Кино

«Лакричная пицца»: Неожиданно солнечная сказка о юношеской любви

Часто ли вас по-настоящему захватывает созданный на экране мир? Едва ли. Подавляющее большинство современных фильмов – гнетущая посредственность, не цепляющая ни сеттингом, ни сюжетом. Реже встречаются картины, которые трудно забыть, но от которых, возможно, лучше бы держаться подальше. «Титан», например. Или «Нули и единицы». И практически перевелись ленты, в которые хотелось бы нырнуть, как в теплое море, и умиротворенно покачиваться на волнах, ощущая с ними удивительное духовное единение. «Лакричная пицца», 13 января врывающаяся в российский прокат, – именно такое кино.

На дворе 1970-е. За окном – живописные калифорнийские пейзажи. 15-летний парень со звучным именем Гэри Валентайн (Купер Хоффман) страстно мечтает взлететь на вершину славы. Он с детства поет, танцует, участвует в театральных постановках и не вылезает с кастингов, однако голливудский Олимп по-прежнему маячит где-то за горизонтом.

А вот 25-летняя Алана Кейн (Алана Хаим) ни о чем, в сущности, не мечтает. Знай себе спустя рукава работает в фотостудии, которую терпеть не может. Однажды они встречаются. Знакомятся. И после обмена случайными репликами, мимолетных взглядов, неловких прикосновений уже не могут расстаться.

За плечами постановщика Пола Томаса Андерсона – 25 лет режиссерской карьеры и 9 художественных фильмов. Не так много, если сравнить со стахановцами вроде Вуди Аллена или Стивена Содерберга. С 1996 года, когда Андерсон дебютировал в полном метре, первый снял 24 картины, а второй – 28.

Конечно, далеко не каждая из них стала классикой. Человечество бы не обеднело без невыразительной мелодрамы «Мелинда и Мелинда» (2004) и дурацкой комедии «Во всей красе» (2002). Зато любая работа Андерсона, будь то лихие «Ночи в стиле буги» (1997) или грандиозная «Нефть» (2007), поистине шедевральна. Или как минимум близка к этому.

Мы недаром назвали именно эти фильмы Пола Томаса. Напомним, что в «Ночах», действие которых тоже происходило в 1970-х, амбициозный Дирк Дигглер (Марк Уолберг) покорял порноиндустрию. А герой «Нефти» в исполнении Дэниэла Дэй-Льюиса строил нефтяную империю в конце XIX–первой половине XX веков. Так и персонаж Купера Хоффмана (сын андерсоновского талисмана Филипа Сеймура Хоффмана) не намерен разбиваться в лепешку, ухлестывая за девицей. Которая из-за разницы в возрасте скептически относится к его ухаживаниям – по крайней мере, на ранней стадии отношений.

Отчаявшись сделать имя в индустрии развлечений, Валентайн обнаруживает в себе деловую жилку. Сначала принимается торговать водяными матрасами. Затем открывает игровой клуб с пинбольными автоматами. Параллельно он пытается пропихнуть на экраны Алану – нужна же, в конце концов, Голливуду свежая кровь!

Но его старания преуспеть выглядят скорее потешно, чем внушительно, особенно когда он облачается в модные пиджаки в духе Роберта Де Ниро из «Казино» и строит из себя крутого босса. Не будем забывать, что парню всего 15. И Андерсон, прежде снимавший кино исключительно о взрослых людях, блестяще передал менталитет подростка с присущими ему метаниями, страданиями, грезами и страхами.

Во многом здесь велика заслуга дебютанта Хоффмана. Подобно гениальному отцу, он играет с поразительной естественностью, и его юношеский задор еще не вытеснен холодным профессионализмом более маститых коллег. Аналогично гипнотический эффект оказывает каждое появление Аланы Хаим, вокалистки группы Haim, куда входят и две ее сестры (причем по эпизодической роли досталось всем членам аланиного семейства). Андерсон впервые решил не делать ставку на звезд – и не прогадал: от незнакомых, некрасивых, но предельно обаятельных и живых лиц невозможно оторвать взгляд.

Нет, совсем без знаменитых артистов не обошлось. В маленьких ролях появляются Брэдли Купер, Шон Пенн и Том Уэйтс, и эпизоды с их участием – словно яркие римские свечи, выпущенные в закатное небо, где и без того полыхает немало фейерверков.

Купер сыграл эпатажного кинематографиста Джона Питерса, который продюсировал «Бэтмена» (1989) Тима Бертона, «Танго и Кэш» (1989) Андрея Кончаловского и две версии мюзикла «Звезда родилась» (1976, 2018). Еще он около 10 лет поддерживал романтические отношения с Барброй Стрейзанд, хотя экранный Питерс оказался завзтым бабником, липнущим буквально к каждой юбке. А также крушащим все вокруг  под влиянием внезапных (и убийственно смешных) приступов гнева.

Пенн перевоплотился в вымышленную кинозвезду Джека Холдена – явный оммаж Уильяму Холдену из «Бульвара Сансет» и «Сабрины». Во время ужина в ресторане в компании Аланы он осыпает ошарашенную девушку цитатами своих персонажей. А потом, отдав должное превосходному мартини, воссоздает культовую сцену из одного хита с помощью мотоцикла и пьяненького режиссера Рекса Блау (Уэйтс). Совершенно роскошные эпизоды, которые, однако, не выделяются как эдакие «фильмы внутри фильма», а продолжают развивать центральную сюжетную линию: мальчик встретил девочку и попытался понять, что с этим делать.

По сути, «Лакричная пицца» – это подростковая версия «Однажды в Голливуде» (в образе продавца матрасов даже мелькает папа Леонардо ДиКаприо). Но если для погружения в шедевр Квентина Тарантино желателен обширный синефильский бэкграунд, то творение Андерсона требует лишь широко распахнутых глаз, открытого приключениям сердца и двух с небольшим часов свободного времени.

Которое пролетает абсолютно незаметно под песни The Doors, Дэвида Боуи, Пола МакКартни и Чака Берри. Под меткие шутки, убойные актерские импровизации, заливистый смех и вкрадчивый шепот. И ностальгические воспоминания о безмятежной юности, что, увы, не будет длиться вечно.

Как и все мы, не молодеют и режиссеры. Рано или поздно каждый из них возвращается мыслями в прошлое и пишет автобиографию, используя вместо пера кинокамеру. Так сделал Альфонсо Куарон с «Ромой». Кеннет Брана с «Белфастом». Стивен Спилберг с еще не вышедшим фильмом о своем детстве в Аризоне. Пол Томас Андерсон родился в Лос-Анджелесе, вырос в долине Сан-Фернандо и с юных лет запомнил магазин пластинок «Лакричная пицца». Это название годами преследовало его, пока не оказалось на постере картины, олицетворяя ее солнечный, молодежный, свежий и неукротимый дух.

«Ты никогда не вспомнишь меня», – заявляет Алана Валентайну в одной из сцен. «А я не собираюсь тебя забывать», – парирует тот. Лучшего эпиграфа для фильма ни за что не придумать.  

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Недавние Посты

В «Мастерской «12» Никиты Михалкова» состоится премьера спектакля «На дне»

13 и 14 декабря в «Мастерской «12» Никиты Михалкова» состоится долгожданная премьера сезона – постановка пьесы Максима Горького «На дне».…

4 часа назад

«УничтоЖанна»: Супергероика категории Ы

Домохозяйка по имени Жанна умеет читать мысли и управлять электротехникой, чем успешно пользуется, выигрывая крупные суммы в покер и грабя…

6 часов назад

В Театре Мимики и Жеста премьера – инклюзивный спектакль «Итак, мы начинаем!»

В Театре Мимики и Жеста новая премьера, которую планируют привезти и в другие регионы страны. Инклюзивный спектакль на русском жестовом…

7 часов назад

Сокровища Урала в новом российском кино. Часть 2

В первой части обширного материала, посвященного новейшему кино про Урал, мы рассказывали о лентах, увидевших свет за последний год. Здесь…

9 часов назад

Объявлены лауреаты премии «МедиаБренд»

20 ноября на сцене Дворца на Яузе состоялась первая торжественная церемония вручения индустриальной премии «МедиаБренд», которая отмечает выдающиеся проекты в…

12 часов назад

Назови меня своим именем: Как телевидение завоевывает интернет

Телевидение как способ распространения информации неумолимо сдает лидерство, но как сегмент индустрии развлечений не устареет, наверное, никогда. Потому что от…

14 часов назад