Кино

Любить пересмешника: 5 главных фильмов Мэла Брукса

За свою долгую жизнь и карьеру Мэл Брукс, кажется, успел попробовать все. Он выигрывал «Оскара», «Грэмми», «Эмми» и «Тони», брал уроки игры на барабанах у Бадди Рича, дружил с Альфредом Хичкоком, записывал рэп-хиты, был женат на Энн Бэнкрофт и оставил на голливудской «Аллее славы» следы аж одиннадцати пальцев (один – искусственный). В последние годы Брукс дарит свой голос героям мультфильмов вроде «Монстров на каникулах 3» и «Истории игрушек 4». Его финальная режиссерская работа «Дракуламертвый и довольный» вышла еще в 1995-м, но это затишье продолжительностью в 26 лет – не повод забывать о заслугах мэтра. Поэтому «КиноРепортер» вспоминает 5 его главных картин, научивших людей смеяться.

«Продюсеры» (1968)

Рожденному в США Мэлу Бруксу, в отличие от коллеги Билли Уайлдера, не пришлось эмигрировать, спасаясь от ужасов нацизма. Однако он напрямую столкнулся с ними на полях Второй мировой, а позднее замыслил сатирическое произведение «Весна для Гитлера». Мюзикл с таким названием ставят герои бруксовского дебюта в надежде, что он станет сокрушительным кассовым провалом и за счет этого позволит им списать значительные финансовые убытки.

Театральный режиссер Бялысток и ушлый бухгалтер Блум – типажи, отлично знакомые Бруксу. Студии долго не хотели давать зеленый свет хулиганскому проекту со стебом над фюрером, а после недружелюбного приема на премьере его чуть не запихнули на полку. Благодаря заступничеству Питера Сэллерса, звезды «Розовой пантеры» и «Доктора Стрейнджлава», «Продюсеры» все же вышли и даже завоевали «Оскара» за лучший сценарий, хотя зрителям с высокими моральными принципами юмор на грани фола так и не полюбился.

«Сверкающие седла» (1974)

После провала своего второго фильма, «12 стульев» по роману Ильфа и Петрова, Брукс взял паузу в 4 года, а затем вернулся с безоговорочным кассовым хитом. Как и во многих вестернах старой закалки, в этой искрометной пародии на лучшие образчики жанра сюжет построен вокруг конфликта за землю. Коварный прокурор планирует провести через городок Рок Ридж железную дорогу и подначивает губернатора назначить шерифом чернокожего, чтобы спровоцировать хаос и недовольство среди местного населения.

В рядах великих вестернов хватало серьезных историй, будь то «Ровно в полдень» или «Искатели». Насмешник Брукс воспринял их мрачный тон как неисчерпаемый источник для острот над множеством жанровых штампов – от образа крепко пьющего стрелка до неспешной финальной поездки навстречу закату. «Четвертая стена» здесь рушится с поистине эпическим размахом, что делает «Седла» еще и уморительной сатирой на особенности голливудского кинопроизводства. Впоследствии Брукс сетовал, что в наше время создание подобных картин невозможно, поскольку чрезмерная политкорректность убийственна для самой сути комедии.

«Молодой Франкенштейн» (1974)

Классический хоррор – еще один пример жанра, который Брукс высмеивал лишь потому, что нежно любил. Он специально снимал этот фильм на черно-белую пленку, стилизуя под старые ужастики Universal. Из «Франкенштейна» 1931 года он для пущего эффекта даже позаимствовал часть декораций.

Главный герой – внук знаменитого доктора. Он произносит свою фамилию исключительно как Франкенстин и открещивается от связей с одиозным предком. Правда, мигом вспоминает об утерянных корнях, когда наступает время унаследовать усадьбу в Трансильвании. Работа получилась предельно аутентичная, операторскими и монтажными ходами недвусмысленно отсылая к лентам-предшественникам, но все равно оставаясь гомерически смешным рассказом об обаятельных чудаках. Отдельным ее вкладом в культуру является влияние на группу Aerosmith: реплика Игора «Walk this way» вдохновила рокеров на создание одноименной песни.

«Страх высоты» (1977)

Эта картина стала для Брукса двойным дебютом – первым продюсерским проектом и первой центральной ролью со словами (ранее он солировал в «Немом кино», но там, как видно из названия, говорить не пришлось). Его персонаж, нервный доктор Торнхилл, замещает погибшего главврача психиатрической клиники и оказывается в водовороте заговора, проникнутого духом «Головокружения», «Психо», «Птиц» и прочих шедевров Альфреда Хичкока.

Здесь Брукс подтрунивал не столько над конкретными приемами маэстро, сколько над общим стилем и параноидальной атмосферой. В итоге вышло парадоксальным образом трогательное признание в любви творчеству выдающегося режиссера и наглядный мастер-класс, как ни в коем случае не стоит снимать триллеры. Сам Хичкок вместе с Бруксом работал над сценарием, а после предпремьерного показа прислал ему ящик элитного вина с короткой запиской: «Отбрось страх из-за «Страха высоты». Фильм прекрасен».

«Космические яйца» (1987)

Мэл Брукс не был бы Мэлом Бруксом, если бы прошел мимо такого знакового поп-культурного явления, как «Звездные войны» (также под раздачу попали «Чужой», «Стартрек» и «Планета обезьян»). Тем более что сам Джордж Лукас дал на это официальное добро. Лорд Шлем, президент Дрист и полковник Сандерс тащатся на планету Друидия, дабы похитить ее атмосферу, пока космический путешественник Одинокая Звезда и его верный компаньон Челобака спасают сбежавшую из-под венца принцессу Веспу – звучит, согласитесь, многообещающе.

Практически каждый кадр, каждая сцена, каждый персонаж «Яиц» являются фееричной комичной отсылкой, превращая произведение в своеобразный эталон режиссерского почерка Мэла Брукса. Великий мыслитель Йогурт и космический бандит Пицца Хат достойны включения в пантеон лучших бруксовских фриков, хотя коммерческий потенциал ленты, по крайней мере в Штатах, оказался невысок. Зато на российском VHS-рынке 1990-х фильм обрел абсолютно культовый статус.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Недавние Посты

Передачи про дачи

Праздничные майские выходные традиционно объединяют трудящихся на даче. Загородные поместья и приусадебные участки манят в пасторально-шашлычный рай. Но встречают хлопотами…

11 часов назад

Мэрил Стрип получит почетную «Золотую пальмовую ветвь» в Каннах

Мэрил Стрип получит почетную «Золотую пальмовую ветвь» 77-го Каннского кинофестиваля. Об этом сообщили в пресс-службе смотра: «Спустя 35 лет после…

15 часов назад

«Загляни ему в голову»: Яркий процедурал, в котором психиатрия схлестывается с криминалом

В начале апреля на платформе «Смотрим» стартовала детективная драма «Загляни ему в голову», рассказывающая о криминальном психиатре, который обладает невероятным…

17 часов назад

Уэс Андерсон – о хаосе, театральности и черно-белом кино

О собственном стиле Возможно, прозвучит странно, но мне действительно не кажется, что я выбрал какой-то определенный стиль. Стиль – это…

1 день назад

«Жадно смотрю в сейчас»: Интервью Аллы Сигаловой

Хореограф, танцовщица, режиссер, актриса, участница многочисленных телешоу – в каких только качествах мы не знаем и любим Аллу Сигалову. А…

1 день назад

«Летучий корабль» отправится в новое плавание

Сказочный фильм-мюзикл «Летучий корабль» получит продолжение. Об этом рассказал продюсер Алексей Учитель: по его словам, премьера сиквела намечена на 2026…

1 день назад