Generic selectors
Exact matches only
Search in title
Search in content
Post Type Selectors
Search in posts
Search in pages
Слушать подкаст
|
КиноРепортер > Кино > Комик, который никогда не смеялся

Комик, который никогда не смеялся

22 апреля 2024 /
Комик, который никогда не смеялся

Знаковые фильмы Бастера Китона до эпохи звукового кино.

Бастер Китон – человек, при упоминании которого у Чарли Чаплина, символа Великого немого, начинал дергаться глаз. Человек, который смешил свою киноаудиторию и при этом никогда не улыбался сам – ни в своих картинах, ни на публике. Человек, имя которого наряду с Чаплином и Гарольдом Ллойдом навсегда осталось в истории кинематографа. Человек, фильмы которого любят современные зрители, потому что они до сих пор остаются свежими, актуальными и зрелищными.   

«Дом грубых манер» (1917)

«Дом грубых манер» интересен прежде всего как режиссерский дебют Бастера Китона. Он снял его вместе с Роско Арбаклем, еще одной знаменитостью эпохи немого кино. Здесь Китон играет сразу три роли – повара, курьера и полицейского, что добавляет происходящему комичности, учитывая выражение его лица. В остальном перед нами типичная комедия того времени, с погонями, драками, швырянием друг в друга разных вещей и безумными акробатическими трюками.

По сюжету, хозяин дома (Роско Арбакль) случайно поджигает кровать, на которой спит, и тушит ее водой из чашки, неспешно прогуливаясь от комнаты до кухни несколько раз и при этом умудряясь повздорить с поваром и пофлиртовать с горничной.

Интересный факт: Знаменитый чаплиновский «танец с булочками» впервые появился в этом фильме, но именно Чарли сделал его культовым.

«Пугало» (1920)

«Пугало» – 18-минутный шедевр, который может дать фору многим современным блокбастерам. В столь короткий хронометраж режиссеры Бастер Китон и Эдвард Ф. Клайв вложили историю двух друзей, которые в один миг становятся врагами из-за девушки. В комедии есть и погони (персонажа Бастера преследует собака), и пинки под зад (герой «превращается» в огородное пугало, чтобы пнуть отца своей возлюбленной), и драки, и даже удивительный «умный» дом в бараке друзей, которые живут вместе. Например, через специальный люк они отправляют недоеденный обед к хрюшкам, обитающим под домом.

Если хочется почувствовать себя ребенком, посмеяться до слез и просто насладиться хорошим кино, то «Пугало» обязательно к просмотру.

Интересный факт: Технические конструкции для фильма Бастер Китон соорудил сам – он с детства увлекался подобными вещами и конструировал, например, самоуничтожающиеся туалеты.  

«Полицейские» (1922)

Фильм «Полицейские» называют лучшей короткометражкой Бастера Китона. На то, как он убегает от полицейских, можно смотреть вечно: причем бегает он не от одного или двух, а от доброй сотни людей.

Девушка поставила герою условие, что выйдет за него замуж только в том случае, если он станет успешным бизнесменом. Герой сразу же берет быка за рога и настраивает блюстителей закона против себя: ведь он не учел, что для превращения в бизнесмена нужно гораздо больше времени (и честных действий), чем один день.

В целом фильм – одна сплошная погоня: с кистоунскими копами (вымышленный фарсовый образ) и бесстрастным лицом Китона.

Интересный факт: Образ кистоунских копов Бастер не очень любил, но в «Полицейских» решил всласть его поэксплуатировать вместе со своим сорежиссером Эдвардом Ф. Клайвом.

«Шерлок-младший» (1924)

«Шерлок-младший» – классическая комедия, в которой Бастер Китон играет роль молодого киномеханика, мечтающего стать сыщиком. Таким, как его любимый Шерлок Холмс, книжками о котором он зачитывается. В фильме он влюбляется в девушку, но, конечно же, у него есть соперник – тот подстраивает его обвинение в краже часов. Доказать свою невиновность герой не может, а потому не солоно хлебавши возвращается в кинотеатр, засыпает и видит сон, где он блистательно расследует громкое дело как самый настоящий сыщик.

