Кино

Кинотуризм: Вокруг света за 80 минут

Кинотуризм – тренд не настолько новый, как может показаться. На индустриальном уровне он обозначился еще в 2000-х: вспомните, в какой тесной связке до сих пор воспринимаются Новая Зеландия и трилогия «Властелин колец». А 10 лет спустя появилось первое официальное определение: звучало оно как «туризм, вдохновленный фильмами и сериалами». И конечно, самым наглядным примером того времени стала прогремевшая на весь мир «Игра престолов».

Фанаты шоу, налюбовавшись на средневековые пейзажи, пожелали лично оказаться в этих местах и массово отправились в паломничество. Маршрут получился продолжительным: разные эпизоды и сезоны снимали на Мальте, а также в Северной Ирландии, Великобритании и Хорватии, куда до сих пор часто приезжают поклонники эпической саги. Так, Дубровник, который авторы успешно выдали за Королевскую Гавань, удвоил количество туристов, а Северная Ирландия, по приблизительным подсчетам, получила более 250 млн фунтов стерлингов дополнительных доходов от туризма.

Заметный всплеск интереса наблюдался и к Исландии, куда всегда было непросто добраться: во время показа сериала количество путешественников увеличилось с 500 тыс. до 2,5 млн человек. При этом бороться с суровой природой в одиночку не приходится: организованные туры по «Игре престолов» дают возможность поклонникам шоу с комфортом побывать там, где Джон Сноу захватил Игритт, а затем сражался с Белыми Ходоками.

Дубровник, Хорватия, «Игра престолов»

К слову, прошлогодняя премьера «Дома Дракона» вызвала всплеск интереса к Испании и Португалии. В последней, например, кинематографисты облюбовали живописную деревушку Монсанто, построенную на вершине скалистого плато – с причудливыми домиками, часовнями и полуразрушенным замком тамплиеров.

При этом правительство страны считает деревню музеем под открытым небом и ограничивает количество отелей и предприятий, которым разрешено там работать. Что, с одной стороны, способствует сохранению средневековой эстетики, столь подходящей Вестеросу, а с другой – создает сложности: на крохотном клочке земли с трудом поместится даже пара производственных команд. Выход – введение строго выверенного графика, который может побудить киношников искать другие, менее загруженные места для съемок. 

Некоторые локации уже не справляются с обрушившейся на них популярностью. Среди них, например, Корнуолл, где снимали «Полдарк», «Дом Дракона» и «Гарри Поттера». Он также считается самым красивым английским местом с видом на море, что привлекает не только людей со всей страны, но и иностранцев. После окончания карантина в 2021 году в графство за 3 месяца прибыли около 2 млн человек, что вызвало настоящий коллапс и привело к недовольству местных шумом и повышением цен. Власти старались перенаправить туристический поток, но первое, что хотят видеть фанаты – пейзажи из любимых проектов.

Корнуолл, Великобритания, «Дом Дракона»

С годами местные власти получили уникальную возможность заранее оценивать потенциальное воздействие фильмов и сериалов на туристические направления в своих странах. И привлечение сериальных и кинопродакшенов позволяет им поднимать собственный престиж: по факту авторы полноценного произведения снимают полнометражный или сериальный буклет определенного места, способного в дальнейшем зарабатывать деньги за счет возросшей популярности. Иногда – предсказуемой за счет, например, теплого и солнечного климата, как в случае с «Белым лотосом».

Спрос на поездки на Сицилию обычно снижается в ноябре по сравнению с октябрем, однако в прошлом году количество поисковых запросов выросло на 30% – произошло это сразу после премьеры второго сезона популярной драмы. Оперативно отреагировали и различные сервисы – палаццо в пригороде Палермо, где жили главные герои, можно снять за $6 тыс. за ночь без учета налогов. Минимальный срок аренды – 3 дня, при этом в особняке с комфортом может разместиться до 8 человек.

В иных случаях происходящее выглядит практически случайным успехом: так, после выхода «Уэнсдэй» многие внезапно засобирались в Румынию. Объяснение, впрочем, незамысловатое: академия Nevermore, в которой учатся главные герои, снималась недалеко от Бухареста. А потому фанаты шоу Тима Бертона потянулись в Юго-Восточную Европу: по данным местного туристического агентства, поиск румынских отелей вырос на 55%, а интерес к сельской местности – на 15%. 

Сицилия, Италия, «Белый лотос»

Любопытно, что ровно из этой идеи в свое время родилась схема рибейтов – правительства давали съемочным группам налоговое послабление, взамен киноделы фокусировали свои камеры на достопримечательностях. Выгода очевидна для всех.

Но есть и обратные примеры. Например, итальянский сериал Маттео Гарроне «Гоморра» рисует настолько отталкивающий и неприглядный облик Неаполя, что после просмотра криминальной драмы ехать туда совершенно не хочется. Постановщик планировал развенчать романтическую славу «Крестного отца», а на деле создал городу антирекламу. Да, местные периодически жалуются на криминальные группировки, но такого разгула преступности, особенно в туристических местах, нет. Но эмоциональная привязка – в данном случае негативная – уже сформировалась и на итоговое впечатление повлияла.

Еще один пример – изображение Австралии во всех киноверсиях приключений бушрейнджера Неда Келли. Картины сбивают с толка зрителей, привыкших к «другой Австралии», что, по мнению местных экспертов, негативно влияет на туризм в стране – преимущественно в сельской местности, за пределами мегаполисов, которых в стране насчитывается не так и много.

Неаполь, Италия, «Гоморра»

Положительными «приманками» иногда выступают не столько сами фильмы, сколько всевозможные дополнительные материалы. Выпускаются артбуки с красивыми фотографиями, звезды снимаются в промороликах, расписывая красоты местности. Бывают и совсем креативные примеры, когда зрителям предлагают пожить в отеле, где обитали герои их любимых шоу (все тот же «Белый лотос»), или вовсе приобрести в собственность какую-нибудь недвижимость (особняк из «Достать ножи 2» на настоящем риелторском сайте размещен от имени персонажа).

В России такие приемы тоже используют. Например, к выходу сериала «Фандорин. Азазель» Кинопоиск запустил в Санкт-Петербурге экскурсию «Архитектура как зеркала общества». Маршрут затрагивает Дворцовую площадь, Канонерский остров, Обводный канал и другие известные места, а ведущий делится не только историческими фактами, но и рассказывает о том, как съемочная группа воссоздавала альтернативный Петроград 2023 года. Даром что оригинальный сюжет разворачивался в совсем другом городе – Москве.

Любопытно, что подобный вариант мимикрии активно использовался киношниками еще в середине прошлого века. Так, популярный телевизионный актер Энди Гриффит популяризировал свой родной городок Маунт-Эйри в Северной Каролине в качестве вымышленной деревни Мейберри из ситкома на канале CBS. Несмотря на определенные проблемы социального и экономического характера, в Маунт-Эйри стекались многочисленные туристы, а со временем местные даже стали проводить фестиваль Mayberry Days.

Маунт-Эйри, США, «Шоу Энди Гриффита»

Однако, если углубляться в классификацию, все вышеперечисленные примеры относятся к так называемому первому виду кинотуризма – варианту, когда фанаты фильма или сериала едут непосредственно в те места, которые видят на экране. Но существуют как минимум еще две категории, вдохновляющие зрителей на путешествие.

Одна из них подразумевает упоминание реально существующего места в проекте, хотя на самом деле съемки там не проводились. Например, во франшизе «Сумерки» речь заходит о городке Форкс в Вашингтоне – одном из самых дождливых мест штата. Несмотря на то, что съемки проходили в другом месте, настоящий Форкс притянул достаточное количество поклонников книжной и кинематографической вселенных.

Концепт-арт парка Ghibli в Японии

Наконец, третья категория – съемочные площадки, где сохранились декорации того или иного проекта, и тематические парки. Яркий пример недавнего времени – японский парк развлечений студии Ghibli, открывшийся в ноябре прошлого года. На территории площадью 200 гектаров расположены отдельные зоны и павильоны, воспроизводящие места из культовых мультфильмов Хаяо Миядзаки: Холм Молодости, Большой Лес Дондоко, Деревня Мононоке и Долина ведьм. Также обещают возвести пекарню колдуньи Кики и Ходячий замок в натуральную величину.

Кроме того, на территории парка будет работать кинотеатр, но никаких других аттракционов не предполагается: все дело в атмосфере. Для фанатов умиротворяющей анимации Миядзаки такой вид развлечения кажется идеальным. Однако попасть в парк мечты будет нелегко. Причем в буквальном смысле – доехать туда можно только на личном транспорте, а билеты пока что продаются только в порядке живой очереди. Для зарубежных поклонников возможность купить билет на момент открытия и вовсе отсутствовала.

Греция, «Достать ножи 2»

Несмотря на наглядные и зачастую подкрепленные статистикой примеры, некоторые аналитики считают кинотуризм вторичным или даже побочным явлением. Ссылаются эксперты в основном на недостаток данных – отсутствие контрольных групп и верифицированных опросов (которые к тому же отличаются от страны к стране) делает целостный анализ тренда практически невозможным. 

Так что если одномоментный всплеск интереса к какому-то направлению отследить возможно, то растянутая во времени тенденция становится практически неразличимой. Именно поэтому кинотуризм можно считать скорее инспирационной, чем экономической историей. Будучи слишком эфемерной, она определенно может использоваться как инструмент воздействия на массовое сознание, но плоды таких манипуляций сомнительны. В очередной раз успех можно попытаться просчитать, но его по-прежнему нельзя гарантировать. 

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Недавние Посты

В «Мастерской «12» Никиты Михалкова» состоится премьера спектакля «На дне»

13 и 14 декабря в «Мастерской «12» Никиты Михалкова» состоится долгожданная премьера сезона – постановка пьесы Максима Горького «На дне».…

13 часов назад

«УничтоЖанна»: Супергероика категории Ы

Домохозяйка по имени Жанна умеет читать мысли и управлять электротехникой, чем успешно пользуется, выигрывая крупные суммы в покер и грабя…

15 часов назад

В Театре Мимики и Жеста премьера – инклюзивный спектакль «Итак, мы начинаем!»

В Театре Мимики и Жеста новая премьера, которую планируют привезти и в другие регионы страны. Инклюзивный спектакль на русском жестовом…

16 часов назад

Сокровища Урала в новом российском кино. Часть 2

В первой части обширного материала, посвященного новейшему кино про Урал, мы рассказывали о лентах, увидевших свет за последний год. Здесь…

19 часов назад

Объявлены лауреаты премии «МедиаБренд»

20 ноября на сцене Дворца на Яузе состоялась первая торжественная церемония вручения индустриальной премии «МедиаБренд», которая отмечает выдающиеся проекты в…

21 час назад

Назови меня своим именем: Как телевидение завоевывает интернет

Телевидение как способ распространения информации неумолимо сдает лидерство, но как сегмент индустрии развлечений не устареет, наверное, никогда. Потому что от…

24 часа назад