Кино

Король и туш: Хит-парад Элвисов мирового экрана

Элвис Пресли был не только гениальным певцом, но и классным актером, который покорил множество жанров – от сентиментальных мюзиклов до вестернов и криминальных драм. На пике карьеры Пресли постоянно снимался в кино. А едва его не стало, столь же активно вымышленный образ Элвиса начал мелькать в художественных картинах. Причем жанровый разброс их тоже оказался широк. Здесь и биографические ленты, и фильмы-ограбления, и уютные комедии для семейной аудитории, и абсурдные фантазии c ожившей мумией. В общем, без лишних слов выкатываем наш хит-парад ярчайших Элвисов большого экрана: выбирайте своего любимца!

Курт Рассел
«Элвис» (1979)

Воистину велики масштабы фигуры Короля, если даже Джон Карпентер изменил любимым ужастикам и посвятил Элвису музыкальный байопик. Он вышел спустя два года после того, как Пресли навеки покинул здание, и стал первой коллаборацией Карпентера с Куртом Расселом. Хулиганская энергетика будущего Змея Плискина – главное достоинство фильма, который за рамками песенно-плясовых эпизодов получился довольно монотонным. Но историю жизни Элвиса можно и в других источниках почитать. Зато на сцене Король оживает и отжигает во многом благодаря ярким каверам за авторством кантри-певца Родни МакДауэлла.

Забавный факт номер один: в детстве Курт Рассел снимался в одном фильме с настоящим Пресли («Это случилось на Всемирной ярмарке» 1963 года), где со всей дури пнул его по ноге. Забавный факт номер два: последнего киногероя Элвиса из мелодрамы «Перемени обличье» (1969) звали… доктор Джон Карпентер. Совпадение? Не думаем.

Дэвид Кит
«Отель разбитых сердец» (1988)

Комедия «Отель разбитых сердец» – не самое известное творение Криса Коламбуса: ему не повезло затеряться между разудалым дебютом «Приключения няни» и одним рождественским хитом про забытого дома мальчугана. Хотя это максимально элвисовское кино, где и в название популярная песня вынесена, и сам Пресли на первом плане фигурирует. По сюжету, сообразительный тинейджер решает похитить Элвиса после концерта, дабы преподнести в качестве подарка больной маме. Что он и делает, прибегнув к помощи хлороформа, а потом и вовсе приставив ко лбу Короля пистолет.

Роль певца заполучил смазливый артист Дэвид Кит («Офицер и джентльмен»), который скорее не на Пресли похож, а на гламурную версию Сэма Винчестера из «Сверхъестественного». Ну зато пел он самостоятельно, сверкая ослепительным золотым пиджаком и проделывая положенные телодвижения с гитарой наперевес. Притом что и для всамделишных композиций с голосом Элвиса место нашлось. Короче, не хочется судить этот фильм строго: перед нами как-никак чистой воды сказочка. И Пресли тут тоже вышел эдаким добрым волшебником, превращающимся в глазах маленькой девочки в аналог отцовской фигуры.

Харви Кейтель
«Я – Элвис, ты – Мэрилин» (1998)

Приятное позабытое роуд-муви, где роль Элвиса (точнее, его имитатора) досталась неочевидному кандидату: Харви Кейтелю. Мужик в темных очках и лососевом пиджаке, на Пресли совсем не похожий, объявляет себя настоящим Королем и становится попутчиком парня по имени Байрон (Джонатон Шек), вместе с которым и направляется в Мемфис. Но нелегкая заносит их в казино, столкнув с двойником Мэрилин Монро (Бриджит Фонда). А после компания едет на конкурс, где имитатор выходит на сцену и так пронзительно Suspicious Minds исполняет, что впору поверить в переселение душ.

Да, это именно тот случай, когда буквально одного эффектного номера хватает, чтобы и фильму смысл придать, и нового экранного Элвиса на вершину вознести. Лента Дэвида Уинклера – такая же сказка, что и «Отель разбитых сердец», окутывающая мифическую фигуру Короля облаком эксцентричной загадочности. Но если в конце ты искренне веришь, что Пресли правда мог бы путешествовать на товарняке в обществе бродяг, – значит, авторы сказки добились своего.

Кевин Костнер, Курт Рассел, Кристиан Слэйтер и другие
«3000 миль до Грейслэнда» (2001)

Где один подражатель Элвису – там и целая шайка. Как, например, в бандитской трагикомедии «3000 миль до Грейслэнда», которая провалилась в прокате, отхватила 5 номинаций на «Золотую малину» и не понравилась, кажется, никому. Но если бы существовал «элвисометр», определяющий статус «элвисовости» той или иной картины, у «3000 миль» он бы явно зашкаливал. Пятерка жуликов наряжается в пестрые костюмы, поправляет баки, прячет наглые глаза за солнечными очками и совершает дерзкий налет на казино Вегаса, осыпая все вокруг свинцом в зажигательной рок-н-ролльной манере.

Конечно, это не самое интеллигентное и изобретательное кино на свете. Но уважающие себя поклонники Элвиса должны руками и ногами ухватиться за шанс вновь полюбоваться Куртом Расселом в облике Короля и оценить, как здорово тот подошел Кевину Костнеру. Да, гитаре и микрофону эти парни предпочитают автоматы, а слащавым песнопениям – криминальные делишки. Но далеко не всегда Пресли изображается так безобидно, как в «Отеле разбитых сердец». У рок-музыки испокон веков имелась темная, опасная сторона. И на пути в Грейслэнд с ней не раз можно столкнуться.

Брюс Кэмпбелл
«Бабба Хо-Теп» (2002)

А вот самый, пожалуй, экстравагантный Элвис (и фильм о нем) из всех. В центральной роли – Брюс Кэмпбелл, звезда франшизы «Зловещие мертвецы», что уже настраивает на соответствующий лад. И картина не собирается обманывать ваши ожидания. Пожилой Элвис торчит в доме престарелых в Техасе, где жалуется на болячки и особого удовольствия от жизни не получает. Но так уж выходит, что ему предстоит бросить вызов ожившей мумии, которая похищает души старичков. Помогает ему в нелегком деле чернокожий дед, считающий себя президентом Кеннеди.

В сущности, Кэмпбелл занимается тем, что на протяжении всей карьеры лучше всего ему удавалось: борется со злом сверхъестественного происхождения. Но не будем забывать, что вообще-то он – Элвис. Поэтому герой не упускает шанса мимоходом порефлексировать на тему своего славного прошлого и недобрым словом помянуть Присциллу. Диковатый, пошловатый, но по неясным причинам притягивающий балаган от автора серии «Фантазм» Дона Коскарелли, который, что та же мумия, неплохо сохранился и двадцать лет спустя.

Джонатан Риз Майерс
«Элвис. Ранние годы» (2005)

Красавчик Джонатан Риз Майерс, может, и не великий актер (в последние годы особенно), но при должном усердии он выдавал и ударные перформансы. Лучший из них – в этом размашистом теле-байопике, который в фильмографии Майерса затесался между «Матч поинтом» и третьей частью шпионского расколбаса «Миссия: невыполнима». И принес ему «Золотой глобус» (единственный), причем позади остались серьезные конкуренты – Эд Харрис, Кеннет Брана, Дональд Сазерленд и Билл Найи.

В прицеле создателей, как видно из названия, – стремительный взлет Пресли к славе и духовная эволюция симпатичного паренька из Мемфиса, который покорил весь мир своим бархатным голосом и дергающимися бедрами. Фильм снимался к 70-летию со дня рождения Короля и был всецело одобрен его наследниками, хотя не обошлось без скользких тем вроде заигрывания с таблетками и сложных интимных отношений с Присциллой. Джонатан Риз Майерс и внешне на Элвиса чертовски похож, и мятущийся характер его так убедительно склеил, что смотришь и нарадоваться не можешь.

Майкл Шеннон
«Элвис и Никсон» (2016)

Еще один не самый обычный клиент – камерная разговорная драма о том, как в декабре 1970-го Элвис наведался в Белый дом и поболтал по душам с президентом Никсоном. Первым заделался суровый Майкл Шеннон, а вторым – тогда еще не отмененный Кевин Спейси. История абсолютно реальная, даже серия подтверждающих фотокарточек имеется. Воплощение же – абсурдистско-трагикомичное. Стареющий ворчун Элвис решил, что как истинный гражданин Штатов обязан предложить стране свои услуги спецагента, дабы изловить проклятых контркультурщиков-наркоманов.

Отличный вариант, если вы мечтали полюбоваться на слегка спятившего Пресли, который заявляется в аэропорт с пистолетами, все реплики произносит чрезвычайно загадочным голосом и вообще в любой непонятной ситуации напускает на себя вид человека, владеющего важными секретными сведениями. Шеннон никогда не был ярым фаном Элвиса, что, вероятно, и вдохновило его на образ, отличающийся от предшественников в… лучшую? Худшую? Пожалуй, просто в более странную сторону.

