Свой большой режиссерский дебют «Ласт квест» Петр Федоров снял на основе своего режиссерского дебюта поменьше – в 2019-м он выпустил короткометражку с аналогичным сюжетом и названием. Но было и важное отличие: там опустившегося наркомана, не состоявшегося в профессии, семейной жизни и роли отца, сыграл Александр Яценко. Который, прямо скажем, не сильно похож на зависимого от веществ офисного клерка. Впрочем, киношные наркоманы от реальных отличаются достаточно ощутимо, и подобный кастинг убил двух зайцев сразу.
В сериальном варианте Федоров повысил ставки до максимума: не только написал сценарий, снял и смонтировал весь материал, но и сыграл главного героя. Олега он называет одновременно ролью-испытанием и ролью мечты, и никакого противоречия в этих заявлениях нет. Петр действительно совершил актерский подвиг. Во-первых, максимально отдалился от привычных и подходящих его благородной фактуре героев: здесь он играет опустившегося и ничтожного человека, к которому даже жалость сложно испытывать – только презрение.
Во-вторых, Федоров филигранно сыграл персонажа, погрязшего во лжи и получающего за это по заслугам. Олег довел умение притворяться до совершенства: вот он говорит жене, что съел приготовленные ею сырники, а через минуту выдает себя за другого человека (чужие машины и телефоны в комплекте). Ложь на всех уровнях жизни, она же – его самая характерная черта. Даже когда Олег под кайфом, его действия механически-привычны, а речь почти чиста. Иное дело – отходняк. Здесь нарушенная координация и предательская испарина, искаженное восприятие мира и паранойя.
Федоров не боится валяться в грязи и прыгать в ледяную воду, он бегает по колено в снегу и выворачивается наизнанку в прямом и переносном смысле. Да, в кадре есть художественные допущения – где-то эффекты жестче, где-то мягче, но по факту картинка бьет наотмашь. Образы счастливой жизни не вяжутся с неоновой черепушкой на вступительных титрах, их легче принять за бессердечную издевку: первая серия показывает, что моральных ограничений у персонажа не осталось, задолго до того, как он поедет за очередной закладкой с маленьким сыном, где его и потеряет.
Олег отключается в каршеринге прямо у подъезда – его собственную машину арестовали за долги – и устало переругивается с женой, даже не вслушиваясь в ее претензии. Дальше – больше. Обман, воровство, насилие (адреналиновое и почти случайное), порожденные нехваткой времени, алкоголем, наркотиками и бесконечным цугцвангом.
Быстро выясняется, что «красивая жизнь» не так уж красива, а расхристанный герой наконец осознает, что его не принимает ни одна из реальностей: ни та, в которой он привык зависать с веществами и молодой любовницей, ни та, где он проигрался по всем фронтам. Олег ошалело мечется по туалетным кабинкам и лесным опушкам, выплывает из темноты подворотен и лестничных пролетов. Он – не просто белка в колесе, а загнанный зверь на спидах, который к тому же не хочет останавливаться. Иначе рухнет все – и в первую очередь иллюзия контроля.
Вся его жизнь – повторяющиеся эпизоды – хорошо ложится на индустриальные пейзажи, бесконечные многоэтажки и советскую монументальность. Петербург на экранах, кажется, таким еще не показывали. Отстранение, равнодушие, анонимность. Заваленные и напротив идеально выверенные ракурсы. Перевернутый город – то давящий, то отнимающий возможность почувствовать землю под ногами. Визуальными метафорами и прямой демонстрацией последствий употребления авторы воздействуют на сознание публики куда сильнее, чем словами. Тем более что умением слышать собеседника похвастаться могут немногие – по обе стороны экрана.
Здесь же стоит упомянуть отсутствие закадрового голоса, к которому часто прибегают создатели других картин, когда не знают, как поярче раскрыть героя. В «Ласт квесте» такой проблемы нет, а из-за того, что действия Олега непредсказуемы и мотивированы либо зависимостью, либо ситуациями «здесь и сейчас», за ним хочется пристально следить.
Да, есть жанровые обязательства: герой всегда знал, от чего бежит, но теперь двигаться нужно в противоположную сторону. Да, найденный и потерянный «товар» сделает его жертвой шантажа и заставит лавировать в еще более ограниченном пространстве, пока вокруг будет твориться всякая дичь. Но вести себя он при этом будет так бесстрашно, словно пересмотрел боевиков. Например, вооружится электрическим гвоздометом, который придется заряжать в ближайшей кафешке, – черный юмор позволяет разрядить обстановку хотя бы на несколько минут.
Другие персонажи в «Ласт квесте» тоже характерные – и, пожалуй, слишком карикатурные даже для реальности, обрывки которой выхватывает сознание взвинченного и нескладного героя. Великан, владеющий подпольной креветочной фермой, круглосуточные тусовщики и травматолог на костылях, необъятный шурин и сотрудники ДПС, словно перекочевавшие на экран из сказки про Емелю. А еще есть воцерковленная супруга главного героя, чье искреннее отчаяние и глубочайший надрыв у окружающих вызывают только раздражение.
Любопытно, как Федоров-режиссер играет с неоднозначными чувствами и эмоциями, распространяя их и на зрителей. Так, в эпизоде полуночного разговора на кухне сочувствие почему-то адресовано не уставшей женщине, которая уже не знает, как свести концы с концами, а виновнику всех ее бед. Религия тут ни при чем: ее взвинченный, слегка блаженный тон используется как еще один источник дискомфорта, в который герой загнал себя сам. И справиться с ним он попросту неспособен – переживания проникают и в его тревожные трипы, и в отрывочные сны.
Не меньшие контрасты наблюдаются и в музыке: «Розовое вино» Федука и Элджея сменяет хип-хоп KDDK, а его – оркестровая сюита Георгия Свиридова. Главная тема и вовсе трансформируется из мелодии, написанной словно для доброй сказки, в агрессивное техно. Сглаженной мягкостью на фоне крепких словечек отличается и растерянно-испуганное «блин», которое действительно ставит Олега в ряд героев из советских комедий, – на них Федоров ссылался в интервью. Впрочем, слишком серьезно относиться к подобным аналогиям не стоит. Это скорее вопрос восприятия архетипа, вобравшего в себя список определенных черт.
Одна из них – доброе сердце: Олег все же старается не бросать в беде других людей. Правда, чаще всего эту беду он же на них и навлекает (прекрасная иллюстрация на тему «что бывает, когда ведешь дела с наркоманом»). О социальной ответственности создателей прямо говорит и титр с телефоном доверия – он стоит даже раньше дисклеймера про «историю, которой на самом деле не могло произойти».
Почему в названии есть слово «квест» – понятно. Для кого он окажется последним – тоже можно догадаться. Хочется верить, однако, что Олег, который на фоне творящейся вокруг жести и сам выглядит абсолютно потерянным, не совсем прогнил: как минимум один свой провал он обязан искупить. Соскочить на этот раз не выйдет, да и малой кровью дело не обойдется (буквально – трупы множатся в геометрической прогрессии). Так что вариант один – полный вперед. К счастью зрителя, Олег этого простого и беспощадного плана явно намерен придерживаться.
13 и 14 декабря в «Мастерской «12» Никиты Михалкова» состоится долгожданная премьера сезона – постановка пьесы Максима Горького «На дне».…
Домохозяйка по имени Жанна умеет читать мысли и управлять электротехникой, чем успешно пользуется, выигрывая крупные суммы в покер и грабя…
В Театре Мимики и Жеста новая премьера, которую планируют привезти и в другие регионы страны. Инклюзивный спектакль на русском жестовом…
В первой части обширного материала, посвященного новейшему кино про Урал, мы рассказывали о лентах, увидевших свет за последний год. Здесь…
20 ноября на сцене Дворца на Яузе состоялась первая торжественная церемония вручения индустриальной премии «МедиаБренд», которая отмечает выдающиеся проекты в…
Телевидение как способ распространения информации неумолимо сдает лидерство, но как сегмент индустрии развлечений не устареет, наверное, никогда. Потому что от…