Generic selectors
Exact matches only
Search in title
Search in content
Слушать подкаст
|
КиноРепортер > Культура > Креативная экономика: Каким получился IPQuorum 2021

Креативная экономика: Каким получился IPQuorum 2021

14 мая 2021 /
Креативная экономика: Каким получился IPQuorum 2021
Открыла форум сессия «Поставщики счастья, или экономика эмоций», модератором которой выступила Яна Чурикова

Форум, прошедший 26–27 апреля в «Сколково», стал одной из первых крупных бизнес-конференций постпандемийной эпохи.

В конце апреля в «Сколково» собрались ключевые игроки рынка креативных индустрий, цифровых технологий и юридических услуг. В этом году IPQuorum, ставший за годы своего существования визитной карточкой мира интеллектуальной собственности, представил ее как ядро творческого бизнеса. Именно IP формирует идентичность и самобытность креативных индустрий. 1500 участников из 30 стран мира «сверили часы» и обсудили глобальные тренды и локальные кейсы современной творческой экономики.

Профессиональное сообщество, испытавшее очевидную нехватку возможностей для общения офлайн, с энтузиазмом погрузилось в дискуссии, воркшопы, мастер-классы и нетворкинг. Представители власти, крупный бизнес, креативные предприниматели смогли обсудить насущные проблемы рынка интеллектуальной собственности.

Особая роль в программе традиционно была отведена юристам, ведь именно интеллектуальное право рассматривается идеологами события как ключевой инструмент монетизации креативного контента.

Встреча не ограничилась дискуссиями: на полях форума было официально подписано два важных соглашения – трехсторонний договор о сотрудничестве между ассоциацией IPChain, Российской государственной библиотекой и Российским авторским обществом, а также соглашение между ассоциацией IPChain и фондом «Сколково» об организации новой лаборатории цифровых сервисов.

Мария Лемешева
Модератор сессии «Цифровой креатив на экспорт», главный редактор «КиноРепортера» Мария Лемешева, и глава международного культурного проекта «Русские сезоны» Алексей Лебедев

Форум уже не первый год формирует почву для межиндустриальных взаимодействий и эффективных коллабораций участников креативной экономики. Именно синергия усилий составляет главную ценность конференции для создателей контента. Консолидация творческих сил позволяет не только оживить рынок, но и продвигать свою повестку на уровне государства.

«Я 15 лет занимаюсь креативными индустриями, и все это время на нас смотрели как на дураков: какие-то идеи, какой-то креатив. А сегодня целые регионы создают специализированные агентства развития творческого предпринимательства, программы развития креативного мышления начиная со школьной скамьи. Это уже совершенно другое сознание, другое общество. Общество, где на первом месте идеи», – отметил генеральный директор Федерации креативных индустрий Игорь Намаконов.

Сегодня государство демонстрирует особое внимание к вопросам интеллектуальной собственности в различных сферах, в том числе стало понимать запросы креативных индустрий. Межведомственную рабочую группу при правительстве и Администрации президента по вопросам их развития возглавил замглавы Администрации президента Сергей Кириенко. Важнейшую роль в процессе играет Министерство культуры, разрабатывающее соответствующий стратегический документ.

«Концепция нас объединила, и теперь мы знаем, что к креативным индустриям относится минимум 14 отраслей. После ее принятия наступит второй этап – мы разработаем меры поддержки креативных отраслей и определим принципы межведомственного взаимодействия для развития творческого бизнеса. В этом плане проведение IPQuorum, фиксированного на теме IP в креативных индустриях, является важным этапом развития креативной повестки в России, которая будет масштабирована и углублена в рамках главного для нас события – Российской креативной недели», – заявила директор «Роскультцентра» Марина Абрамова.

Окучивать, а не регулировать

Возможность проанализировать опыт и прогнозы активных сторонников трансформации экономики на основе реального рыночного потенциала интеллектуальной собственности – в этом главная ценность форума для государства, которому необходимо понимать, как регулировать сферу и из чего исходить при подготовке дорожных карт и планов социально-экономического развития. При этом большинство участников сошлись на том, что отрасль необходимо уберечь от избыточного нормотворческого пыла законодателей.

Андрей Кричевский
Президент ассоциации IPChain Андрей Кричевский

Миссия государства – стимулировать, а не подменять собой рыночные процессы, отметил председатель Комитета РСПП по интеллектуальной собственности и креативным индустриям, президент ассоциации IPChain Андрей Кричевский.

«Важна роль государства как судьи, который видит проблематику и направляет участников процесса. Но, наверное, здесь важно именно направлять, а не жестко строить. В то же время, когда государство подталкивает участников рынка к секторальным сделкам, которые обеспечивают нормальный баланс интересов, это хорошо и правильно, а главное, такой подход показывает свою эффективность».

Чтобы эффективно поддержать живую экосистему творческого бизнеса, государству предлагается определить адекватный критерий определения компаний креативного сегмента. Загнанные в прокрустово ложе Общероссийского классификатора видов экономической деятельности (ОКВЭД), креативные предприниматели вынуждены просить об особых, эксклюзивных мерах поддержки, что выглядит как выклянчивание подачек.

Чтобы исправить эту ситуацию, достаточно ввести корректное определение, отсылающее не к конкретным видам деятельности, а, например, к доле нематериальных активов на балансе компании. Ничто не может более характеризовать бизнес как творческий, чем работа с интеллектуальной собственностью. Налоговые послабления, грантовая и субсидиарная поддержка, формирование инфраструктуры на началах частно-государственного партнерства логично примыкают к переосмыслению устаревших представлений.

Примером успешных действий государства на поле креативных индустрий можно считать введение Единой автоматизированной информационной системы (ЕАИС), фиксирующей количество и стоимость проданных кинобилетов. Сегодня аналогичную систему планируется построить уже для музеев и театров, заявила министр культуры Ольга Любимова. Разработку новой системы ведомство планирует подробно обсудить с профессиональным сообществом.

Ольга Любимова
Министр культуры РФ Ольга Любимова

«Единая федеральная автоматизированная информационная система сведений о показах фильмов в кинозалах доказала свою эффективность. У нас возникла идея подобного рода электронной отчетности по музеям и театрам. Мы могли бы вместе с профессиональным сообществом подумать над ее разработкой».

По словам министра культуры, ключевые тренды эпохи затрагивают как индустрии, так и государственный сектор. Вынужденный переход в онлайн в период пандемии позволил театрам, музеям и другим государственным учреждениям культуры продолжить работу и, более того, расширил доступ граждан к искусству, науке и культуре.

Бизнес в поисках креатива

Креативность – это колоссальное конкурентное преимущество. По мере того как земли, сырье и даже оборудование становятся менее значимыми, на первый план выходят технические решения, бизнес-модели, маркетинговые стратегии, дизайн, в конечном счете – идеи. Именно интеллектуальная собственность позволяет создать и предложить рынку, потребителю востребованный уникальный продукт.

Часть крупного бизнеса хорошо это понимает, и потому форум традиционно популярен среди крупнейших корпораций, ориентированных на внедрение инновационных пилотов, венчурное финансирование, отбор стартапов через акселераторы или выращивание собственных креативных подразделений.

Технологии производства и распространения контента – предмет пристального интереса бизнеса. Причем в качестве контента могут выступать и видеоролики, и музыка, и совершенно новые объекты новой технологической среды, как, например, 3D-кальмар – разработка братьев Березуцких и 3D Bioprinting Solutions.

Покрас Лампас
Художник-каллиграф Покрас Лампас

Сегодня роль связующего звена между крупными индустриальными игроками и креативными предпринимателями из среды малого и среднего бизнеса все чаще берут на себя цифровые платформы. Так, сервис IPEX позволяет небольшим креативным командам легко продать музыку для сериала или выложить ее на стриминговом сервисе. Со-Fi позволяет авторам привлечь финансирование под залог прав на уже созданный интеллектуальный продукт.

