На этой неделе прошел Всемирный день готов, некогда трендовой субкультуры, которая и сейчас имеет немало сподвижников. Вот «КиноРепортер» и решил рассказать о самых известных готических персонажах – от обольстительной девушки-вампа до хакерши-вигиланте.
Эльвира – показательный продукт 1980-х. Вызывающий, скандальный, на грани сексплуатации. Впервые повелительница тьмы появилась на экранах в 1981 году в передаче Movie Macabre, посвященной хоррорам категории B. Эльвира выступала в роли притягательной ведущей-вампа, которая задорно рассказывала об ужастиках в юмористически-эротическом ключе. Несмотря на откровенную объективацию девушки, она нередко выдавала колкие комментарии и остроумные шутки. В целом характер Эльвиры задыхался на телевидении и требовал соответствующего развития.
Вскоре после закрытия передачи героиня получила собственный фильм «Эльвира – повелительница тьмы» (1988). Критики его разругали, кассовые сборы оказались низкими, а исполнительница главной роли Кассандра Петерсон номинировалась на «Золотую малину». Однако зрителям приключения девушки-вампа запали в душу. Особенно когда Эльвира появилась на VHS-кассетах.
Со временем число ее поклонников заметно увеличилось, и готическая красотка превратилась в икону гик-культуры. Эльвиру приглашали на передачи, делали из нее персонажа комиксов, строили вокруг нее реалити-шоу («Ищем следующую Эльвиру»). А авторы «Симпсонов» даже добавили в мультсериал пародийную героиню Бубереллу, основанную на образе повелительницы тьмы.
Будем честны – «Ворон» приобрел культовый статус исключительно из-за случившейся на площадке трагедии с Брэндоном Ли. В ходе съемок артиста смертельно ранили из револьвера (напоминает схожий инцидент с Алеком Болдуином). После приостановки производства судьба проекта повисла в воздухе, поскольку погибший актер не успел закончить работу над частью сцен. Но создатели все-таки доделали картину, прибегнув к помощи технологий и Чада Стахельски, друга-дублера Ли, который сейчас вовсю развивает вселенную «Джона Уика».
Роковой выстрел оборвал жизнь артиста, но обессмертил его персонажа. Ореол трагедии, витавший над «Вороном», усиливал и без того ощутимую сверхъестественную энергетику фильма. Инфернальный протагонист Эрик Дрэйвен впитал каноничную готическую эстетику – бессмертный дух мщения в коже, воскрешенный вороном и жаждущий возмездия за убийство себя и невесты.
В будущем кинематографисты не раз пытались повторить успех мрачной супергероики. «Ворон» получил несколько продолжений, но сиквелы так и не затмили оригинал. Четвертой части со скатившимся Эдвардом Ферлонгом и вовсе присвоили нулевой рейтинг на Rotten Tomatoes. Но о наследии «Ворона» не забыли. В этом году выйдет переосмысление ленты 1994-го, с Биллом Скарсгардом в главной роли.
Ни в коем случае не путайте детей-готов с детьми-эмо или детьми-вампирами. Это совсем другая субкультура. Дети-готы предпочитают днями напролет сидеть, попивая кофе и покуривая сигаретку. Они постоянно твердят о том, насколько бессмысленна и мучительна жизнь, сетуют на засилье «конформистов» и ходят на кладбище, где пишут стихи о смерти и скорби. Презирая шаблонное мышление, эти персонажи, тем не менее, представляют собой стереотипный портрет готов, что выражается в их одежде, привычках и мироощущении.
Впервые мрачные детишки появились в «Южном парке» как эпизодические герои, необходимые для раскрытия конфликта между Стэном и его девушкой. Однако фанатам они полюбились, и со временем их роль в мультсериале стала куда весомей. Как случилось с Баттерсом, прошедшим путь от второстепенного действующего лица до полноценной звезды. Дети-готы тоже получили персональный эпизод, где первыми среди всех героев «Южного парка» спели заглавную песню вместо привычного квартета.
На волне развития готической культуры в 1990-е киноиндустрия принялась вовсю клепать проекты, эксплуатирующие модный мистический тренд. Причем основной упор делался на подростковой тематике. Одним из самых известных стало «Колдовство» – история о четырех девушках-изгоях, увлекшихся оккультизмом. Лента прославилась благодаря тому, что ей удалось избежать жанровых клише, направить внимание аудитории на важные остросоциальные вопросы и аутентично изобразить женскую дружбу. И ее крах.
Ярче остальных выделялась героиня Файрузы Балк. Актриса создала по-своему уникальный и запоминающийся образ главной злодейки Нэнси Даунс, олицетворявшей разрушительную природу женского гнева. После премьеры «Колдовства» Балк обрела известность в тематических кругах, став гот-иконой своего времени. Росту ее популярности способствовали и слухи об увлечении мистикой самой артистки. Так, Балк прямо в разгар съемок купила оккультный магазинчик. Готы были в восторге, но на деле все оказалось прозаичнее. Актриса просто решила помочь хозяйке бизнеса, поскольку тот был на грани закрытия. Старый добрый альтруизм, а не оккультизм, который Файрузе приписывали.
Семейка Аддамс в равной степени очаровывает и отталкивает. Да, это самый ненормальный клан на свете, шокирующий необычным образом жизни. Но отношения между его участниками вызывают уважение и восхищение. Перед нами образец здорового семейства (если так в принципе уместно говорить про Аддамс), в котором тебя принимают таким, какой ты есть. Аддамсы с превеликим удовольствием пребывают в своем уютном мрачном мирке, они свободны в самовыражении и не заботятся о том, что о них думают другие.
А еще это одно из старейших киносемейств в истории. Первоначально персонажи существовали чисто на страницах комиксов, дебютный из которых вышел в 1938 году. На малые экраны семейка Аддамс перебралась во второй половине века, когда на канале ABC стартовал показ легендарного одноименного сериала. В 1990-е готические родственнички обрели вторую волну популярности. Режиссер Барри Зонненфельд выпустил два полных метра про семейку Аддамс, которые затмили оригинал и мгновенно стали классикой.
Третье пришествие Аддамсов случилось несколько лет назад. Сначала на широких экранах вышли два полнометражных мультфильма, собравших приличную кассу. А в 2022-м Netflix и Тим Бертон посвятили отдельный сериал Уэнсдэй. Хоть шоу и было сконцентрировано на самой девочке и ее школьных приключениях, известное семейство все же сыграло важную роль в сюжете первого сезона.
Лисбет Саландер – одаренная хакерша, испытывающая трудности в общении с людьми из-за глубокой психологической травмы. Ее отец морально и физически издевался над мамой героини, из-за чего у нее и развилась «ненависть к мужчинам, ненавидящих женщин». Готическая внешность Лисбет с ее любовью к татуировкам, пирсингу и мотоциклам выражает и внутреннюю боль девушки, и ее желание таким образом обособиться от враждебного мира. Тем не менее, безэмоциональная с виду хакерша способна на проявление эмпатии. Но открывает она себя только тем, кто действительно заслуживает ее доверия.
Экранный путь Лисбет Саландер начался со шведской трилогии, главную роль в которой исполнила Нуми Рапас. На родине серию фильмов встретили тепло (суммарные сборы превысили $200 млн при общем бюджете $20 млн), но в мировом прокате франшиза не вызвала подобного ажиотажа. По-настоящему о Лисбет заговорили только после финчеровской адаптации с Руни Марой. Для актрисы эта роль стала прорывной – она удостоилась широкого признания критиков и номинации на «Оскара». Однако поклонники фильма вместо полноценного продолжения получили огрызок 2018 года, который не шел ни в какое сравнение с оригиналом.
С 2 по 5 декабря Санкт-Петербург будет принимать гостей VIII Международного кинофестиваля «Влюбленные в искусство». В этом году в программу…
Снять фильм – не раз плюнуть. Ведь помимо финансов нужно найти достойную команду и актерский состав, не говоря уже о…
Как говорится, талантливый человек талантлив во всем. Зрители знают Эмира Кустурицу прежде всего как талантливого режиссера, подарившего нам такие замечательные…
С 18 по 27 октября Санкт-Петербург принимал гостей фестиваля «Послание к человеку», который собрал кинематографистов со всех уголков света. Однако…
Немногие найдут Уганду на карте Африки. И не каждый отважится махнуть в эту страну, одну из беднейших в мире, в…
Смерть порою кардинально меняет жизнь. Причем не только того, кого она постигла, но и окружающих. После смерти жизнь нередко становится…