Масштабная историческая мелодрама, до неузнаваемости изменившаяся по пути на большой экран.
1938 год. Молодая и цветущая актриса Галина Лактионова купается в лучах славы, блистая на экране и на театральной сцене. Как вдруг любовника ее матери, тоже актрисы, высокопоставленного чиновника, который покровительствовал им обеим, обвиняют в связях с предателями-троцкистами. Вследствие чего карьера юной звезды, да и не только карьера, оказывается под угрозой. Но тут подруга зовет ее с собой на вечеринку. Там Галина знакомится с героическим летчиком Анатолием Ковровым. Героический летчик поет ей под гитару «Ай Кармелу», и она от него почему-то сбегает (уж не фалангистка ли часом?). Он ее все равно догоняет, спасает от исключения из комсомола, тут же ведет в загс, потом сажает на самолет и давай воздушные пируэты выписывать прямо над Кремлем. А потом трагически погибает.
«Любовь Советского Союза» принадлежит к той категории фильмов, которые никакие и не фильмы вовсе, а телесериалы, ставшие фильмами после того, как их на монтажном столе изрядно покромсали, чтобы утрамбовать в формат полного метра и запустить в кинотеатры. Зачем такая категория вообще существует – непонятно. То есть понятно, конечно: кому-то это приносит дополнительный доход. Но приносит ли это кому-то счастье? Помимо тех, кому это приносит доход. Вопрос, ясное дело, риторический.
В силу вышесказанного трудно про «Любовь Советского Союза» сказать что-то определенное. Потому как сам фильм, который никакой не фильм, о себе ничего определенного сказать не в состоянии. Он весь состоит из каких-то обрезков, сшитых между собой белыми нитками кое-как, без идеи, без системы, без логики. Притом что, наверное, какая-то идея, какая-то система и какая-то логика в нем изначально предполагались. Впрочем, и этого мы не можем со стопроцентной уверенностью утверждать.
Как бы то ни было, на экране мы видим лишь артистов, играющих незнамо кого и незнамо для кого. На фоне дорогущих, масштабных и, чего уж там, довольно красивых местами, но совершенно мертвых декораций СССР 1930-х и 1940-х. Точнее, некой версии СССР из альтернативной вселенной. Похожей на ту, что мы видели в «Мастере и Маргарите» с Цыгановым и Снигирь. Здесь тоже, как и там, всюду вылизанный до ослепительного блеска сталинский ампир с вкраплениями ар-деко. Но в случае «Любви Советского Союза» за этим блеском зияет чернейшая пустота запутавшегося в самом себе постмодерна. Который в отсутствие внятного сюжета и хоть сколько-нибудь четко проработанной концепции вовсю правит бал.
Героиня Ангелины Стречиной, в сущности, представляет собой виртуальную копию советской артистки Валентины Серовой. На протяжении фильма она следует по некоторым выборочным пунктам ее биографии, но куда конкретно, так и остается загадкой. В число этих пунктов, помимо брака с героическим летчиком, входит и еще один брак, с талантливым драматургом, писателем и поэтом Константином Симоновым. Только виртуальная копия Валентины Серовой не может выйти замуж за Константина Симонова. Поэтому выходит замуж за его виртуальную копию (Роман Васильев), которая носит другое имя. Но читает с экрана стихи Константина Симонова, на голубом глазу выдавая их за свои.
Отношения между виртуальными копиями складываются сообразно их природе. Вот мы видим, как в одной сцене виртуальная копия Валентины Серовой выражает свою нелюбовь к виртуальной копии Константина Симонова обидными словами. Виртуальная копия Константина Симонова огорчается и гневно идет купаться. Но проходит несколько минут – и они уже любят друг друга без памяти как ни в чем не бывало. Примечательно также, что сближению их в немалой степени способствует третий по важности персонаж «Любви Советского Союза» – Иосиф Сталин в весьма противоречивом исполнении Александра Устюгова.
Дело в том, что Иосиф Сталин в фильме по большей части изображен в положительном ключе. Разве что один раз он злоупотребляет своей неограниченной властью, приказывая устроить ему посреди ночи показ театрального спектакля. В остальном же просто душка. Но Александр Устюгов упрямо изображает его – насколько это позволяет дубовый, как у Безрукова из байопика про Высоцкого, грим – инфернальным злодеем. Таким же примерно, каким его Максим Суханов изображал в «Утомленных солнцем 2». Благодаря чему мы имеем возможность наблюдать редкое явление – сразу два противоречащих друг другу мифа о Сталине, сплавленные воедино. Снаружи – кровавый тиран, внутри – мудрый правитель, истинный вождь народа.
Самое смешное, что образ Сталина при этом выглядит гораздо более цельным, чем образы номинально главных героев фильма. По крайней мере, заметно, что над ним действительно работали. Возможно, это опять-таки следствие чрезмерного усердия тех, кто перекраивал «Любовь Советского Союза» в полный метр. Но даже если так, эффект все равно забавный. И во многом показательный. Вроде как делали кино о любви, но кино о любви чего-то не получилось. Зато кино о Сталине получилось по-своему вполне удачное, позволяющее на эту влиятельнейшую историческую фигуру взглянуть с нового ракурса. Как на активного поборника традиционных ценностей, самолично соединявшего сердца узами брака и поддерживавшего новообразованные семьи материально.
Комментарии