«Старые ворчуны» (1993)
105 лет назад родился Уолтер Мэттау, бесконечно колоритная звезда старого Голливуда. Он снимался с Одри Хепберн, Марлоном Брандо, Кирком Дугласом и Элвисом, появлялся у Ника Рэя, Элиа Казана, Сидни Люмета и Дона Сигела, а его портфолио переваливает за сотню работ в кино, театре и на ТВ. Наибольшую славу Мэттау принесли комедии с его закадычным другом Джеком Леммоном, чей сын говорил, что отец обрел в Уолтере брата, о котором всегда мечтал. И сейчас, в меланхоличную осеннюю пору, эти комедии служат превосходным лекарством от хандры и душевных тревог. Мы проверили их эффект на личном опыте, чего и вам желаем.
Свои лучшие фильмы Билли Уайлдер снял до наступления 1960-х, подарив Джеку Леммону бессмертные роли в «Квартире» и «В джазе только девушки». После этого классик переключился на картины менее обязательные, но не менее обаятельные. В их числе и несколько очаровательных вещиц с дуэтом Леммона и Мэттау. Открыл этот хит-парад «Азарт удачи» с Леммоном в образе оператора Гарри Хинкла, в которого на матче по американскому футболу врезался громила-игрок. Гарри в целом отделался легким испугом, но в больницу все-таки загремел. А брат его экс-супруги, ушлый адвокат (Мэттау), решил воспользоваться моментом и провернуть аферу: Гарри прикинется инвалидом, что позволит им отсудить кругленькую сумму у страховой компании. Заодно к пострадавшему, возможно, вернется жена.
В «Азарте удачи» сложилось фирменное для Леммона и Мэттау распределение полномочий. Первый изображает мягкосердечного тюфяка, переживающего из-за участия в темных делишках. Второй – сварливого прохиндея, невеликого комбинатора, чья неугомонность контрастирует со статичностью родственничка, проводящего все время в постели и инвалидной коляске. Болтливая комедия про мошенников оказалась идеальной почвой для дебютного контакта артистов. «По этим двоим сразу видно, что вместе они будут уморительны», – прокомментировал их союз Уайлдер, назвавший, однако, сам фильм «началом его упадка» (всем бы такой упадок, конечно). Хотя публика его оценила, а роль пронырливого юриста принесла Мэттау единственный «Оскар».
Минул год, и полюбившийся поклонникам дуэт оформил камбэк в «Странной парочке» Джина Сэкса – главном хите тандема Леммон – Мэттау. После 12 лет семейной жизни браку Феликса (Джек) приходит конец. Приятели подозревают, что беднягу одолеет суицидальное настроение, и Оскар (Уолтер), другой джентльмен в разводе, предлагает безутешному товарищу переехать к нему. Нетрудно догадаться, что стать добрыми соседями им не суждено: грядет яростная битва характеров.
Аккуратист Феликс доводит до белого каления неряху Оскара, а сценарист Нил Саймон, автор одноименной пьесы, сопровождает их перебранки убойными панчлайнами, заслуженно превратившими «Странную парочку» в одну из самых смешных юморесок 1960-х: «Рассказать кому, что двое холостых мужиков живут в такой чистоте, какой я не упомню даже у моей мамочки!» Мэттау нападает, Леммон оправдывается, и в лучших моментах им больше никто и не нужен – в формате камерного спектакля на двоих фильм безупречно работает как бадди-муви о столкновении противоположностей, которые, естественно, в результате сближаются. При этом в курьезном эпизоде парочку разбавляют дамы, которых Оскар опрометчиво позвал на двойное свидание.
Билли Уайлдер затеял ремейк комедии 1931 года, решив, что с оригиналом знакомо слишком мало зрителей, и освежив его с сохранением всех шуток, которые воспроизвели Мэттау и Леммон; та же пьеса Бена Хекта и Чарльза МакАртура, кстати, легла в основу шедевра «Его девушка Пятница». Уолтер с привычно грубоватым запалом играет крикливого главреда газеты Chicago Examiner, рискующего потерять блестящего репортера (Леммон). Тот намерен уйти – не к конкурентам, а к мамзели, на которой он хочет жениться. Однако акула пера не в силах устоять перед соблазном сенсационного материала: приговоренный к смерти заключенный сбегает из-под стражи и сталкивается с репортером в судебном пресс-центре.
Уайлдер признавался Кэмерону Кроу, что «после этого поклялся больше никогда не снимать ремейков», но изумительный текст сияет даже в руках подуставшего классика. В «Пятнице», где репортером стала девушка, гендерная перестановка высекла романтическую искру меж Розалинд Расселл и Кэри Грантом, а в «Первую полосу» вернулась оригинальная мужская связка. Персонаж Мэттау, напористый, как грузовик, командирским тоном рычит в трубку и нещадно эксплуатирует несчастного заключенного, оказавшегося у него буквально в заложниках. Персонаж Леммона знай себе стучит на машинке, всячески отсрочивая увольнение. Его пассия с прелестным личиком Сьюзен Сарандон потешно сидит у него над душой, а все вместе превращается в бодрый фарс, напоминающий, как непросто выбрать между семейным очагом и зовом журналистского сердца.
