На этой неделе прошел Всемирный день готов, некогда трендовой субкультуры, которая и сейчас имеет немало сподвижников. Вот «КиноРепортер» и решил рассказать о самых известных готических персонажах – от обольстительной девушки-вампа до хакерши-вигиланте.
Эльвира – показательный продукт 1980-х. Вызывающий, скандальный, на грани сексплуатации. Впервые повелительница тьмы появилась на экранах в 1981 году в передаче Movie Macabre, посвященной хоррорам категории B. Эльвира выступала в роли притягательной ведущей-вампа, которая задорно рассказывала об ужастиках в юмористически-эротическом ключе. Несмотря на откровенную объективацию девушки, она нередко выдавала колкие комментарии и остроумные шутки. В целом характер Эльвиры задыхался на телевидении и требовал соответствующего развития.
Вскоре после закрытия передачи героиня получила собственный фильм «Эльвира – повелительница тьмы» (1988). Критики его разругали, кассовые сборы оказались низкими, а исполнительница главной роли Кассандра Петерсон номинировалась на «Золотую малину». Однако зрителям приключения девушки-вампа запали в душу. Особенно когда Эльвира появилась на VHS-кассетах.
Со временем число ее поклонников заметно увеличилось, и готическая красотка превратилась в икону гик-культуры. Эльвиру приглашали на передачи, делали из нее персонажа комиксов, строили вокруг нее реалити-шоу («Ищем следующую Эльвиру»). А авторы «Симпсонов» даже добавили в мультсериал пародийную героиню Бубереллу, основанную на образе повелительницы тьмы.
Будем честны – «Ворон» приобрел культовый статус исключительно из-за случившейся на площадке трагедии с Брэндоном Ли. В ходе съемок артиста смертельно ранили из револьвера (напоминает схожий инцидент с Алеком Болдуином). После приостановки производства судьба проекта повисла в воздухе, поскольку погибший актер не успел закончить работу над частью сцен. Но создатели все-таки доделали картину, прибегнув к помощи технологий и Чада Стахельски, друга-дублера Ли, который сейчас вовсю развивает вселенную «Джона Уика».
Роковой выстрел оборвал жизнь артиста, но обессмертил его персонажа. Ореол трагедии, витавший над «Вороном», усиливал и без того ощутимую сверхъестественную энергетику фильма. Инфернальный протагонист Эрик Дрэйвен впитал каноничную готическую эстетику – бессмертный дух мщения в коже, воскрешенный вороном и жаждущий возмездия за убийство себя и невесты.
В будущем кинематографисты не раз пытались повторить успех мрачной супергероики. «Ворон» получил несколько продолжений, но сиквелы так и не затмили оригинал. Четвертой части со скатившимся Эдвардом Ферлонгом и вовсе присвоили нулевой рейтинг на Rotten Tomatoes. Но о наследии «Ворона» не забыли. В этом году выйдет переосмысление ленты 1994-го, с Биллом Скарсгардом в главной роли.
Ни в коем случае не путайте детей-готов с детьми-эмо или детьми-вампирами. Это совсем другая субкультура. Дети-готы предпочитают днями напролет сидеть, попивая кофе и покуривая сигаретку. Они постоянно твердят о том, насколько бессмысленна и мучительна жизнь, сетуют на засилье «конформистов» и ходят на кладбище, где пишут стихи о смерти и скорби. Презирая шаблонное мышление, эти персонажи, тем не менее, представляют собой стереотипный портрет готов, что выражается в их одежде, привычках и мироощущении.
Впервые мрачные детишки появились в «Южном парке» как эпизодические герои, необходимые для раскрытия конфликта между Стэном и его девушкой. Однако фанатам они полюбились, и со временем их роль в мультсериале стала куда весомей. Как случилось с Баттерсом, прошедшим путь от второстепенного действующего лица до полноценной звезды. Дети-готы тоже получили персональный эпизод, где первыми среди всех героев «Южного парка» спели заглавную песню вместо привычного квартета.
На волне развития готической культуры в 1990-е киноиндустрия принялась вовсю клепать проекты, эксплуатирующие модный мистический тренд. Причем основной упор делался на подростковой тематике. Одним из самых известных стало «Колдовство» – история о четырех девушках-изгоях, увлекшихся оккультизмом. Лента прославилась благодаря тому, что ей удалось избежать жанровых клише, направить внимание аудитории на важные остросоциальные вопросы и аутентично изобразить женскую дружбу. И ее крах.
Ярче остальных выделялась героиня Файрузы Балк. Актриса создала по-своему уникальный и запоминающийся образ главной злодейки Нэнси Даунс, олицетворявшей разрушительную природу женского гнева. После премьеры «Колдовства» Балк обрела известность в тематических кругах, став гот-иконой своего времени. Росту ее популярности способствовали и слухи об увлечении мистикой самой артистки. Так, Балк прямо в разгар съемок купила оккультный магазинчик. Готы были в восторге, но на деле все оказалось прозаичнее. Актриса просто решила помочь хозяйке бизнеса, поскольку тот был на грани закрытия. Старый добрый альтруизм, а не оккультизм, который Файрузе приписывали.
Семейка Аддамс в равной степени очаровывает и отталкивает. Да, это самый ненормальный клан на свете, шокирующий необычным образом жизни. Но отношения между его участниками вызывают уважение и восхищение. Перед нами образец здорового семейства (если так в принципе уместно говорить про Аддамс), в котором тебя принимают таким, какой ты есть. Аддамсы с превеликим удовольствием пребывают в своем уютном мрачном мирке, они свободны в самовыражении и не заботятся о том, что о них думают другие.
А еще это одно из старейших киносемейств в истории. Первоначально персонажи существовали чисто на страницах комиксов, дебютный из которых вышел в 1938 году. На малые экраны семейка Аддамс перебралась во второй половине века, когда на канале ABC стартовал показ легендарного одноименного сериала. В 1990-е готические родственнички обрели вторую волну популярности. Режиссер Барри Зонненфельд выпустил два полных метра про семейку Аддамс, которые затмили оригинал и мгновенно стали классикой.
Третье пришествие Аддамсов случилось несколько лет назад. Сначала на широких экранах вышли два полнометражных мультфильма, собравших приличную кассу. А в 2022-м Netflix и Тим Бертон посвятили отдельный сериал Уэнсдэй. Хоть шоу и было сконцентрировано на самой девочке и ее школьных приключениях, известное семейство все же сыграло важную роль в сюжете первого сезона.
Лисбет Саландер – одаренная хакерша, испытывающая трудности в общении с людьми из-за глубокой психологической травмы. Ее отец морально и физически издевался над мамой героини, из-за чего у нее и развилась «ненависть к мужчинам, ненавидящих женщин». Готическая внешность Лисбет с ее любовью к татуировкам, пирсингу и мотоциклам выражает и внутреннюю боль девушки, и ее желание таким образом обособиться от враждебного мира. Тем не менее, безэмоциональная с виду хакерша способна на проявление эмпатии. Но открывает она себя только тем, кто действительно заслуживает ее доверия.
Экранный путь Лисбет Саландер начался со шведской трилогии, главную роль в которой исполнила Нуми Рапас. На родине серию фильмов встретили тепло (суммарные сборы превысили $200 млн при общем бюджете $20 млн), но в мировом прокате франшиза не вызвала подобного ажиотажа. По-настоящему о Лисбет заговорили только после финчеровской адаптации с Руни Марой. Для актрисы эта роль стала прорывной – она удостоилась широкого признания критиков и номинации на «Оскара». Однако поклонники фильма вместо полноценного продолжения получили огрызок 2018 года, который не шел ни в какое сравнение с оригиналом.
Мишель Йео получит почетного «Золотого медведя» за вклад в киноискусство на 76-м Берлинском международном кинофестивале. Как отметили организаторы смотра, за…
Два брата, увлеченные теориями заговоров, похищают руководительницу фармацевтической корпорации, будучи убеждены, что она не та, за кого себя выдает. А…
Судьбу Дэвида Литча можно описать фразой, которую произносит герой фильма «Быстрее пули»: «Все, что когда-то происходило, привело тебя к этому…
В Москве завершился юбилейный 45-й Международный студенческий фестиваль ВГИК. Главная задача смотра – укрепление международных связей и творческий обмен между…
Фотовыставка «След кометы», приуроченная к 90-летию со дня рождения народной артистки Людмилы Гурченко, открылась на Арбате. Она расположилась напротив дома…
Десять лет не означают вечность, но для киноиндустрии это почти всегда пропасть. За это время герои уже успели устать, зрители…