме про Черчилля.
«Это показалось мне чертовски освобождающим, – признался Брендан. – Поскольку, когда я играл Колма, мне было просто плевать. Абсолютно на все».
13 и 14 декабря в «Мастерской «12» Никиты Михалкова» состоится долгожданная премьера сезона – постановка пьесы Максима Горького «На дне».…
Домохозяйка по имени Жанна умеет читать мысли и управлять электротехникой, чем успешно пользуется, выигрывая крупные суммы в покер и грабя…
В Театре Мимики и Жеста новая премьера, которую планируют привезти и в другие регионы страны. Инклюзивный спектакль на русском жестовом…
В первой части обширного материала, посвященного новейшему кино про Урал, мы рассказывали о лентах, увидевших свет за последний год. Здесь…
20 ноября на сцене Дворца на Яузе состоялась первая торжественная церемония вручения индустриальной премии «МедиаБренд», которая отмечает выдающиеся проекты в…
Телевидение как способ распространения информации неумолимо сдает лидерство, но как сегмент индустрии развлечений не устареет, наверное, никогда. Потому что от…