Остин Батлер
«Элвис» (2022)

Самый гламурный режиссер наших дней Баз Лурман снял самый гламурный элвисовский байопик, купающийся в блестках, золоте и буйстве красок. Этому фильму, который смахивает на растянутый до 2,5 часов клип, и Пресли достался соответствующий – сахарный вьюноша Остин Батлер, по актерскому мастерству напоминающий скорее восковую фигуру, однако завоевавший за эту роль «Золотой глобус» и номинировавшийся на «Оскара» (правда, во всех восьми категориях «Элвис» уступил более достойным претендентам).

На сцене, впрочем, Батлер двигается здорово, этого не отнять. Да и атмосферу пестрого, чрезмерного шика, что окружала суперзвезду рок-н-ролла, Лурман передал с фирменным размахом, особенно потрудившись над музыкальными номерами. Так что поклонников «Элвиса» вполне можно понять. Но не помешает включить им пару-тройку роликов с Расселом и Майерсом, чтобы показать, как на экране должен выглядеть настоящий Король.

Джейкоб Элорди
«Присцилла: Элвис и я» (2023)

Зумерского Элвиса в этой пастельно-постельной мелодраме сыграл Джейкоб Элорди («Эйфория», «Солтберн»), позволив Софии Копполе через его образ развенчать токсичную маскулинность и сложившийся культ Пресли. Действительно, сколько картин Королю посвящено, но про Королеву, Присциллу, все почему-то забывают. В центре внимания именно она: не самая известная артистка Кейли Спейни талантливо передала превращение невинной девчушки в соблазнительную девушку и женщину (естественно, сильную и независимую).

Музицированием здешний Элвис не занимается, зато регулярно устраивает у себя дома тусовки, а потом отчаливает в Голливуд на киносъемки, настоятельно советуя Присцилле в его отсутствие поддерживать огонек в семейном очаге. Не ведая, что там уже одни угольки остались. Такого Элвиса, абьюзера, манипулятора и истеричного болвана, мы действительно раньше не видели. Вопрос в другом – надо ли оно нам вообще?

Бонус: Николас Кейдж
«Дикие сердцем» (1990)

Ну и в заключение не смеем оставить вас без ураганной лавстори Дэвида Линча, где Ник Кейдж в куртке из змеиной кожи колесит по Калифорнии на пару со страстной блондинкой Лулой (Лора Дерн) и противостоит отморозкам разной степени подлости. Нет, Элвиса Кейдж здесь не играет. К сожалению. Зато не упускает возможности исполнить его хиты, убеждая Лулу в своих нежных чувствах и проявляя трогательную сентиментальность своей натуры.

При этом Николас, если кто не в курсе, состоял с Пресли в родстве: в начале нулевых он женился на единственной дочке Элвиса Лизе Мари, которая несколькими годами ранее развелась с Майклом Джексоном. В общем, Кейджу, можно сказать, на роду написано не фаната Короля сыграть, а самого Короля. Ради такого определенно стоит повременить с почетной отставкой и нечеловечески зажечь – Батлеру с Элорди на зависть, нам, грешным, на радость.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Недавние Посты

В «Мастерской «12» Никиты Михалкова» состоится премьера спектакля «На дне»

13 и 14 декабря в «Мастерской «12» Никиты Михалкова» состоится долгожданная премьера сезона – постановка пьесы Максима Горького «На дне».…

9 часов назад

«УничтоЖанна»: Супергероика категории Ы

Домохозяйка по имени Жанна умеет читать мысли и управлять электротехникой, чем успешно пользуется, выигрывая крупные суммы в покер и грабя…

11 часов назад

В Театре Мимики и Жеста премьера – инклюзивный спектакль «Итак, мы начинаем!»

В Театре Мимики и Жеста новая премьера, которую планируют привезти и в другие регионы страны. Инклюзивный спектакль на русском жестовом…

12 часов назад

Сокровища Урала в новом российском кино. Часть 2

В первой части обширного материала, посвященного новейшему кино про Урал, мы рассказывали о лентах, увидевших свет за последний год. Здесь…

15 часов назад

Объявлены лауреаты премии «МедиаБренд»

20 ноября на сцене Дворца на Яузе состоялась первая торжественная церемония вручения индустриальной премии «МедиаБренд», которая отмечает выдающиеся проекты в…

17 часов назад

Назови меня своим именем: Как телевидение завоевывает интернет

Телевидение как способ распространения информации неумолимо сдает лидерство, но как сегмент индустрии развлечений не устареет, наверное, никогда. Потому что от…

20 часов назад