Фото: Елена Лапина
В Театре имени Моссовета состоялась первая премьера сезона – «Похищение эС» по произведению современного драматурга Петра Гладилина. Свое детище автор обозначил как утопическую комедию с балетом и синхронным плаванием, и это не первое театральное воплощение абсурдной пьесы: в самой ранней постановке одну из последних своих ролей исполнила Людмила Гурченко.
На сцене «Под крышей» сюжет о страсти и ревности разыгрывают Екатерина Девкина (в очередь с Глафирой Лебедевой), Анна Гарнова и Алексей Трофимов. Герои образуют сумасшедший любовный треугольник: в первом же акте провинциальная рыбачка отбивает у петербургской балерины слабохарактерного мужа-моториста. То, что происходит после антракта, описывать совершенно бессмысленно, потому как герои в своих поступках весьма экстравагантны. Однако охарактеризовать действие можно репликой одной из свидетельниц (подчеркнутую строгость и петербургский шарм излучает Вера Каншина): «Нет ничего страшнее, чем женская жестокость!»
Объект своего интереса соперницы делят с нечеловеческой кровожадностью, не считаясь ни с моральными, ни с физическими потерями. Это тот случай, когда любовника легче умертвить (причем вместе с собой), нежели оставить законной пассии. Трагедийный градус при этом оттеняется фарсовым исполнением – помешательство у каждого свое, и артисты отыгрывают его на собственной частоте. Кроме того, случайные жертвы в разговорах – и не только в разговорах – больше не всплывают, а происходящее на сцене можно понимать не столько буквально, сколько метафорически. Уморительно, например, выглядит процесс обращения к дорогим сердцу воспоминаниям, который в реальности может быть не просто болезненным, но и смертельно опасным.
Несмотря на слова Володи о том, что прошлое – это не больше чем иллюзия, «Похищение эС» явно тяготеет к временам давно минувшим. Начиная с профессий героев и их почти неземной наивности и заканчивая содержанием отдельных эпизодов. Поэтому когда в руках героя появляется смартфон, зрителя пронизывает смутное сомнение: уж слишком инородно смотрится это чудо прогресса. Кроме того, спектакль Татьяны Архипцовой обладает той суммой внешних и внутренних характеристик, которую принято называть словом «вайб». И у «Похищения эС» вайб предельно конкретный, отсылающий к эпохе застоя и вызывающий одновременно чувство жгучей ностальгии и неизбывной тоски.
Пока разгоряченные обидой женщины берут дело в свои руки, Савинов с каждой минутой теряет свою субъектность и жизненные силы, все глубже погружаясь в бесплотные размышления о вечном. Похищенный – значит лишенный воли, принужденный давать ответ, о котором он и сам не имеет понятия. Его экспрессия вызвана лишь экстремальными обстоятельствами, которым он так же не может ничего противопоставить. Только и остается, что соглашаться, ведь когда загоняют в угол, слова особо не повыбираешь. Даже когда обстоятельства вынуждают Володю совершить наконец решительный поступок, он терпит неудачу, вновь ввергая себя в состояние неопределенности.
Пространство пронизано морской тематикой – трубы, моторы, кулисы, колышащиеся на ветру, словно темные волны. Впечатление усиливается с выводом видеопроекции и нарастающим шумом моря. При этом реквизит достаточно скромен: балетный станок превращается в палубу лайнера, рулон ткани, концы которой двое актеров держат в руках, – в гибельную пучину. История, в общем-то, антрепризная, выездная и по характеру, и по форме. Тем более что артистам вполне под силу держать зал – при всей камерности пространства жанр позволяет им выкрутить все эмоции на максимум.
При этом акты сильно отличаются между собой. И если первый, несмотря на изнурительные порой повторы, вызванные в том числе ментальной связью супругов, удивляет изобретательностью поворотов, то второй заметно теряет в экстремальности обстоятельств. И к тому же резко меняет курс. В морально-этическом смысле оно и к лучшему – худой мир всегда лучше доброй ссоры. Но с точки зрения содержания развязка здесь наступает слишком быстро и в некотором роде неожиданно. Впрочем, здесь на помощь приходит такое явление, как инерция: в данном случае она гарантирует несколько дополнительных минут осмысления и последующих размышлений.
Путешественники – люди, для которых дорога становится профессией и судьбой. Их путь ведет сквозь горные шторма, океанские просторы, снежные пустыни…
Российский рынок онлайн-видеосервисов продолжает расти поразительными темпами. Согласно последнему отчету аналитической компании TelecomDaily, за первые шесть месяцев 2025 года общая выручка легальных…
Мультсериал «Царь горы» неожиданно вернулся спустя 15 лет после закрытия, да еще и в концептуально обновленном виде. Теперь это анимационный…
Возрождение культовой пародии про лейтенанта полиции, кажется, само по себе звучит как шутка. Спустя три десятилетия после триквела с Лесли…
Премьера постановки «Кабала святош» по пьесе Михаила Булгакова состоится в МХТ имени Чехова 4 сентября. Роль Мольера в спектакле Юрия…
С 17 августа в рамках Московской международной недели кино по столице будет курсировать первый мобильный кинотеатр, который покажет фильмы на…