Рассказываем, почему актер не боится играть ранимых и сломленных героев.
Имя Кристофера Эбботта хорошо знакомо любителям психологических драм и фестивальных хитов. «КиноРепортер» решил познакомить с талантливым актером и всех остальных, тем более что скоро о нем заговорят с новой силой. В Венеции вот-вот представят «Бедных-несчастных» Йоргоса Лантимоса, а в следующем году в прокат выйдет «Крэйвен-охотник», где нашему герою досталась роль по ту сторону закона.
Театральный старт
Кристофер Эбботт начал актерскую карьеру с театральных подмостков Нью-Йорка – в так называемых внебродвейских постановках. Этот термин возник в середине прошлого века и обозначал сценические площадки, вмещающее менее 500 зрителей. Там авторы могли позволить себе практически любые эксперименты с формой и содержанием. Именно благодаря внебродвейским шоу прославились Джон Малкович, Стэнли Туччи, Джастин Теру и многие другие артисты, начинавшие свой путь в театре.
Что касается Эбботта, то он довольно быстро поднялся по карьерной лестнице. Вскоре его стали приглашать в различные сериалы, а спустя несколько лет и в бродвейские постановки. Театр, кстати, он так и не бросил – этой осенью стартует «Дэнни и глубокое синее море» по произведению знаменитого драматурга Джона Патрика Шенли.
Эта одноактная пьеса раскрывает характеры двух проблемных персонажей, Дэнни и Роберты, которые знакомятся и заводят разговор в баре. Впервые спектакль сыграли в 1983 году – ведущие роли исполняли Джон Туртурро и Джун Штайн. В новой версии (ее, кстати, продюсирует Сэм Рокуэлл) партии отошли Кристоферу Эбботту и Одри Плазе. Примечательно, что актеры уже работали вместе над психологической драмой «Черный медведь», так что химия между ними проверена временем.
Малые экраны
На телевидении старт карьере Эбботта дал популярный сериал Лины Данэм «Девочки» (из которого, кстати, вышел и другой любитель театра Адам Драйвер). Персонаж Кристофера продержался в шоу два сезона, успев совершить впечатляющую трансформацию от прилипчивого бойфренда одной из героинь до влиятельного бизнесмена. Не менее кардинальной была и обратная перестройка: несколько сезонов спустя Эбботт появился в качестве приглашенной звезды, только его Чарли опустился до продажи наркотиков.
Кроме того, Эбботт появлялся в детективном сериале «Грешница» с Джессикой Билл, в «Уловке-22», которую режиссировал Джордж Клуни, и «Переполненной комнате» братьев Руссо. Шоураннер последнего проекта Акива Голдсман был настолько очарован игрой Кристофера, что сразу загорелся идеей снять спин-офф про его героя – ветерана Вьетнама, страдающего от посттравматического стрессового расстройства и всепоглощающего чувства вины.
«Стэн транслирует чувство вины, которое занимает центральное место в этой истории. В конечном счете речь идет о том, за что мы виним себя и насколько важно простить себя. Потому что груз бывает слишком изнурителен», – объяснял Голдсман.
Что касается «Уловки-22», то именно в этом мини-сериале Кристофер исполнил свою наиболее значимую роль на телевидении. Она даже принесла ему номинацию на «Золотой глобус». Действие разворачивается во времена Второй мировой на территории Италии, где бомбардир ВВС США всеми силами пытается убраться от войны куда подальше. Единственный шанс – притвориться душевнобольным. Но есть одна загвоздка.
«Этот парень разными способами борется с системой. В душе он – экзистенциалист, оказавшийся в экстремальной ситуации. Проживая безумные, крайне неудачные события, ты задаешься вопросом, что нужно для уничтожения человеческой психики», – рассказывал о работе над ролью актер.
Психологический момент
Психологический дискомфорт – частый спутник героев Кристофера Эбботта. Он начал свою карьеру с фестивальных драм про сложные отношения между людьми – за игру в «Марта, Марси Мэй, Марлен» («Сандэнс», 2011) про медленно сходящую с ума жертву секты они с коллегами удостоились номинации на премию «Готэм». За мелодраму «Привет, мне пора» («Сандэнс», 2012) актерский ансамбль получил награду фестиваля South by Southwest. Наконец, «Джеймс Уайт» («Сандэнс», 2015), где Кристофер сыграл молодого повесу, чья мать умирает от рака, принес ему персональные призы на международных смотрах в Хэмптонсе и Чикаго.
А с 2017-го Эбботт начал активно завоевывать широкую публику в не менее сложных для восприятия лентах. Он исполнил одну из ролей в постапокалиптическом слоубернере «Оно приходит ночью» (2017) от студии А24, мелькнул в «Человеке на Луне» (2018) Дэмьена Шазелла, где сыграл реального астронавта, и вместе с Андреа Райсборо вытащил на своих плечах сай-фай хоррор Брэндона Кроненберга «В чужой шкуре» (2020).
В этой картине про убийц, проникающих в сознание других людей, Кристоферу удалось продемонстрировать широчайший диапазон чувств, настроений и состояний: женственность схлестывалась с маскулинностью, агрессия – с замешательством, сила воли – со страхом. Впрочем, Кроненберг-младший уже трижды доказывал, что одномерных актеров в свои проекты не зовет.
Наконец, в 2023 году заметной премьерой стал психологический триллер «Стоп-слово», в котором Кристофер Эбботт и Маргарет Куэлли разыграли садо-мазо ромком – очень странный, местами извращенный, но при этом парадоксально игривый.
«На экране я хочу, чтобы мое эго проявлялось как можно меньше. В жизни я другой, – откровенно рассказывает Эбботт о своих ролях. – Думаю, мне хочется почувствовать стыд перед камерой. Это пространство, где вы можете контролировать свою уязвимость. И я хочу быть максимально открытым».
Есть еще кое-что, что позволяет Эбботту демонстрировать те эмоции, которые люди обычно не любят испытывать, – тревогу, паранойю, страх и стыд. Речь о сюжетах, разворачивающихся в ограниченных пространствах. Помимо «Стоп-слова», которое упоминается выше, это «Лунатик» 2014-го (две недовольные друг другом пары и детские травмы), «Пирсинг» 2018-го по роману Рю Мураками (тихий семьянин вызывает проститутку, чтобы ее убить, но все идет не так), «Мир грядущий» 2020-го (женская квир-драма про дикий фронтир, где человек человеку волк) и «Черный медведь» того же 2020-го (трое героев изолированы в гостевом доме у озера). Внушительный список для 37-летнего.
А ведь еще был неонуар «Смерть на Аляске» (2017) с Джоном Бернталом, где Кристофер сыграл неуравновешенного киллера, наводящего страх на маленький городок. И черная комедия «На счет три» (2021), в которой двое друзей решили покончить с собой. Это, кстати, самые запущенные случаи в галерее Эбботта – в последнем фильме его герой, завсегдатай психиатрических клиник, с восьми лет слышал голоса в голове и страдал от клинической депрессии, пережил приставания психотерапевта и школьный буллинг. Столь сломанный персонаж отлично вписался в неприемлемый, казалось бы, жанр: сцены, в которых он желает расквитаться с обидчиками, ничуть не уступают караоке под Papa Roach.
Звездные партнеры
Не менее занятен и список коллег Кристофера Эбботта: за десять лет он успел поработать со множеством звезд. Вот лишь некоторые из его партнеров по площадке: Элизабет Олсен и Синтия Никсон, Оскар Айзек и Джессика Честейн, Райан Гослинг и Джордж Клуни, Калеб Лэндри Джонс и Уиллем Дефо.
Еще одно важное имя – Маргарет Куэлли, с которой Эбботт давно хотел сняться в одном проекте. Получилось только сейчас – и многолетняя дружба актеров придала «Стоп-слову» неповторимую химию: коктейль из болезненной связи персонажей, их искренних чувств друг к другу и эротического подтекста вызывает ощутимый диссонанс. Как и отсутствие площадки для подобных отношений: им просто негде выстраивать что-то прочное.
«Кристофер все сделал за меня, – говорит Куэлли. – Он действительно один из лучших актеров на сегодняшний день. Моя работа была легкой – требовалось не спускать с него глаз и внимательно слушать. Я отлично выучила текст и просто озвучивала его в соответствии с тем, как он произносил свои реплики».
«Наша работа заключалась в том, чтобы быть открытыми друг с другом, играть, пробовать разные вещи, экспериментировать, а затем просто давать режиссеру различные вариации», – поддерживает коллегу Эбботт.
Снимали «Стоп-слово» почти три недели, актеров в кадре было всего двое, так что у парочки явно имелись все шансы насладиться совместным творчеством. Любопытно, что Куэлли с Эбботтом появятся и в грядущем фильме Йоргоса Лантимоса «Бедные-несчастные». Правда, общих сцен у них не будет. Но зрелище все равно обещает быть красочным: в комедийном ужастике, подражающем лентам про Франкенштейна, также снялись Эмма Стоун, Уиллем Дефо и Рами Юссеф. Премьера состоится на Венецианском фестивале уже через считанные дни.
С точки зрения обывателя
При всем вышеперечисленном Эбботт по-прежнему пользуется преимуществами жизни рядового обывателя. Актер неоднократно доказывал, что может вытянуть проект практически в одиночку, но раньше в его фильмографии чаще встречались второстепенные роли. И это Кристофера вполне устраивало.
«Иногда люди узнают меня, но обычно не понимают, где меня видели. А живу я в Нью-Йорке, тут такое сплошь и рядом», – говорил он пару лет назад.
Светлое будущее
Но, возможно, все изменится через считанные месяцы, и узнавать Эбботта будут на каждом углу. Дело в том, что не так давно Кристофер влился в киновселенную Marvel: в грядущем супергеройском фильме «Крэйвен-охотник» ему досталась роль злодея по прозвищу Иностранец. В комиксах это опытный наемник, который не обладает суперсилами (что роднит его с Карателем), но отлично владеет всеми видами боевых искусств, мастерски маскируется и всегда выходит сухим из воды.
Изначально блокбастер должен был выйти на экраны в 2023-м, однако из-за забастовок SAG-AFTRA релиз отложили почти на год, до 30 августа 2024-го. Впрочем, за это время у Кристофера Эбботта только прибавится работы. В числе уже заявленных проектов значатся ирландская драма Bring Them Down, где им с Барри Кеоганом достались роли фермеров-конкурентов, и продюсерский проект Джессики Честейн «Орлеанская дева», в котором также заняты Эль Фаннинг и Надя Терешкевич («Мое преступление»).
Как две капли воды
Иронично, что роль злодея с темным прошлым в киновселенной Marvel отхватил и Кит Харингтон, который на Эбботта очень похож, – в сцене после титров «Вечных» он получает по наследству мощный артефакт. Костюм Черного Рыцаря ему примерить пока не удалось, но скорее всего это вопрос времени.
А вообще звезде «Игры престолов» однажды даже пришлось комментировать их с Кристофером сходство публично. Отвечая на вопрос, с кем его легко можно перепутать, Харингтон изрек следующее: «Очевидно, что с Кристофером Эбботтом. Он отличный актер, и я счастлив, что мы выглядим одинаково».
Комментарии