Рецензии

«Похищение эС»: Водоворот любви и ревности в Театре имени Моссовета

В Театре имени Моссовета состоялась первая премьера сезона – «Похищение эС» по произведению современного драматурга Петра Гладилина. Свое детище автор обозначил как утопическую комедию с балетом и синхронным плаванием, и это не первое театральное воплощение абсурдной пьесы: в самой ранней постановке одну из последних своих ролей исполнила Людмила Гурченко.

На сцене «Под крышей» сюжет о страсти и ревности разыгрывают Екатерина Девкина (в очередь с Глафирой Лебедевой), Анна Гарнова и Алексей Трофимов. Герои образуют сумасшедший любовный треугольник: в первом же акте провинциальная рыбачка отбивает у петербургской балерины слабохарактерного мужа-моториста. То, что происходит после антракта, описывать совершенно бессмысленно, потому как герои в своих поступках весьма экстравагантны. Однако охарактеризовать действие можно репликой одной из свидетельниц (подчеркнутую строгость и петербургский шарм излучает Вера Каншина): «Нет ничего страшнее, чем женская жестокость!»


Объект своего интереса соперницы делят с нечеловеческой кровожадностью, не считаясь ни с моральными, ни с физическими потерями. Это тот случай, когда любовника легче умертвить (причем вместе с собой), нежели оставить законной пассии. Трагедийный градус при этом оттеняется фарсовым исполнением – помешательство у каждого свое, и артисты отыгрывают его на собственной частоте. Кроме того, случайные жертвы в разговорах – и не только в разговорах – больше не всплывают, а происходящее на сцене можно понимать не столько буквально, сколько метафорически. Уморительно, например, выглядит процесс обращения к дорогим сердцу воспоминаниям, который в реальности может быть не просто болезненным, но и смертельно опасным.

Несмотря на слова Володи о том, что прошлое – это не больше чем иллюзия, «Похищение эС» явно тяготеет к временам давно минувшим. Начиная с профессий героев и их почти неземной наивности и заканчивая содержанием отдельных эпизодов. Поэтому когда в руках героя появляется смартфон, зрителя пронизывает смутное сомнение: уж слишком инородно смотрится это чудо прогресса. Кроме того, спектакль Татьяны Архипцовой обладает той суммой внешних и внутренних характеристик, которую принято называть словом «вайб». И у «Похищения эС» вайб предельно конкретный, отсылающий к эпохе застоя и вызывающий одновременно чувство жгучей ностальгии и неизбывной тоски.

Пока разгоряченные обидой женщины берут дело в свои руки, Савинов с каждой минутой теряет свою субъектность и жизненные силы, все глубже погружаясь в бесплотные размышления о вечном. Похищенный – значит лишенный воли, принужденный давать ответ, о котором он и сам не имеет понятия. Его экспрессия вызвана лишь экстремальными обстоятельствами, которым он так же не может ничего противопоставить. Только и остается, что соглашаться, ведь когда загоняют в угол, слова особо не повыбираешь. Даже когда обстоятельства вынуждают Володю совершить наконец решительный поступок, он терпит неудачу, вновь ввергая себя в состояние неопределенности.

Пространство пронизано морской тематикой – трубы, моторы, кулисы, колышащиеся на ветру, словно темные волны. Впечатление усиливается с выводом видеопроекции и нарастающим шумом моря. При этом реквизит достаточно скромен: балетный станок превращается в палубу лайнера, рулон ткани, концы которой двое актеров держат в руках, – в гибельную пучину. История, в общем-то, антрепризная, выездная и по характеру, и по форме. Тем более что артистам вполне под силу держать зал – при всей камерности пространства жанр позволяет им выкрутить все эмоции на максимум.

При этом акты сильно отличаются между собой. И если первый, несмотря на изнурительные порой повторы, вызванные в том числе ментальной связью супругов, удивляет изобретательностью поворотов, то второй заметно теряет в экстремальности обстоятельств. И к тому же резко меняет курс. В морально-этическом смысле оно и к лучшему – худой мир всегда лучше доброй ссоры. Но с точки зрения содержания развязка здесь наступает слишком быстро и в некотором роде неожиданно. Впрочем, здесь на помощь приходит такое явление, как инерция: в данном случае она гарантирует несколько дополнительных минут осмысления и последующих размышлений.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Недавние Посты

47-й ММКФ объявил программу и жюри

47-й ММКФ, который пройдет в столице с 17 по 24 апреля, объявил жюри основного конкурса, конкурса короткого метра и программы…

3 часа назад

10 любопытных фактов о Педро Паскале

Сегодня 50 лет исполняется Педро Паскалю – актеру, чья латиноамериканская харизма способна растопить заледеневшие сердца самых серьезных критиков. Прославившись благодаря…

8 часов назад

Российский кинорынок: Что мы будем смотреть в кино в ближайшие месяцы

1 апреля в столице начал работу Международный кинорынок и форум «Российский кинобизнес». Он проходит на территории киноконцерна «Мосфильм» и традиционно…

9 часов назад

Умер Вэл Килмер

В возрасте 65 лет скончался актер Вэл Килмер. О его смерти сообщило издание The New York Times со ссылкой на…

11 часов назад

«Падение короны»: Схождение в ад за пределами Версаля

В российский прокат выходит костюмированная драма Джанлуки Йодиче «Падение короны». Итальянец скрупулезно – по дневникам королевского камердинера – восстанавливает последние…

14 часов назад

Что происходит с зарубежным независимым кино в российском прокате

В столице открылся рынок и кинофорум «Российский кинобизнес». Темой первой сессии деловой программы стало репертуарное планирование и закупочная политика в…

1 день назад