Кино

«Планета обезьян: Новое царство». Внушительный эпик о наследии Цезаря и борьбе с тиранией

Шимпанзе Цезарь, легенда мира приматов и лидер восстания против людей, отдал душу обезьяньему богу. Его бездыханное тело придали ритуальному сожжению, после чего минуло порядка трехсот лет. За это время люди совсем одичали – превратились в дикарей, раскиданных по дремучим лесам. Обезьяны же разбились на группировки, конфликтующие друг с другом вопреки заветам Цезаря. Молодой шимпанзе Ной (Оуэн Тиг) отправляется на выручку соплеменников, которых похитили приматы из враждебного клана, убив отца Ноя и спалив его поселение. А в дороге к нему прибивается девушка-дикарка Мэй (Фрейя Аллан), напоминающая, что остатки человечества рано сбрасывать со счетов.

Цезарь в бессмертном исполнении Энди Серкиса покинул нас в фильме 2017 года «Планета обезьян: Война». После этого Мэтт Ривз, снявший «Войну» и предыдущую «Революцию», переключился на «Бэтмена», а Серкис, в «Бэтмене», кстати, сыгравший дворецкого Альфреда, плотно занялся режиссурой. С 2017-го по 2021-й он выпустил три картины широчайшего, как говорится, жанрового диапазона: слезливую мелодраму «Дыши ради нас», суперсерьезный блокбастер «Маугли» и супернесерьезный боевик «Веном 2». Еще Энди замахнулся на предысторию Голлума в приквеле «Властелина колец» «Охота на Голлума», так что без работы мужчина явно не сидит. Занятий у него и без «Планеты обезьян» хватает. Но в каком же виде вернулась «Планета» без своего вдохновителя?

Во вполне приличном, спешим заверить, виде. Вообще Planet Of The Apes – одна из редких крупнобюджетных франшиз, которая ухитряется приносить деньги и не терять лица. Лица шимпанзе, гориллы, орангутана – не суть важно. Главное, что наследие Цезаря и Серкиса, как выяснилось, в нужных руках. За постановку «Нового царства» взялся мастер попкорновых развлечений Уэс Болл (серия «Бегущий в лабиринте»), ведущую мужскую роль получил 25-летний талантище Оуэн Тиг («В тихом омуте», «История Монтаны»), а ведущую женскую – юная звездочка «Ведьмака» Фрейя Аллан. Которая, правда, не сильно здесь – да и везде – блещет. Оно и неудивительно: Тига-то, изображавшего Ноя через motion capture, муштровал лично Серкис, а с таким наставником попробуй не заиграй.

Тем не менее ее Мэй заметная роль в происходящем досталась. А дальнейшая эволюция героини (людей тут называют голокожими), вероятно, ждет нас в продолжении, по аналогии с героиней Зендеи из «Дюны». Всего запланировано три фильма. И «Планета обезьян: Новое царство» позволяет составить исчерпывающее представление о том, как свежая трилогия будет выглядеть. Как минимум первая лента выглядит завораживающе красиво, со всеми этими живописно заросшими локациями, эффектными крупняками приматов и памятными кадрами, где они восседают на лошадях. Да, кони превратились в основное средство передвижения. А подспорьем для обезьян – в частности, из клана Ноя – стали орлы, которых они приручают и учат полезным командам.

Какой блокбастер сразу приходит на ум, когда речь идет об орлах? Правильно, «Хоббит». В «Царстве», как и у Дж. Р.Р. Толкина с Питером Джексоном, орлы в критический миг прилетают на выручку, помогая Ною приструнить главного гада. Деспота Проксимуса (Кевин Дюран), который возомнил себя новым Цезарем и решил поработить прочие племена. Это наводит на мысль не то чтобы о проблеме, но об определенных условиях, в которых существует фильм Уэса Болла. В условиях, как бы помягче выразиться, глобальной вторичности. Ну серьезно: сколько раз мы сталкивались с подобной завязкой. Где враги сжигают родную хату, а единственный уцелевший гордо отправляется кому-то мстить, кого-то спасать и вдобавок какое-нибудь предназначение исполнять.

Однако, повторимся, в контексте «Планеты обезьян» это сложно назвать проблемой. Просто перед нами своеобразный сюжетный архетип, расхожая, но все еще востребованная концепция, способная сработать при должном усердии авторов. И здесь она правда срабатывает, ибо авторы – режиссер, сценаристы, артисты, оператор, композитор – потрудились на совесть. «Новое царство» – неспешное, тяжеловесное порой, но эпическое и по всем статьям внушительное кино, напоминающее торжественный марш или, если угодно, размашистый вестерн старинной закалки. За неторопливый темп на «Планету» много ворчали, и в третьем акте, в рабовладельческом лагере, фильм реально буксует, поскольку все вдруг решают обстоятельно о чем-то побеседовать. Но при этом охотно веришь, что к следующей ленте пройдет работа над ошибками во имя более энергичного и насыщенного зрелища.

В «Новом царстве» есть две ключевые и взаимосвязанные темы, от которых ответвляется все остальное. Во-первых, наследие Цезаря, которое приматы переосмысляют даже триста лет спустя (культ личности, как-никак). В этом мире, мире уже не пост-, а постпостапокалипсиса, функционировал целый Орден Цезаря, верный постулату экс-вождя: обезьяны должны держаться вместе и не убивать друг друга. Но со временем от Ордена остался один мудрый орангутан Рака (Питер Макон), а Проксимус, этот новоявленный Цезарь курильщика, вершит во имя кумира отнюдь не праведные дела. Что автоматически переключает на тему номер два – борьбу, собственно, с тиранией Проксимуса. Намеренного завладеть человеческими технологиями, что спрятаны в специальном хранилище, и благодаря им стать еще могущественнее.

Попутно Ной воспитывает в себе лидерские качества, стремительно взрослеет и готовится принять бразды правления кланом после гибели отца. В следующем фильме он явно станет солиднее и мощнее, а приматам со сценаристами предстоит ответить на животрепещущий вопрос: смогут ли человек с обезьяной существовать в согласии? Давайте же скрестим пальцы, чтобы очередная глава мохнатой саги не рассталась с эпичностью, но стала поживее, пооригинальнее, да и почеловечнее тоже.

Мы убедились, что Ной – подходящий преемник Цезаря. Что развитие motion capture не стоит на месте. Что Фрейя Аллан в грязи и лохмотьях почему-то выглядит краше, чем в ведьмачьих мехах. Теперь можно и незабываемого голокожего антагониста ввести, не посрамив Гари Олдмана с Вуди Харрельсоном из предыдущих частей, и второй план яркими гомо сапиенсами наполнить (советник Проксимуса с лицом Уильяма Х. Мэйси вышел уж больно необязательным), и новых конфликтов щедро насыпать. Как межличностных, так и цивилизационных. От дальнейшего обогащения лора тоже, естественно, не откажемся.

Главное же достоинство «Царства» заключается не столько в том, что публика получила породистый блокбастер в настоящем (хотя и это, разумеется, здорово). Сколько в том, что стало очевидно: у франшизы по-прежнему есть будущее. В которое смотришь пусть и не без опаски, но уж точно с надеждой. Чего про большинство современных франшиз, либо выдохшихся, либо толком и не разогнавшихся, едва ли можно сказать.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Недавние Посты

«Королевство»: Окружены, но не сломлены

Группа подростков решает отметить выпускной на всю катушку – они арендуют роскошный коттедж, устраивают ужин при свечах и распивают элитный…

1 час назад

В «Мастерской «12» Никиты Михалкова» состоится премьера спектакля «На дне»

13 и 14 декабря в «Мастерской «12» Никиты Михалкова» состоится долгожданная премьера сезона – постановка пьесы Максима Горького «На дне».…

15 часов назад

«УничтоЖанна»: Супергероика категории Ы

Домохозяйка по имени Жанна умеет читать мысли и управлять электротехникой, чем успешно пользуется, выигрывая крупные суммы в покер и грабя…

17 часов назад

В Театре Мимики и Жеста премьера – инклюзивный спектакль «Итак, мы начинаем!»

В Театре Мимики и Жеста новая премьера, которую планируют привезти и в другие регионы страны. Инклюзивный спектакль на русском жестовом…

18 часов назад

Сокровища Урала в новом российском кино. Часть 2

В первой части обширного материала, посвященного новейшему кино про Урал, мы рассказывали о лентах, увидевших свет за последний год. Здесь…

21 час назад

Объявлены лауреаты премии «МедиаБренд»

20 ноября на сцене Дворца на Яузе состоялась первая торжественная церемония вручения индустриальной премии «МедиаБренд», которая отмечает выдающиеся проекты в…

23 часа назад