Конец XVIII века, французский регион Бретань. В эту омываемую холодными водами глушь прибывает молодая художница Марианна (Ноэми Мерлан), которая получила заказ на создание портрета Элоизы (Адель Энель). Мать хочет выдать дочь замуж за состоятельного миланца. Для этого нужно предварительно послать картину, где изображена Элоиза, но девушка отказывается позировать. Поэтому Марианне придется притворяться ее компаньонкой для прогулок, а самой тайком запоминать за день черты лица героини будущего портрета, который будет рисоваться по памяти в ночные часы.
Это четвертый полнометражный фильм французской постановщицы Селин Скьямма, известной своим вниманием к женским персонажам. «Портрет девушки в огне» получил приз за лучший сценарий на Каннском фестивале и квир-пальму за освещение ЛГБТ-тематики. Сама Скьямма относится к своей деятельности политически осознанно — она одна из участниц пакта 50/50, ратующего за женское равноправие в киноиндустрии.
Один из фаворитов каннской прессы — действительно значимое событие в современном кино, несмотря на внешне сдержанную и спокойную интонацию. «Портрет девушки в огне» нельзя отделить от современного дискурса, который предполагает большое внимание гендерным вопросам. Скьямма будто бы отдаляется от актуального десятилетия, впервые снимая костюмный фильм, чье действие происходит более двухсот лет назад. Однако этот прием лишь подчеркивает острую проблему существования женщины в патриархальном обществе. Элоиза вовсе не желает выходить замуж, а страстно хочет быть свободной. Портрет — это репрезентат женского тела, своего рода Tinder той эпохи, который, правда, работает исключительно для мужчин. Ее отказ быть запечатленной — это политический и эстетический протест одновременно.
Мать Элоизы транслирует патриархальные нормы — Скьямма выводит женщину, которая покорно переняла все практики угнетения в свой арсенал. В этом фильме в принципе нет по-настоящему свободных женщин (при почти полном отсутствии мужчин в кадре). Даже Марианна, свободолюбивая художница, подписывает картины именем своего отца.
Зарождающаяся любовь между Марианной и Элоизой подана очень чувственно, но без грамма пошлости. Актрису Адель Энель заметили после главной роли в полнометражном дебюте Скьяммы «Водные лилии» (2007), с тех пор они играла у Дарденнов, Дюпье и Бонелло. Здесь она выдает лучшее выступление в своей карьере.
Впрочем, «Портрет девушки в огне» может предложить зрителю не только политическое, но и эстетическое измерение. Селин Скьяяма сняла очень живописный фильм — многие сцены можно останавливать и любоваться кадрами будто картинами. Однако эффектнее все это выглядит в движении — лазурные бретонские волны, яркие платья, редкие травы, колышущиеся на ветру.
Сквозной мотив фильма — миф об Эвридике и Орфее, который обернулся — и навсегда потерял возлюбленную. Одна из героинь фильма интерпретирует его жест как выбор — он предпочел расстаться навсегда, но сохранить образ в памяти. Физическим эквивалентом воспоминания в фильме служат картины — не столько портрет для сватовства, сколько маленькие личные рисунки, оставшиеся у Элоизы и Марианны.
Эстетика «Портрета девушки в огне» тесно переплетается с политикой: картина на заказ — это не произведение искусства, а скорее наемная работа, который создается по воле обладающего властью. Полноценный бунт в конце XVIII века представляется героиням невозможным — именно поэтому их совместное пребывание всего несколько дней оказывается единственным выходом за пределы, очерченные консервативными устоями. Девушки познают себя и друг друга, а Скьямма фиксирует их телесную привязанность без маниакального вуйарезима. «Портрет девушки в огне» невозможно обвинить в сексуальной объективации героинь — их близость передается сценами-метафорами.
Одна из лучших сцен — ночной женский сбор на побережье. Девушки поют и танцуют, а Марианна и Элоиза перекидываются чувственными взглядами. Вскоре платье второй загорится от костра — простая, но действенная метафора вспыхнувшей страсти.
«Портрет девушки в огне» выйдет в прокат 24 октября.
Добрый доктор с анекдотической фамилией Рабинович (вернее, Робинавич, но вы все равно будете слышать именно «Рабинович») приходит рано утром в…
Малый театр анонсировал праздничную программу, приуроченную сразу к двум юбилеям: 270-му театральному сезону и 90-летию со дня рождения Юрия Соломина.…
«КиноРепортер» продолжает знакомить вас с бриллиантами российской анимации. В нашей новой подборке нашлось место мультфильмам на любой вкус. Тут и…
За окном 1932-й. Близнецы Смок и Стэк, сменившие окопы Первой мировой на темные делишки в Чикаго, возвращаются в родной городок…
С 13 по 17 мая в крупнейших городах России прошли специальные показы Фестиваля китайского кино, организованного «Роскино» совместно с Китайским…
Ко Дню Великой Победы Марина Брусникина представила в МХТ имени Чехова спектакль «Двадцать дней без войны». Знаменитый киносценарий Константина Симонова…