Рецензии

«Похищение эС»: Водоворот любви и ревности в Театре имени Моссовета

В Театре имени Моссовета состоялась первая премьера сезона – «Похищение эС» по произведению современного драматурга Петра Гладилина. Свое детище автор обозначил как утопическую комедию с балетом и синхронным плаванием, и это не первое театральное воплощение абсурдной пьесы: в самой ранней постановке одну из последних своих ролей исполнила Людмила Гурченко.

На сцене «Под крышей» сюжет о страсти и ревности разыгрывают Екатерина Девкина (в очередь с Глафирой Лебедевой), Анна Гарнова и Алексей Трофимов. Герои образуют сумасшедший любовный треугольник: в первом же акте провинциальная рыбачка отбивает у петербургской балерины слабохарактерного мужа-моториста. То, что происходит после антракта, описывать совершенно бессмысленно, потому как герои в своих поступках весьма экстравагантны. Однако охарактеризовать действие можно репликой одной из свидетельниц (подчеркнутую строгость и петербургский шарм излучает Вера Каншина): «Нет ничего страшнее, чем женская жестокость!»


Объект своего интереса соперницы делят с нечеловеческой кровожадностью, не считаясь ни с моральными, ни с физическими потерями. Это тот случай, когда любовника легче умертвить (причем вместе с собой), нежели оставить законной пассии. Трагедийный градус при этом оттеняется фарсовым исполнением – помешательство у каждого свое, и артисты отыгрывают его на собственной частоте. Кроме того, случайные жертвы в разговорах – и не только в разговорах – больше не всплывают, а происходящее на сцене можно понимать не столько буквально, сколько метафорически. Уморительно, например, выглядит процесс обращения к дорогим сердцу воспоминаниям, который в реальности может быть не просто болезненным, но и смертельно опасным.

Несмотря на слова Володи о том, что прошлое – это не больше чем иллюзия, «Похищение эС» явно тяготеет к временам давно минувшим. Начиная с профессий героев и их почти неземной наивности и заканчивая содержанием отдельных эпизодов. Поэтому когда в руках героя появляется смартфон, зрителя пронизывает смутное сомнение: уж слишком инородно смотрится это чудо прогресса. Кроме того, спектакль Татьяны Архипцовой обладает той суммой внешних и внутренних характеристик, которую принято называть словом «вайб». И у «Похищения эС» вайб предельно конкретный, отсылающий к эпохе застоя и вызывающий одновременно чувство жгучей ностальгии и неизбывной тоски.

Пока разгоряченные обидой женщины берут дело в свои руки, Савинов с каждой минутой теряет свою субъектность и жизненные силы, все глубже погружаясь в бесплотные размышления о вечном. Похищенный – значит лишенный воли, принужденный давать ответ, о котором он и сам не имеет понятия. Его экспрессия вызвана лишь экстремальными обстоятельствами, которым он так же не может ничего противопоставить. Только и остается, что соглашаться, ведь когда загоняют в угол, слова особо не повыбираешь. Даже когда обстоятельства вынуждают Володю совершить наконец решительный поступок, он терпит неудачу, вновь ввергая себя в состояние неопределенности.

Пространство пронизано морской тематикой – трубы, моторы, кулисы, колышащиеся на ветру, словно темные волны. Впечатление усиливается с выводом видеопроекции и нарастающим шумом моря. При этом реквизит достаточно скромен: балетный станок превращается в палубу лайнера, рулон ткани, концы которой двое актеров держат в руках, – в гибельную пучину. История, в общем-то, антрепризная, выездная и по характеру, и по форме. Тем более что артистам вполне под силу держать зал – при всей камерности пространства жанр позволяет им выкрутить все эмоции на максимум.

При этом акты сильно отличаются между собой. И если первый, несмотря на изнурительные порой повторы, вызванные в том числе ментальной связью супругов, удивляет изобретательностью поворотов, то второй заметно теряет в экстремальности обстоятельств. И к тому же резко меняет курс. В морально-этическом смысле оно и к лучшему – худой мир всегда лучше доброй ссоры. Но с точки зрения содержания развязка здесь наступает слишком быстро и в некотором роде неожиданно. Впрочем, здесь на помощь приходит такое явление, как инерция: в данном случае она гарантирует несколько дополнительных минут осмысления и последующих размышлений.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Недавние Посты

«КиноРепортер» рекомендует: Спектакли декабря и января, которые стоит увидеть

«КиноРепортер» рассказывает о главных театральных премьерах декабря и января.  «Мещане»«Современник» В основе спектакля – конфликт поколений, проблема отцов и детей.…

2 часа назад

«Старший сын»: Курс на сближение в Театре Олега Табакова

 Режиссер Театра Олега Табакова Алена Лаптева представила возобновленную версию своего спектакля «Старший сын». Премьера состоялась на Другой сцене «Современника»: здание, в котором размещается…

21 час назад

«КиноРепортер» рекомендует: Главные сериалы декабря и января

Рассказываем про самые яркие сериальные новинки, которые скрасят грядущие зимние праздники.  «Первый номер» Всегда было интересно, как устроен мир современных…

1 день назад

Новый фильм с Милошем Биковичем представят на Фестивале сербского кино в Москве и Петербурге​​​​​

С 6 по 8 декабря в Москве и Санкт-Петербурге состоится Фестиваль сербского кино. Это ответное культурное мероприятие: с 27 ноября…

2 дня назад

«КиноРепортер» рекомендует: Фильмы декабря и января, которые нельзя пропустить

Рассказываем о самых ярких новинках, которые можно будет увидеть на широких экранах до и после Нового года.  «Безмолвное братство» Агент…

2 дня назад

Что-то аутоиммунное: Взлеты и падения «Доктора Хауса»

В ноябре 2004-го Грегори Хаус, гениальный диагност и ворчливый социопат, блестяще излечил первую пациентку – воспитательницу детсада с личинкой ленточного…

2 дня назад