«Шерлок-младший» – одна из первых картин с фильмом внутри фильма, приемом, который сейчас так знаменит среди режиссеров. Китон хотел, чтобы за постановку взялся Роско Арбакль, но тот отказался, поэтому сесть в кресло главного ему пришлось самому. «Шерлок-младший» стал первым фильмом, который он снял без соавторов. С ним же связан и печальный момент: на съемках одного из трюков в сцене с железной дорогой Китон сильно повредил шею и до конца жизни страдал от болей.

Интересный факт: В советском прокате фильм выходил под названием «Одержимый».

«Семь шансов» (1925)

Герой Китона попадает в ситуацию, когда ему нужно жениться до семи часов вечера, – в таком случае он получит огромное наследство. Молодой и крайне нерешительный человек уже много лет влюблен в девушку, но никак не может признаться ей в своих чувствах. Друг решает помочь ему с проблемой, но по-своему – он дает объявление в газете о деньгах и супружестве, и героя начинает преследовать толпа невест.

Комедия получилась легкой и курьезной, но сам Китон ее не любил, потому что изначально снимать не хотел. Однако пришлось, поскольку у него были финансовые обязательства перед Джозефом М. Шенком – продюсером и влиятельным человеком в киноиндустрии. Он-то и заставил Китона заняться экранизацией успешного бродвейского спектакля, который тот ненавидел. В результате фильм стал успешным и собрал неплохую кассу (почти $600 тыс.).

Интересный факт: В титрах только герой Китона назван по имени – Джеймс Шеннон. Остальные обозначены как его девушка, ее отец, его партнер и так далее.   

«Генерал» (1926)

Орсон Уэллс однажды сказал: «Да, конечно, я люблю Чаплина, я написал для него сценарий «Месье Верду», но перед Китоном я просто благоговею. Я только что пересмотрел «Генерала», это фильм неописуемой красоты!» Сегодня эту картину Бастера Китона и Клайда Брукмана называют одной из лучших в истории кинематографа и поют ей дифирамбы. Но когда она только появилась на экранах, зрители и критики встретили ее более чем прохладно.

Самое начало войны между Югом и Севером. Юный Джонни Грэй (собственно, Бастер Китон) вместе с отцом и братом своей возлюбленной идет записываться в армию Конфедерации, однако ему отказывают, не объясняя причин. Аннабель Ли разочаровывается в возлюбленном, называет его трусом и отвергает. Но тут вмешивается случай – паровоз «Генерал», на котором работал Джонни, угоняют южане, взяв в плен и девушку. Он бросается в погоню и всех спасает, заработав тем самым офицерский чин.

Интересный факт: Для съемок сцены битвы у реки было использовано сразу шесть камер, а военных изображали 500 национальных гвардейцев из Орегона.

«Кинооператор» (1928)

Бастер Китон в роли уличного фотографа, который влюбляется в девушку, работающую в компании по производству документального кино. Он устраивается туда же, чтобы быть рядом с ней, но неожиданно увлекается новым для себя жанром. Он все делает неправильно, однако в конце концов все же становится настоящим профессионалом.  

Сорежиссером фильма стал Эдвард Седжвик, с которым Китон впоследствии работал над несколькими звуковыми проектами. «Кинооператор» был первой картиной Китона для студии Metro Goldwyn Mayer. Позднее он назвал опыт сотрудничества с ними «величайшей ошибкой в своей карьере» – компания лишила его творческого контроля над его же произведениями.   

Интересный факт: полная копия фильма была обнаружена в 1968 году в Париже – до этого картина считалась утерянной.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Комментарии  

Комментарии

Загрузка....
Вы все прочитали

Next page

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: