В Москве в 5-й раз состоялся Летний фестиваль губернских театров «Фабрика Станиславского». В его рамках жители и гости столицы увидели знаковые спектакли из 8 городов страны. «КиноРепортер» остановил свой выбор на постановке «Палачи» – трагикомедии Мартина МакДоны, которую сделал своей визитной карточкой Новокузнецкий драматический театр. И не прогадал: Андрей Ковзель, ведущий артист и исполнитель главной роли, стал лауреатом смотра.
«Палачи» – недавняя, но уже нашумевшая пьеса Мартина МакДоны. В 2015-м она принесла ему премию Лоуренса Оливье и отличную критику – в Лондоне произведение быстро окрестили «самой черной комедией жанра». До успеха в России оставалось недолго: ирландского драматурга у нас любят какой-то особенной, неизбывной любовью. Да и за что не любить – МакДона создает ярких героев, буквально выворачивающих себя наизнанку (еще попробуй сыграй такого!), и не стесняется использовать нецензурную брань, старое доброе ультранасилие и неполиткорректные шутки. И конечно, черный юмор, в бурных потоках которого суровые, но трогательные персонажи чувствуют себя как рыба в воде.
«Палачи» ровно из той же оперы. На север страны с редакционным заданием прибывает молодой журналист. Повод – отмена смертной казни. Герой для интервью – бывший палач Гарри Уэйд, ныне заведующий небольшим пабом. За нескладным корреспондентом в городок тянется вереница других незваных гостей: манерный выходец с юга Питер Муни и бывший помощник Гарри Сид, которого с позором выгнали с работы. Всех их, кажется, объединяет некая тайна – разговоры то и дело сводятся к казни двухлетней давности. Тогда повесили человека, чья вина так и не была доказана. И если Гарри до сих пор уверен в своей правоте, Сид начал колебаться еще во время исполнения приговора.
Казнь можно видеть практически в прямом эфире – будка со стеклянными стенами, расположенная чуть в глубине сцены, играет роль лобного места, а документальности происходящему придают расставленные по периметру видеокамеры. Изображение транслируется на экран до тех пор, пока предсмертные крики не прерывают технические помехи. А затем начинается та еще чертовщина.
Видеоинсталляция – одновременно простой и гениальный ход, превращающий «Палачей» в нечто среднее между спектаклем и кинокартиной. Поясняющие титры исключают закадровый голос, а крупные планы стирают последний барьер между залом и сценой. Перед зрителем – практически очная ставка под увеличительным стеклом. Но одно движение века, и герои уже выглядят как фигуры на шахматной доске. Неудивительно, что актерам приходится органично существовать на всех уровнях сразу, контролировать буквально каждую мышцу. Чтобы нервозность прорывалась через напускное спокойствие, а страх постепенно смещал горделивое самодовольство. А еще – и это ключевой маркер – следить за голосом.
Пьеса строится на бесконечных повторах: почти «Дом, который построил Джек», только для взрослых. Повторяется брань – по-русски она порой звучит избыточно, зато интонационно бьет в яблочко. Пересказываются (один из героев глуховат) диалоги и передразниваются (другой заикается) отдельные реплики. Муни (Андрей Грачев) по полторы минуты говорит на одном вдохе, чтобы держать ритм, и на интонационную амплитуду ему рассчитывать не приходится. Уэйд (Андрей Ковзель), наоборот, звучит так, словно дублирует сам себя. До стопроцентного ирландца, может, фонетически и не дотягивает, но точно звучит как иностранец.
Такая иммерсивность затягивает настолько, что о главной интриге забывают, кажется, не только зрители, но и сами герои. Однако ближе к антракту комедийный тон резко сменяется зловещим. Особенно когда наивность и максимализм (у Гарри есть 15-летняя дочь Ширли – прехорошенькая Наталья Курлыкова) сталкиваются с извращенной расчетливостью. До мурашек пробирают и хоралы, в которых ирландские песенные мотивы сливаются с гитарными рифами и барабанами. А потом, так же неожиданно, идет движение в обратную сторону – это снова комедия, но такая, что чернее не бывает.
На дворе 1963 год, однако время действия не так уж и важно. Да, исторический нюанс запускает маховик событий, но остальное – всего лишь фон, как это было во многих других произведениях МакДоны. В том числе – недавних «Банши Инишерина». Да, драматург вкладывает в уста героев слова про Нюрнбергский процесс (который Гарри в отличие от более прилежного коллеги пропустил), привычно пинает фрицев за послушность, а французов и американцев – просто в силу любви к Родине. К России, кстати, отношение почти благоговейное: «В России? Да тебя застрелят, если ты станешь произносить речи в России!»
Но люди, где бы они ни жили, у МакДоны остаются людьми. Теми, что за пинтой «Гиннесса» ведут отнюдь не застольные беседы, а из себя выходят быстро и часто. Родители остаются родителями. Дети – детьми. А палачи – палачами, пусть даже смертная казнь давно отменена.
Домохозяйка по имени Жанна умеет читать мысли и управлять электротехникой, чем успешно пользуется, выигрывая крупные суммы в покер и грабя…
В Театре Мимики и Жеста новая премьера, которую планируют привезти и в другие регионы страны. Инклюзивный спектакль на русском жестовом…
В первой части обширного материала, посвященного новейшему кино про Урал, мы рассказывали о лентах, увидевших свет за последний год. Здесь…
20 ноября на сцене Дворца на Яузе состоялась первая торжественная церемония вручения индустриальной премии «МедиаБренд», которая отмечает выдающиеся проекты в…
Телевидение как способ распространения информации неумолимо сдает лидерство, но как сегмент индустрии развлечений не устареет, наверное, никогда. Потому что от…
Премьер-министр России Михаил Мишустин распорядился направить дополнительные средства на поддержку отечественного кинопроизводства. Сумму в 2,6 млрд будут выделять каждый год,…