Только последний ханжа станет спорит с тем, что секс является существенным элементом человеческой жизни. Даже основополагающим, раз уж на то пошло. А кинематограф служит в том числе тому, чтобы человеческую жизнь отражать, и в нем, следовательно, тоже без этого никак. Притом репрезентация секса в кино за последние сто с лишним лет претерпевала множество трансформаций, как и отношение к сексу в обществе. Как именно это происходило, мы покажем на нескольких наиболее знаковых примерах.
После свадьбы молодожены уединяются в будуаре, готовясь совместно возлечь. Невеста раздевается, пока жених нетерпеливо ожидает за ширмой, украдкой за возлюбленной подглядывая. Сейчас это нам видится смешной невинной сценкой, но тогда, на заре кинематографа, ничего более фривольного и представить себе было нельзя. А сам нехитрый сюжет обрел такую популярность, что в последующие годы не раз переснимался – в том числе Жоржем Мельесом (1899) и студией Pathé (1901, 1904, 1907). По стечению обстоятельств целиком фильм не сохранился – только вот этот кульминационный, так сказать, фрагмент.
Эта чехословацкая мелодрама Густава Махаты о неравном браке наделала в свое время немало шума: ее повсеместно запрещали, осуждали и цензурировали. В частности, неодобрительно в адрес фильма высказался сам папа римский Пий XII (не лишним тут будет вспомнить, что Пием XIII позже будет наречен не кто иной, как Ленни Белардо). А все из-за буквально пары сцен. В одной героиня Хеди Ламар купается и бегает по лесу абсолютно голая – и это первое в истории изображение обнаженного женского тела в непорнографическом кино. А в другой содержатся первое (как считается) изображение адюльтера и первое изображение женского оргазма. Тройной комбоудар по общественной морали!
На пике сексуальной революции в авангард вырвалась Швеция (да, понятие «шведская семья» таки не с бухты-барахты возникло). Границу между киноискусством и порнографией взялся размывать шведский деятель Вильгот Шеман посредством своей экспериментальной дилогии «Я любопытна». Из которой наибольшее возмущение вызвала первая часть, с подзаголовком «Фильм в желтом» (вторая – «Фильм в голубом»), открывающаяся, что забавно, выступлением Евгения Евтушенко.
Главная героиня – подруга Шемана, студентка, которая увлекается политикой, активизмом, всякими левыми идеями, а в свободное время ведет разнузданную жизнь. Собственно, примеры последнего в изобилии представлены: полная обнаженка, постановочный секс, мужские гениталии крупным планом и различные манипуляции с оными. Такое и сейчас особо впечатлительных способно шокировать, а в те годы и вовсе было невиданным, беспрецедентным безобразием. И кстати, о размывании границы: это ведь не фигура речи. В США действительно пришлось через суд решать этот вопрос – считать фильм порнографией или нет. Дело дошло аж до Верховного суда, постановившего, что нет, не считать.
Но Энди Уорхол пошел еще дальше, не размыв, а фактически полностью границу устранив, по крайней мере на какое-то время. Его «Грустное кино» (Blue Movie, второе название еще более лапидарно – Fuck) представляет собой двухчасовой диалог двух любовников (Вива и Луи Уолдон) о войне во Вьетнаме и других вещах, плавно перетекающий в половой акт – и не постановочный, как у Шемана, а вполне реальный. Фильм попал в широкий прокат, тем самым открыв дорогу на большой экран настоящей, без всяких оговорок, порнографии (сам Уорхол свое «Грустное кино» к этой категории не относил) – «Глубокой глотке», «Открытию Мисти Бетховен», «За зеленой дверью», «Дьяволу в мисс Джонс» и так далее. Так в Америке начался золотой век порно, продлившийся до середины 1980-х – до расцвета домашнего видео, с наступлением которого практика просмотра порно в публичных кинозалах сошла на нет и порнография постепенно из области мейнстрима вернулась в андеграунд.
Да, та самая сцена с маслом. Она и тогда многих возмущала, а теперь, в эпоху торжествующей новой этики, Бернардо Бертолуччи бы за такое прогрессивная общественность прокляла, четвертовала, обезглавила и сожгла. Правда, уже не за саму сцену, а за то, как она была поставлена: актрису Марию Шнайдер никто ведь не предупредил, что Марлон Брандо собирается с ней проделать. Это уже порождает этическую дилемму, учитывая, что именно благодаря пущенной в ход грязной уловке сцена получилось столь натуральной, выразительной и до сих пор вызывает острый дискомфорт. Оправдывает ли цель средства – вопрос, как всегда, дискуссионный, но представления о том, как может демонстрироваться на экране сексуальность, фильм изменил навсегда.
Ну а потом пришел поручик Эдриан Лайн и все опошлил. Презрев знакомую всем с детства заповедь «не играйся с едой», он руками смазливого красавчика Микки Рурка (Микки Рурк когда-то был смазливым красавчиком) принялся остервенело, нарочито небрежно кормить Ким Бейсингер всеми подряд продуктами из холодильника – в качестве прелюдии к грязному и, надо полагать, липкому совокуплению. Вот он, исторический момент, когда эротика превратилась в попсу, предмет массового употребления. И никакие номинации на «Золотую малину» не помешали описанному акту кулинарного извращения заполучить неофициальный статус самой растиражированной секс-сцены – за счет в основном множественных пародий.
Одна из причин, по которой «Титаник» является объективно великим фильмом, – то, как изящно Джеймс Кэмерон умудрился протащить секс в крупнобюджетный проект с «детским» рейтингом. Чтобы, с одной стороны, ничего такого не показать и вписаться в параметры PG-13, а с другой – чтобы близость была непременно эффектно продемонстрирована. Для этого оказалось достаточно (простой советской…) ладошки Кейт Уинслет на запотевшем стекле. В результате споры о том, в какой конкретно позе Джек и Роуз там предавались утехам, не утихают до сих пор (вы просто попробуйте себе это представить, держа в уме расположение ладошки), а этот яркий визуальный образ сделался немногим менее узнаваем, чем стойка с растопыренными руками на носу корабля.
13 и 14 декабря в «Мастерской «12» Никиты Михалкова» состоится долгожданная премьера сезона – постановка пьесы Максима Горького «На дне».…
Домохозяйка по имени Жанна умеет читать мысли и управлять электротехникой, чем успешно пользуется, выигрывая крупные суммы в покер и грабя…
В Театре Мимики и Жеста новая премьера, которую планируют привезти и в другие регионы страны. Инклюзивный спектакль на русском жестовом…
В первой части обширного материала, посвященного новейшему кино про Урал, мы рассказывали о лентах, увидевших свет за последний год. Здесь…
20 ноября на сцене Дворца на Яузе состоялась первая торжественная церемония вручения индустриальной премии «МедиаБренд», которая отмечает выдающиеся проекты в…
Телевидение как способ распространения информации неумолимо сдает лидерство, но как сегмент индустрии развлечений не устареет, наверное, никогда. Потому что от…