По мнению управляющей портфелем IT-проектов ассоциации IPChain Валерии Брусникиной, перед тем как выходить на рынок, целесообразно зафиксировать интеллектуальные права на свой продукт в цифровой среде, ведь депонирование музыки, кино, изображений, текстов – ключевое условие успешного управления нематериальными активами на новом цифровом рынке.

«Интеллектуалка» во главе угла

IPQuorum традиционно смотрит на творчество через призму интеллектуальной собственности, ведь именно юридический инструментарий интеллектуального права позволяет упаковать произведения искусства, технические наработки, дизайнерские решения как оборотоспособный актив. Из всех правовых категорий интеллектуальная собственность в наибольшей мере связана с техническим прогрессом, развитием общественных отношений.

Точно так же, как печатный станок обусловил появление типографских копий, а кинематограф, телевидение, аудиозапись и интернет расширили наши представления о «произведениях», сегодня технологические инновации проверяют на прочность институт интеллектуальной собственности. Аккаунты в социальных сетях, 3D-модели, аватарки, никнеймы, большие данные, NFT-токены – сможет ли право адаптироваться к новым реалиям? Как корпорации будут управлять этими активами?

Так или иначе, пока спрос на рынке превышает предложение: креативных создателей контента во всех областях меньше, чем тех, кто хотел бы использовать интеллектуальный продукт. В частности, в культуре это остро ставит проблему использования архивов, фондов, собраний и в первую очередь «сиротских» произведений, авторы которых пока не заявили о себе.

«Растущий спрос на креативные продукты российский творческий сегмент экономики удовлетворить не может – число творцов не так велико, как хотелось бы. И мы так или иначе для роста креативной экономики будем обращаться к наследию – архивам, музеям, пытаясь найти те художественные образы, которые могут быть использованы в современных промышленных и цифровых продуктах. Поэтому вопрос использования произведений, автор которых неизвестен или с ним не удается связаться, становится как никогда актуальным», – заявил президент Федерации интеллектуальной собственности Сергей Матвеев.

Помимо основной программы, на форуме состоялось множество мастер-классов: о том, как снижение углеродного следа помогает растить лояльность аудитории, о грани между копированием и допустимым заимствованием, о способах заработать на снэк-контенте в TikTok. Участники конференции узнали, как можно уже сейчас использовать 3D-фотосканирование в коммерческих проектах и создавать новостной контент с помощью искусственного интеллекта. Разумеется, на форуме, посвященном креативности и технологиям, ведущий тоже был цифровым – креативное решение студии interactive Items.

Поиск равновесия в интересах устойчивого развития как никогда актуален и в глобальном, и в локальном масштабе. 2021 год объявлен ООН Годом креативной экономики, концепция развития креативных индустрий обсуждается на уровне правительства, Администрация президента серьезно вкладывается в развитие сегмента, например, поддерживая Креативную неделю, уже ставшую флагманом отрасли.

«IPQuorum стал серьезным стратегическим партнером Российской креативной недели», – отметил заместитель начальника Управления делами президента по общественным проектам Александр Журавский.

В этом контексте IPQuorum 2021: Tech for Content стал важной точкой пересечения магистральных трендов, «местом сборки» наиболее эффективных решений как для креативных индустрий, так и для экономики в целом.

Организаторами форума выступили Министерство культуры РФ, фонд «Сколково», ассоциация IPChain. Соорганизаторами и партнерами форума стали Федерация интеллектуальной собственности (ФИС), Евразийская конфедерация обществ правообладателей (ЕАКОП), Всемирная организация интеллектуальной собственности (WIPO), научно-образовательный центр интеллектуальной собственности и цифровой экономики Digital IP.

IPQuorum

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Комментарии  

Комментарии

Загрузка....
Вы все прочитали

Next page

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: