Фото: Геворг Арутюнян
В Театре имени Пушкина – необычный эксперимент, премьеру которого предваряет выступление Евгении Дмитриевой:
«Это дипломный спектакль третьего курса Школы-студии МХАТ и уникальная возможность постигать профессию для студентов, находящихся в середине обучения». И перед тем, как уйти с подмостков, немного нервно, на выдохе добавляет: «Это комедия!»
Полная надрыва ремарка мгновенно расслабляет зал. Первое достоинство спектакля становится очевидным еще до его начала: Дмитриева мастерски умеет создавать нужное настроение. В опыте дело (ставить дипломный спектакль ей не впервой) или во врожденном таланте, но именно благодаря этой крепкой руке «Л.Е.С.» приобретает четкую структуру и не теряет хулиганского задора. А ведь подчинить кипучую энергию молодости – та еще задача.
Сюжетная канва классическая: в центре истории – помещица Раиса Павловна Гурмыжская, ее протеже, соседи и слуги. Но на огонек то и дело забегают другие персонажи Островского – из «Грозы», «Бесприданницы» и даже «Поздней любви». И Кабаниха с Катериной, и Лариса Огудалова, и красавцы-мужчины призваны создавать фоновую неразбериху — хотя бывают и периоды удачной острохарактерности.
Бедлам царит такой, что фраза другого классика про дом Облонских грозит вот-вот прозвучать со сцены. Да и как иначе: «Агата Кристи» здесь сменяет Нину Бродскую, «Иван Васильевич меняет профессию» превращается в «Брата». В маленьком зале читают стендап и травят анекдоты, играют попурри на гитаре и устраивают стриптиз под One Way Ticket, а ожидаемый монолог Гамлета на неожиданно правильном английском приправляется молодежным сленгом самой последней версии: вместо «краша» – остромодный «тюбик».
Портит ли классику такой современный взгляд? В общем, нет. Более того, на сцене живейшая иллюстрация незабвенного «В России за 10 лет меняется все, а за 200 – ничего». Любовь, ревность и гнев оказываются универсальными движками, а скупость, слабоволие, фатовство рушат жизни в любую эпоху с одинаковым успехом.
Смыслы не вывернуты, только подсвечены иначе. Гурмыжская вместо скромного одеяния вдовы носит кричаще красный наряд, но остается женщиной, которая никак не решится признаться в своих чувствах. Геннадий Несчастливцев и Аркадий Счастливцев, положившие жизни на алтарь искусства, позволяют себе выходки, которые едва ли им простились бы в другой ситуации. Но шутовская маска спасает.
Пронзительность монологов остается прежней, да и играть юные артисты умеют: Алене Долголенко удается совладать со зрелым возрастом Гурмыжской, Арсению Никитину – показать слабоволие и чванство Буланова. Татьяна Романова (Аксюша) очаровательно трагична, а Максим Богатырев (Карп) великолепен в демонстрации едва сдерживаемого напряжения, которое вдруг оборачивается непередаваемым ужасом.
Настоящий русский характер демонстрирует дочь Юрия Анпилогова Ляля, играющая служанку Улиту при взбалмошной помещице. Почти фатальную обреченность – Ян Сибряев в роли Аркадия Счастливцева. Уже не Робинзон, еще не комик, несмотря на фамилию. Или наоборот.
Но истинная звезда вечера – Андрей Замятин (он же автор зажигательной аранжировки). Его Геннадий декламирует стихи, играет на гитаре, поет на всех языках мира и разыскивает сестру по духу, с которой можно было бы открыть свой театр. В Несчастливцеве сочетаются и подлинный трагизм, и уместный пафос, и умение вовремя сориентироваться, «иначе бить будут». Служение музе – счастье, что выше любых денег. И пусть за душой ни гроша, сама душа широка, как страна, которую он исходил вдоль и поперек.
Эта линия призвания и верного служения гармонично рифмуется с другим спектаклем текущего сезона – «Смертельным номером», в котором главный герой был готов пожертвовать всем, лишь бы вернуться на сцену. Любовь к искусству отлично считывается и тогда, когда артисты выходят из образов: на поклонах особенно заметно, как они опьянены не успехом, но счастьем – тем самым, которое способно сгладить горечь судьбы. Даже зависть берет.
Путешественники – люди, для которых дорога становится профессией и судьбой. Их путь ведет сквозь горные шторма, океанские просторы, снежные пустыни…
Российский рынок онлайн-видеосервисов продолжает расти поразительными темпами. Согласно последнему отчету аналитической компании TelecomDaily, за первые шесть месяцев 2025 года общая выручка легальных…
Мультсериал «Царь горы» неожиданно вернулся спустя 15 лет после закрытия, да еще и в концептуально обновленном виде. Теперь это анимационный…
Возрождение культовой пародии про лейтенанта полиции, кажется, само по себе звучит как шутка. Спустя три десятилетия после триквела с Лесли…
Премьера постановки «Кабала святош» по пьесе Михаила Булгакова состоится в МХТ имени Чехова 4 сентября. Роль Мольера в спектакле Юрия…
С 17 августа в рамках Московской международной недели кино по столице будет курсировать первый мобильный кинотеатр, который покажет фильмы на…