В 1981-м Уайлдер воссоединил Мэттау и Леммона в своей прощальной картине «Друг-приятель», а следующей их встречи пришлось ждать 12 лет (в 1991-м вышел триллер «Джон Ф. Кеннеди: Выстрелы в Далласе», однако у Уолтера с Джеком в нем не было общих сцен; забавно, что Мэттау понятия не имел, кто такой Кевин Костнер, и в самолете принял его за дублера). Артистам постоянно присылали сценарии ширпотребных комедий, но те их категорически не устраивали, поскольку большинство спекулировало на бренде Леммон – Мэттау – без свежих гэгов и ярких идей. История с заголовком «Старые ворчуны» им в принципе приглянулась, но к 1993-му Джек (68 лет) и Уолтер (73 года) и сами стали старыми ворчунами, поэтому не упустили возможности побрюзжать. Мэттау, в частности, не нравилось, что герои-пенсионеры живут в заснеженной Миннесоте, и он предлагал перенести действие на Гавайи или во Флориду.
«Если мы поедем в Миннесоту, один из нас не вернется», – заявлял Уолтер, которого еще на «Азарте удачи» настиг сердечный приступ (виной тому – лудомания и три пачки сигарет в день). Съемки в «Ворчунах» обернулись для него двусторонней пневмонией, а Леммона госпитализировали после того, как на лютом морозе его язык прилип к деснам. Впрочем, суровые условия лишь обостряют дух соперничества между Гастафсоном (Леммон) и Голдманом (Мэттау), заядлыми рыбаками и давними знакомцами, регулярно подкалывающими друг друга по поводу и без. Взаимные пранки страшно раздражают окружающих, а после появления в городке симпатичной вдовушки (суперзвезда 1960-х Энн-Маргрет) страсти и вовсе накаляются: в борьбе за ее руку должен, как говорится, остаться кто-то один.
Но милые бранятся – только тешатся. Жизнь в Миннесоте чревата опасными последствиями для неприкаянных дедушек, и когда Гастафсон едва не замерзает насмерть в сугробе, становится ясно, что придирки и оскорбления – напускное. Прямой вопрос Голдману в больнице, «вы друг или родственник?», требует однозначного ответа, и он, поколебавшись немного, его все же дает. Этот крупный план Мэттау, пытающегося выдавить из себя такое простое, такое важное словечко из четырех букв, перечеркнув конфликт длиною в десятилетия, – один из лучших эпизодов его фильмографии. Ну а в сиквеле, «Старые ворчуны разбушевались» (1995), его героя нашла награда в лице Софи Лорен, так что каждая половинка дуэта обзавелась в итоге блистательной спутницей.
Еще одна комедия с Леммоном и Мэттау, получившая, в отличие от их более ранних проектов, приставку «романтичная». Как и в «Азарте удачи», трикстер Чарли (Уолтер) втягивает шурина (Джек) в неприятности, на сей раз – на борту роскошного лайнера. Старик-разбойник надеется, что им предстоит «попивать шампанское с одинокими шикарными дамочками», но реальность оказывается менее радужной. Горе-туристы вынуждены ютиться в крошечной каютке и служить штатными партнерами по танцам: такое соглашение заключил Чарли, беспечно предположив, что танцульки ведь не работа. И как-то упустив из виду, что плясать они с шурином не обучены.
Но лайнер – не такси. Нельзя так просто притормозить и высадиться. И вот пожилые кавалеры с грехом пополам вычерчивают на паркете неуклюжие па, перекидываются в покер (Мэттау, как обычно, манит игорный стол), а вдобавок закручивают роман с пассажирками. Всем хороша эта беззаботная открытка: отпускным настроением, добродушным юмором, злодейским директором круиза (Брент Спайнер), который мгновенно взъелся на почтенных ветеранов. Главное же, что броманс Леммона и Мэттау побил все рекорды трогательной нежности, способной выдержать любые шторма. Сцена, где более подкованный Джек учит Уолтера дансинг-премудростям, – шарм, элегантность и потрясающая (само)ирония на одной палубе. Танцуют все!
В Москве завершился юбилейный 45-й Международный студенческий фестиваль ВГИК. Главная задача смотра – укрепление международных связей и творческий обмен между…
Фотовыставка «След кометы», приуроченная к 90-летию со дня рождения народной артистки Людмилы Гурченко, открылась на Арбате. Она расположилась напротив дома…
Десять лет не означают вечность, но для киноиндустрии это почти всегда пропасть. За это время герои уже успели устать, зрители…
Министр культуры России Ольга Любимова вручила государственные награды деятелям культуры и искусства. Орденом «За заслуги в культуре и искусстве» отметили…
Запоминающееся нестандартное лицо, огромный диапазон образов: от крайне жесткого до романтичного мягкотелого героя. Федор Лавров в последнее время – талисман…
Ученые принимают отправленный откуда-то из глубин космоса сигнал, в котором, как вскоре выясняется, зашифрован вирус. Они, не будь дураки, этот…