Индийский спутник, американские летчики, лунная драма и первое кино, снятое на орбите, – с Виталием Соломиным.
Поп-культура учит нас, что космос – это приключения в невиданных красочных мирах, населенных разными причудливыми существами с щупальцами, и прочая фантастика. Но по случаю Международного дня космоса «КиноРепортер» решил изучить реальную сторону вопроса и сделал подборку фильмов не фантастических, а правдивых. Без бластеров, ныряния в кротовые норы и схваток на световых мечах. Про настоящих (по большей части) героев, которые, рискуя жизнями, делают звезды чуть ближе для всех.
«Возвращение с орбиты» (1983)
На космической станции «Салют-7» случается авария, один из космонавтов серьезно ранен, и его срочно нужно доставить на Землю. Для чего оперативно снаряжается спасательная миссия. Но внезапно снова возникают непредвиденные обстоятельства, и приходится еще более оперативно организовать другую миссию.
Фильм частично снимался в космосе – задолго до Клима Шипенко с его «Вызовом». Тем он, в первую очередь, и примечателен: все в нем показано максимально реалистично, благодаря натуре и спецэффектам. Правда, по нынешним меркам не особенно, может, динамично и захватывающе. Ну а что вы хотели – в реальной жизни и звезды не бабахают, к сожалению. Зато Виталий Соломин в скафандре. И музыка Эдуарда Артемьева, как всегда, великолепна.
Два года спустя после выхода «Возвращения с орбиты» на «Салюте-7» действительно произошло ЧП. И туда действительно пришлось отправить специальный корабль, чтобы все исправить. О чем впоследствии снял художественный фильм «Салют-7» – кто бы вы думали? – Клим Шипенко.
«Парни что надо» (1983)
История становления американской космонавтики (или астронавтики – как у них там правильно говорить?) глазами нескольких летчиков-испытателей и их жен, изложенная в формате трехчасового богатого полотнища. С нашей с вами точки зрения, это в основном история провалов, поражений и разочарований. С другой стороны, если объективно посмотреть, то сам по себе факт преодоления человеком земной гравитации и физического достижения этой, как пела Инна Чурикова, голубой синевы – уже успех, как ни крути. Тем более учитывая, какой ценой достигались первые шаги на пути к иным мирам.
Американским смельчакам, как видно из фильма, довелось преодолеть немало различных препон. Включая испытания клизмами и пресс-конференциями, сексуальные соблазны, соперничество с шимпанзе, ограниченность объема человеческого мочевого пузыря, проблемы в отношениях с супругами и так далее. Но настоящему американскому летчику все по плечу. Или почти все.
Не без самоиронии, стало быть, кино снято. Дескать, хвалиться нам особо нечем, конечно, но это ведь не повод унывать. Притом четыре «Оскара» в «технических» номинациях имеются, и заслуженно. Над визуалом и всем остальным режиссер Филип Кауфман заморочился серьезно: истребители у него настоящие облака рассекают, съемки космоса подлинные используются, и так все ладно скомпоновано, что три часа проходят очень бодро.
«Аполлон 13» (1995)
Джим Ловелл, сыгранный Томом Хэнксом, дважды летал на Луну. В первый раз опция высадки в принципе не предусматривалась. А во второй раз его попутчик Джон Свайгерт произнес ту самую фразу: «Хьюстон, у нас проблема». И обстановка внутри корабля «Аполлон 13» сделалась крайне нервозной.
Только представьте: болтаетесь вы в тесной железной банке, а банка эта, в свою очередь, болтается посреди безвоздушной черноты, да к тому же того и гляди развалится. И все из-за того, что какой-то там проводок случайно отвалился. Собственно, чего представлять – Рон Ховард описанную ситуацию при содействии упомянутого Тома Хэнкса, а также ряда других замечательных артистов убедительно воспроизвел. Так что если вам после этого не перестанут грезиться космические путешествия, значит вы точно прирожденный космонавт.
«Время первых» (2017)
В нашем современном кино, когда речь заходит о годах СССР (и совершенно не важно, по какому поводу), обязательно кому-нибудь будет изо всех сил мешать советская система в лице какого-нибудь чиновника. «Время первых» это клише, увы, не минуло. Но, справедливости ради, и не так глубоко поразило, чтобы на него нельзя было закрыть глаза. Положим, без упоминания лишний раз Брежнева можно было обойтись, и ничего бы важного не потерялось.
Все же полет Алексея Леонова и Павла Беляева туда и обратно – с остановкой на прогулку в открытом космосе – так захватывающе обставлен и поставлен, а дуэт Евгения Миронова и Константина Хабенского так органично смотрится, что любые спорные решения простительны. В том числе флэшбэки из детства Леонова, где он головой ударился. Надо, впрочем, признать, что детский восторг и благоговение перед бескрайним небом, усыпанным бесчисленными яркими огоньками, «Время первых» передает так, как не удавалось больше никому. Как выглядит сбывшаяся мечта о звездах? Посмотрите в глаза Миронова, в которых отражается вся наша прекрасная планета. Вот так она и выглядит.
«Человек на Луне» (2018)
Дэмьен Шазелл многих разозлил, когда неожиданно оказалось, что его фильм о главной победе США в рамках космической гонки посвящен непосредственно этой победе далеко не в первую очередь. Там даже момента водружения звездно-полосатого флага на лунной поверхности нет. Вместо этого в центре – интимная драма о тяжелой утрате и попытках эту утрату пережить. Которые в итоге привели туда, куда прежде не добирался никто.
Нил Армстронг в исполнении Райана Гослинга стремится покорить Луну не ради славы и почестей, не ради удовлетворения амбиций своей страны, а с сугубо личной целью. И чтобы доказать: нет предела человеческой воли. А Луна – ну а что Луна? Безжизненная серая каменюка, покрытая чем-то, напоминающим прах, в который мы все неминуемо обратимся. Еще и добираться туда замучаешься. Дома, где зеленая-зеленая трава, всяко лучше.
«Миссия на Марс» (2019)
Между прочим, Индия – тоже космическая держава. Сами индийцы пока никуда не летали, но запустили спутник. Причем сразу к Марсу. И, в отличие от всех остальных, включая Россию и США, с первой попытки им это удалось. А потратили они сущие, по меркам подобных проектов, копейки.
Звучит, согласитесь, как удачная авантюра, и кино об этом сделано под стать – в некотором роде авантюрное. То есть местами напоминает фильмы о плюс-минус дюжине друзей Оушена. Хотя в целом это скорее как «Скрытые фигуры», только без навязчивой борьбы с расизмом. Зато с индийским клоном Джона Туртурро (Акшай Кумар), объяснением сложных научных фокусов при помощи жареных лепешек, обилием духоподъемных мотивационных речей, ну и, разумеется, с музыкально-танцевальными номерами.
Комментарии