Грек-провокатор Йоргос Лантимос в последнее время вышел на уровень продуктивности Романа Михайлова (почти). Не успели «Бедные-несчастные» победить в Венеции и завоевать четыре «Оскара», как на публику обрушился новый лантимосовский эксперимент, «Виды доброты». Следующий фильм тоже не за горами: через год нагрянет «Бугония» с Эммой Стоун и Джесси Племонсом, звездами тех самых «Видов доброты». К которым мы и предлагаем повнимательнее приглядеться, чтобы установить, из чего сварен и для кого предназначен этот замысловатый абсурдистский альманах из трех новелл, где одни и те же артисты играют разных – на редкость странных – героев.
Для начала вкратце ознакомимся с содержанием этих эпизодов. В первом Племонс (удостоенный актерской премии в Каннах) играет нерешительного товарища, который во всем подчиняется своему влиятельному боссу с лицом Уиллема Дефо. Абсурд в поручениях шефа льется через край: тот командует, сколько виски подчиненный должен глотнуть перед сном, сколько страниц «Анны Карениной» ему можно прочитать, нужно ли заняться сексом с супругой. Отдельное извращение – суровый диктат в области стиля, из-за чего подопечный вынужден щеголять в омерзительной лиловой водолазке. Но затем он отваживается на бунт. Естественно, приводящий к печальным последствиям.
Во второй новелле Племонс переключился на роль полицейского, чья жена однажды пропала, а потом вдруг вернулась. В роли жены – Эмма Стоун, в предыдущей зарисовке игравшая еще одну марионетку деспотичного начальника. Дефо же предстал в непривычно заурядном образе ее папы. Так вот, вернуться-то она вернулась, но муж подозревает, что на самом деле жена – не жена. Ведет она себя, видите ли, иначе, и кот на нее шипит, и прежняя обувь теперь ей не по размеру. Далее греческий кулинар потчует нас паранойей, психозом, каннибализмом и прочими деликатесами. Ну а в третьей истории персонажи Племонса и Стоун заделались членами загадочного секс-культа во главе с Дефо и рьяно взялись за выполнение миссии, возложенной на их плечи: отыскать Избранного, способного воскрешать умерших. Выбор в итоге пал на Маргарет Куолли, играющую, гм, близнецов.
При этом ни один из перечисленных героев не связан с заголовками новелл. «Смерть Р.М.Ф.», «Р.М.Ф. летит», «Р.М.Ф. ест сэндвич» – так они называются. Изначально и фильм должен был носить название «Р.М.Ф.», но потом оно сменилось на «И», а в результате превратилось в «Виды доброты». Р.М.Ф. – это эпизодически мелькающий в кадре небритый мужик (Йоргос Стефанакос), с которым связаны важные детали сюжета. Сама картина, к слову, идет без малого три часа, что делает знакомство с ней непростым испытанием даже для матерого лантимософила. А как же, спросите вы, поступить обычному кинозрителю, чтобы защитить себя перед лицом столь запутанного и дискомфортного зрелища? Ну, можно, допустим, делать между новеллами небольшие антракты. Дабы переварить, обсудить, обдумать увиденное. Еще, если угодно, можно перемешать новеллы и посмотреть их в обратном порядке. Поскольку качество их с каждой историей не улучшается, а скорее наоборот. И на общее впечатление это влияет соответствующе.
«Смерть Р.М.Ф.» – Лантимос в топовой форме, трагикомичный карнавал жестокого абсурда, где Племонс в очередной раз демонстрирует, как здорово изображает тюфяков, не умеющих распорядиться собственной жизнью. Стоун здесь не очень много, но Джесси прекрасно справляется и без нее, да и инфернальная харизма Дефо выкручена на полную катушку. За здравие стартует и «Р.М.Ф. летит», хотя сама идея подобного перевертыша далеко не свежа (сразу вспоминается, например, «Соммерсби» с недавним именинником Ричардом Гиром). И финал гениальностью не блещет. Ну а третья байка и вовсе существует, кажется, лишь для того, чтобы мы полюбовались Дефо в розовой ветровке, а также в костюме Адама. Наименее содержательная новелла из всех, мешающая всерьез проникнуться и произведением в целом.
Доброта в «Видах доброты», конечно, в дефиците – по крайней мере, на первый взгляд. Зато в избытке манипуляций, злоупотребления властью, попыток заплыть за буйки общественных норм и довести до ручки ближнего, дальнего, а также ошарашенных зрителей. Герои странствуют по черно-белым психоделическим грезам, вредят себе и другим, творят несусветную дичь, причем не всегда (точнее, практически никогда) – с понятными целями. Зачем сектантам воскрешать мертвых? С помощью каких инструментов несносный босс зомбирует бедных-несчастных? Откуда взялся двойник – и двойник ли это – исчезнувшей дамы?
Напрашиваться на толковые объяснения в фильмах Лантимоса – не уважать ни себя, ни его. Каждый волен строить собственные теории, сводящиеся то к маскам, которые мы примеряем, растворяя свою истинную суть в компромиссах и сиюминутных страстях. То к темной изнанке любви – желанию обладать и подавлять чью-то сущность. То, в конце концов, к пресловутым разновидностям доброты, что калечит и лечит с одинаковой силой. Но подвох в том, что на исходе третьего часа «Виды доброты» слишком утомляют перегруженностью гротеском, чтобы копаться в теориях на их счет было по-настоящему увлекательно. После очередного (разумеется, необъяснимого) финта ушами в сценарии уже как-то до лампочки и судьба таинственной секс-секты, и миссия героини Стоун, которая в «Р.М.Ф. ест сэндвич» завершается куда более по-дурацки, чем мытарства Племонса в «Р.М.Ф. летит».
Окей, «Виды» – стильная штучка, которую так и тянет растащить на эффектные кадры. И даже на вирусные сцены вроде танцулек Эммы Стоун из третьей новеллы, специально выпущенных отдельным клипом. Умница Джесси Племонс, годами прозябавший на втором плане, действительно выдал перформанс всей жизни, да и другие актеры-любимцы Лантимоса прошли нелегкую проверку на прочность. Но трудно представить, что этот цирк абсурда способен хоть кого-то по-человечески зацепить.
Фильмы Йоргоса в принципе сложны для восприятия – непросто и поймать их волну, и оседлать ее в эмоциональном порыве духовной или эстетической близости. Тем не менее «Лобстер», «Фаворитка», «Убийство священного оленя», те же «Бедные-несчастные» ухитрялись задевать за живое. «Виды доброты» на их фоне кажутся лишь броской витриной, пылью в глаза, уловкой гипнотизера, заставившего целую вечность таращиться в экран, где происходит не пойми что. А потом – занавес, титры, сцена после титров. И досадное ощущение неудовлетворенности. Как только саундтрек обошелся без (I Can’t Get No) Satisfaction?
Лантимоса однозначно стоит похвалить за то, что в насквозь вторичном мире ремейков, надоевших сказок и заплесневелой супергероики он упорно строит свой парадоксальный паноптикум, где вам не рады, но куда дьявольски интересно попасть. Чем там заняться и как вернуться в реальность – очередные вопросы без ответа. Но перейти грань между интригующей дичью и невнятным винегретом проще простого. Вряд ли Йоргос ее пересек, но за черту точно заступил. Повезло мужчине, что не он снял «Претендентов»: в теннисе за такое мигом бы свистнули аут.
13 и 14 декабря в «Мастерской «12» Никиты Михалкова» состоится долгожданная премьера сезона – постановка пьесы Максима Горького «На дне».…
Домохозяйка по имени Жанна умеет читать мысли и управлять электротехникой, чем успешно пользуется, выигрывая крупные суммы в покер и грабя…
В Театре Мимики и Жеста новая премьера, которую планируют привезти и в другие регионы страны. Инклюзивный спектакль на русском жестовом…
В первой части обширного материала, посвященного новейшему кино про Урал, мы рассказывали о лентах, увидевших свет за последний год. Здесь…
20 ноября на сцене Дворца на Яузе состоялась первая торжественная церемония вручения индустриальной премии «МедиаБренд», которая отмечает выдающиеся проекты в…
Телевидение как способ распространения информации неумолимо сдает лидерство, но как сегмент индустрии развлечений не устареет, наверное, никогда. Потому что от…