Generic selectors
Exact matches only
Search in title
Search in content
Post Type Selectors
Search in posts
Search in pages
Слушать подкаст
|
КиноРепортер > Кино > Краткий путеводитель по сайфай-галактике

Краткий путеводитель по сайфай-галактике

24 октября 2022 /
Краткий путеводитель по сайфай-галактике

Собрали по два знаменательных проекта популярных поджанров научной фантастики.

21 октября стартует первый сезон «Периферийных устройств» – любопытного сериала о пересечении игрового и реального миров, основанного на одноименном романе Уильяма Гибсона. Что интересно, писатель не только создал популярную трилогию «Киберпространство», но также работал над сценарием знаменитых «Секретных материалов». Учитывая, что не всякая экранизация фантастики Гибсона была удачной, возлагать большие надежды на «Периферийные устройства», несмотря на то, что главную роль сыграла Хлоя Грейс Морец, мы не будем. Вместо этого мы предлагаем сосредоточиться на разнообразии поджанров научной фантастики и ее известных представителях.

Космос

Действие многих фантастических романов и их экранизаций происходит за пределами земной атмосферы. Движимые мыслями о прекрасном (или же ужасном) будущем, писатели представляли себе колонизацию других планет, создание межгалактических федераций и прочие блага цивилизации высшего порядка. Выбирать из огромного количества произведений было сложно, но в итоге мы остановили выбор на двух культовых проектах – более классическом и абсурдно-комедийном.

«2001 год: Космическая одиссея» (1968)
По одноименному роману Артура Кларка 

сайфай

Практически идеальный пример научной фантастики, породивший огромное количество жанровых штампов: стоит один раз увидеть это творение Стэнли Кубрика, и вы начнете видеть отсылки к нему в большинстве современных фильмов. Если говорить без спойлеров, то это картина о космической экспедиции под присмотром сверхразумного компьютера, в которой все идет не так, как надо. Но лучше про «Одиссею» не читать, а как минимум раз увидеть самому.

«Автостопом по галактике» (2005)
По одноименному роману Дугласа Адамса

Британец Дуглас Адамс поначалу задумал серию «Автостопом по галактике» как радиопостановку, однако ее потенциал был настолько очевидным, что дело кончилось целым циклом романов. Первый из них обрел вторую жизнь сначала на телевидении, а затем и в кино. В полнометражке обитателей Земли и их друзей сыграли Мартин Фриман, Мос Деф, Зои Дешанель, Сэм Рокуэлл, Билл Найи и Джон Малкович. Несмотря на косметические изменения, фильм сохранил свойственный книге градус абсурда, эксцентрики и сатиры, а ответ на главный вопрос жизни, Вселенной и всего остального стал чуть более народным.

Также: «Солярис» (1972)

Киберпанк

Киберпанк родился из пессимистичных представлений о будущем, на фоне технологического прогресса сулившем человечеству упадок культуры. Отсюда же – страх перед новыми технологиями, опасения «войны с машинами» и прочие прелести прогресса.

«Бегущий по лезвию» (1979)
По роману Филипа Дика «Мечтают ли андроиды об электроовцах»

Ключевыми представителями жанра можно считать «Бегущего по лезвию» Ридли Скотта и его продолжение, снятое Дени Вильневым. Антиутопичный мир технократии, монополия корпораций, разрушение социальных связей, ужасная экология и сопутствующая бедность, в которой живет большая часть населения, – неотъемлемые определяющие этого мира. Плюс ДНК неонуара и технологический прогресс, из-за которого в центре повествования оказываются искусственно созданные репликанты и охотники на них.

«Джонни Мнемоник» (1995)
По одноименному роману Уильяма Гибсона

Родоначальник понятия киберпанк в литературе Уильям Гибсон (именно он придумал термин киберпространство) был поражен «Бегущим по лезвию» – именно такой мир будущего он представлял себе, когда писал «Нейроманта» и «Джонни Мнемоника». Последний был экранизирован в 1995 году – роль курьера, чей мозг используется как жесткий диск для хранения ценной информации. Фильм провалился в прокате, но зато проложил дорогу для «Матрицы». Да и сейчас, честно говоря, «Джонни Мнемоник» смотрится весьма антуражно – даже с поправкой на современность и чрезмерную наивность сюжета.

Также: «Видоизмененный углерод» (2018-2020), «Вспомнить все» (1990 и 2012)

Искусственный интеллект

В научной фантастике ИИ чаще всего противопоставляется человеку. Это намного превосходящая его возможности сила, стремящаяся установить глобальный контроль/порядок над мирозданием согласно собственным представлениям о нем. При этом среди фантастов не существует единого мнения о том, может ли ИИ выйти из-под контроля в реальности. Айзек Азимов, например, такую точку зрения оспаривал во множестве своих произведений.

«Двухсотлетний человек» (1999)
По одноименной повести Айзека Азимова

Вдохновленный повестью Айзека Азимова (кстати, получившей престижные премии «Небьюла», «Хьюго» и «Локус») фильм с Робином Уильямсом. На протяжении всей картины зритель наблюдает за духовным преображением робота Эндрю, открывшего в себе не только уникальные творческие способности, но и эмоциональные переживания. Сюжетная линия, охватывающая несколько десятилетий, постепенно усложняется, затрагивая темы человечности, борьбы за свои права, смерти и бессмертия, любви и сострадания. Без излишнего сентиментализма, но с немалой долей душевности.

«Я, робот» (2004)
По циклу рассказов Айзека Азимова

И снова Азимов: в основу сайфай-детектива «Я, робот» легли те самые «Три закона роботехники», сформулированные писателем. Робот не может причинить вред человеку или своим бездействием допустить, чтобы человеку был причинен вред. Робот должен повиноваться всем приказам, которые дает человек, кроме тех случаев, когда эти приказы противоречат Первому Закону. Робот должен заботиться о своей безопасности в той мере, в которой это не противоречит Первому или Второму Законам. Детектив в исполнении Уилла Смита обнаруживает андроида, который действует вопреки этим правилам – и начинается самое интересное.

Также: «Искусственный разум» (2001)

Инопланетяне на земле

Одно дело, когда действие разворачивается в космосе, где может произойти буквально что угодно. Но совсем другое, когда незваные гости оказываются на родном пороге.

«Война миров» (2005)
По одноименному роману Герберта Уэллса

Забавный факт, о котором знают, кажется, все: в свое время радиопостановку по мотивам «Войны миров» Герберта Уэллса приняли за реальное сообщение, что спровоцировало массовую панику. Так или иначе, роман фантаста действительно повлиял на сознание людей – благодаря его влиянию были реализованы военные и космические технологии, а писатели получили свою толику вдохновения. Увлечен книгой был и Стивен Спилберг – в середине нулевых на экраны вышла масштабная экранизация с Томом Крузом в главной роли.

«Прибытие» (2016)
По рассказу «История твоей жизни» Теда Чана

Не менее угрожающему вторжению был посвящен рассказ Теда Чана, который вдохновил Дени Вильнева на съемки одного из самых необычных сайфай-произведений 2016 года. Медитативный темп способствует погружению в историю: земляне пытаются найти коммуникацию с пришельцами, чьи корабли появились в 12 точках земного шара, те – терпеливо ждут. В итоге у Вильнева вышла неожиданно человечная история о поиске общего языка, важности понятия «другой» и борьбе с ксенофобией. Необычная точка зрения на довольно простую с точки зрения фабулы историю и научно-фантастический флер позволили картине стать одной из самых обсуждаемых.

Также: «Ловец снов» (2003), «Побудь в моей шкуре» (2013)

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Комментарии  

Комментарии

Загрузка....
Вы все прочитали

Next page

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: