За свою долгую жизнь и карьеру Мэл Брукс, кажется, успел попробовать все. Он выигрывал «Оскара», «Грэмми», «Эмми» и «Тони», брал уроки игры на барабанах у Бадди Рича, дружил с Альфредом Хичкоком, записывал рэп-хиты, был женат на Энн Бэнкрофт и оставил на голливудской «Аллее славы» следы аж одиннадцати пальцев (один – искусственный). В последние годы Брукс дарит свой голос героям мультфильмов вроде «Монстров на каникулах 3» и «Истории игрушек 4». Его финальная режиссерская работа «Дракула: мертвый и довольный» вышла еще в 1995-м, но это затишье продолжительностью в 26 лет – не повод забывать о заслугах мэтра. Поэтому «КиноРепортер» вспоминает 5 его главных картин, научивших людей смеяться.
Рожденному в США Мэлу Бруксу, в отличие от коллеги Билли Уайлдера, не пришлось эмигрировать, спасаясь от ужасов нацизма. Однако он напрямую столкнулся с ними на полях Второй мировой, а позднее замыслил сатирическое произведение «Весна для Гитлера». Мюзикл с таким названием ставят герои бруксовского дебюта в надежде, что он станет сокрушительным кассовым провалом и за счет этого позволит им списать значительные финансовые убытки.
Театральный режиссер Бялысток и ушлый бухгалтер Блум – типажи, отлично знакомые Бруксу. Студии долго не хотели давать зеленый свет хулиганскому проекту со стебом над фюрером, а после недружелюбного приема на премьере его чуть не запихнули на полку. Благодаря заступничеству Питера Сэллерса, звезды «Розовой пантеры» и «Доктора Стрейнджлава», «Продюсеры» все же вышли и даже завоевали «Оскара» за лучший сценарий, хотя зрителям с высокими моральными принципами юмор на грани фола так и не полюбился.
После провала своего второго фильма, «12 стульев» по роману Ильфа и Петрова, Брукс взял паузу в 4 года, а затем вернулся с безоговорочным кассовым хитом. Как и во многих вестернах старой закалки, в этой искрометной пародии на лучшие образчики жанра сюжет построен вокруг конфликта за землю. Коварный прокурор планирует провести через городок Рок Ридж железную дорогу и подначивает губернатора назначить шерифом чернокожего, чтобы спровоцировать хаос и недовольство среди местного населения.
В рядах великих вестернов хватало серьезных историй, будь то «Ровно в полдень» или «Искатели». Насмешник Брукс воспринял их мрачный тон как неисчерпаемый источник для острот над множеством жанровых штампов – от образа крепко пьющего стрелка до неспешной финальной поездки навстречу закату. «Четвертая стена» здесь рушится с поистине эпическим размахом, что делает «Седла» еще и уморительной сатирой на особенности голливудского кинопроизводства. Впоследствии Брукс сетовал, что в наше время создание подобных картин невозможно, поскольку чрезмерная политкорректность убийственна для самой сути комедии.
Классический хоррор – еще один пример жанра, который Брукс высмеивал лишь потому, что нежно любил. Он специально снимал этот фильм на черно-белую пленку, стилизуя под старые ужастики Universal. Из «Франкенштейна» 1931 года он для пущего эффекта даже позаимствовал часть декораций.
Главный герой – внук знаменитого доктора. Он произносит свою фамилию исключительно как Франкенстин и открещивается от связей с одиозным предком. Правда, мигом вспоминает об утерянных корнях, когда наступает время унаследовать усадьбу в Трансильвании. Работа получилась предельно аутентичная, операторскими и монтажными ходами недвусмысленно отсылая к лентам-предшественникам, но все равно оставаясь гомерически смешным рассказом об обаятельных чудаках. Отдельным ее вкладом в культуру является влияние на группу Aerosmith: реплика Игора «Walk this way» вдохновила рокеров на создание одноименной песни.
Эта картина стала для Брукса двойным дебютом – первым продюсерским проектом и первой центральной ролью со словами (ранее он солировал в «Немом кино», но там, как видно из названия, говорить не пришлось). Его персонаж, нервный доктор Торнхилл, замещает погибшего главврача психиатрической клиники и оказывается в водовороте заговора, проникнутого духом «Головокружения», «Психо», «Птиц» и прочих шедевров Альфреда Хичкока.
Здесь Брукс подтрунивал не столько над конкретными приемами маэстро, сколько над общим стилем и параноидальной атмосферой. В итоге вышло парадоксальным образом трогательное признание в любви творчеству выдающегося режиссера и наглядный мастер-класс, как ни в коем случае не стоит снимать триллеры. Сам Хичкок вместе с Бруксом работал над сценарием, а после предпремьерного показа прислал ему ящик элитного вина с короткой запиской: «Отбрось страх из-за «Страха высоты». Фильм прекрасен».
Мэл Брукс не был бы Мэлом Бруксом, если бы прошел мимо такого знакового поп-культурного явления, как «Звездные войны» (также под раздачу попали «Чужой», «Стартрек» и «Планета обезьян»). Тем более что сам Джордж Лукас дал на это официальное добро. Лорд Шлем, президент Дрист и полковник Сандерс тащатся на планету Друидия, дабы похитить ее атмосферу, пока космический путешественник Одинокая Звезда и его верный компаньон Челобака спасают сбежавшую из-под венца принцессу Веспу – звучит, согласитесь, многообещающе.
Практически каждый кадр, каждая сцена, каждый персонаж «Яиц» являются фееричной комичной отсылкой, превращая произведение в своеобразный эталон режиссерского почерка Мэла Брукса. Великий мыслитель Йогурт и космический бандит Пицца Хат достойны включения в пантеон лучших бруксовских фриков, хотя коммерческий потенциал ленты, по крайней мере в Штатах, оказался невысок. Зато на российском VHS-рынке 1990-х фильм обрел абсолютно культовый статус.
13 и 14 декабря в «Мастерской «12» Никиты Михалкова» состоится долгожданная премьера сезона – постановка пьесы Максима Горького «На дне».…
Домохозяйка по имени Жанна умеет читать мысли и управлять электротехникой, чем успешно пользуется, выигрывая крупные суммы в покер и грабя…
В Театре Мимики и Жеста новая премьера, которую планируют привезти и в другие регионы страны. Инклюзивный спектакль на русском жестовом…
В первой части обширного материала, посвященного новейшему кино про Урал, мы рассказывали о лентах, увидевших свет за последний год. Здесь…
20 ноября на сцене Дворца на Яузе состоялась первая торжественная церемония вручения индустриальной премии «МедиаБренд», которая отмечает выдающиеся проекты в…
Телевидение как способ распространения информации неумолимо сдает лидерство, но как сегмент индустрии развлечений не устареет, наверное, никогда. Потому что от…