Статьи

История трагедий и успеха: Как Киану Ривз стал крутым героем боевиков

Май 2010 года, грустный Киану Ривз сидит в одиночестве на скамейке и жует сэндвич. Папарацци сумел заснять довольно интимный момент в жизни актера, и мир всколыхнула волна сострадания. Вернее, сначала цунами мемов, а уже потом сострадания. «Матрица» уже давно позади, в карьере затишье, девушек и друзей нет рядом. Многими Ривз так и воспринимался — одинокий рыцарь печального образа. А в 2014-м вышел первый «Джон Уик» — боевик про стильного наемного убийцу, вставшего на путь мести, — и вдруг оказалось, что эта роль и Киану просто созданы друг для друга.

Правда, изначально создатель фильма, сценарист Дерек Колстад, писал историю про 60-летнего киллера, а Ривз на тот момент еще не добрался до полувекового юбилея. Но в его глазах читалось достаточно жизненного опыта, чтобы оказаться убедительным в предлагаемом образе, — для этого ему понадобилось 30 с лишним лет работы в кино и череда личных трагедий.

Киану не сразу дорос до героя боевиков. Выбор его кандидатуры на роль сотрудника спецслужб Джека Трейвена в «Скорости» — триллере о заминированном автобусе, который пытается спасти героиня Сандры Буллок, — в 1994 году вызвал много вопросов. Ведь этот молодой человек на тот момент был известен своими работами в комедиях, костюмных и инди-драмах.

Особняком на этом фоне стоял агент ФБР Джонни Юта в боевике Кэтрин Бигелоу «На гребне волны» (1991), где Ривз бегал за бандой грабителей-серферов во главе с Патриком Суэйзи. Он неуверенно держался на доске, прыгал с парашютом и доказывал, что может излучать одновременно ранимость и мужественность, пылкость и беззащитность, доброту и упрямство. Внешне актер, конечно, был далек от привычного для экшена типажа, поигрывающего мышцами — наподобие Шварценеггера и Сталлоне. Зато, в отличие от них, он мог сыграть на эмоциях.

И так удачно подвернувшаяся «Скорость» вывела Киану на новый уровень звездности, заставила влюбить в себя женскую, да и мужскую аудиторию, задав тон боевикам новой эпохи. С ростом популярности появилась возможность выбирать проекты, и он часто склонялся к фантастическому жанру, который любил с детства. Не очень удачные «Джонни Мнемоник» (1995) и «Цепная реакция» (1996) в конце концов привели его к «Матрице» (1999), которой было суждено произвести настоящую культурную революцию.

Сейчас сложно представить кого-то, кроме Ривза, в роли Нео — хакера, ставшего спасителем порабощенного человечества. Но Вачовски в поисках актера на главную роль сначала смотрели в сторону стандартных голливудских мачо вроде Тома Круза, Николаса Кейджа и Уилла Смита. «Матрица» же, повествующая о борьбе людей с машинами и о параллельных реальностях, оперирует многоуровневостью: помимо самого экшена, в ней есть место духовной силе и философии. Поэтому нужен был кто-то с интеллектом во взгляде. И Нео, благодаря Киану, обрел душевность и при этом невероятную силу.

Он в очередной раз доказал, что звезда боевиков имеет право на чувства. При этом и в экшен-сценах артист просто обязан был быть убедительным — печаль во взоре не отменяла многих месяцев упорных физических тренировок. И «Матрица» с ним получилась не просто блокбастером, она засияла множеством оттенков. Ривз и сам расцвел, оказавшись на самом пике карьеры.

Незадолго до и во время «Матрицы» личная жизнь актера тоже претерпевала взлеты и падения. Последние, безусловно, наложили отпечаток на его становление. Его лучший друг Ривер Феникс скончался от передозировки в 1993-м, его любимая девушка Дженнифер Сайм погибла в автокатастрофе в 2001-м — через полтора года после того, как их общая дочь Ава умерла, не родившись. И хотя на момент смерти Дженнифер пара уже рассталась, сердце Киану было разбито. «По большей части моя любовь к жизни пришла через утрату, — говорил он много лет спустя. — Жизнь бесценна, а игра всегда стоит свеч».

С тех пор он так и не женился. СМИ связывали его романтическими отношениями со многими актрисами, в том числе с Софией Копполой, Кэмерон Диаз, Сандрой Буллок, Вайноной Райдер, Шарлиз Терон, Паркер Поузи и даже с актрисой-трансгендером Джеми Клейтон из сериала «Восьмое чувство». Однако сам Киану не выставляет эту сторону своей жизни напоказ, но признается, что не отказался от нее навсегда: «Я стараюсь не оставаться надолго в одиночестве, но это так сложно! Я хочу жениться, хочу детей. Это все на вершине горы, но сначала нужно на нее взобраться. И я это сделаю, дайте мне время!»

Радостей у Ривза тоже предостаточно: он страстный поклонник мотоциклов, владелец собственной компании Arch Motorcycle. Он не может жить без музыки и время от времени выступает в качестве бас-гитариста — одно время играл с группами Dogstar и Becky. В 2011 году актер выпустил небольшую книгу «Ода счастью» с рисунками Александры Грант, где в поэтической форме поиронизировал над чувством жалости к себе. А заодно и объяснил всему миру, что «грустного Киану» не существует. «У всех бывают периоды счастья и периоды печали, — написал он. — Я нормальный человек».

А в 2013-м Ривз решился на режиссерский дебют. Им стала лента о боевых искусствах «Мастер тай-цзи» о молодом мастере по кличке Тигр. Идея фильма пришла к актеру еще на съемках «Матрицы», где он познакомился с каскадером Тайгером Чэньем, который стал его учителем и впоследствии сыграл в картине главную роль. Начинание было хорошо принято зрителями и критиками, но, что самое главное, получило похвалу от самого Джона Ву. Этим фильмом, помимо всего прочего, Киану как никогда приблизился к корням — от отца ему достались экзотические китайско-гавайские гены. «В детстве я был окружен азиатской культурой: искусство, мебель, еда. Я помню, что очень любил хайку. Еще обожал аниме и фильмы про кунг-фу».

«Джон Уик» вернул Ривза на экраны — это его первая успешная франшиза после «Матрицы». Критики оба раза высказали восторг, отмечая великолепные экшен-сцены и яркую игру актера. Его герой настолько страшен и бескомпромиссен, что враги за глаза называют его Баба-Яга, но с самого начала зритель видит, как изранена его душа. В этой роли концентрируется весь жизненный и актерский опыт Киану — одиночество и способность контролировать физическую мощь, хладнокровие и типичная для него уязвимая маскулинность. Это человек, которому нечего терять, который несет бремя своего прошлого, и это бремя общее и для персонажа, и для актера.

«Я люблю своего героя, люблю эту историю, — говорит Киану Ривз о картине. — Мы приоткрываем мир «Джона Уика», чтобы зрители, которым нравится фильм, могли узнать о нем что-то новое, знакомим с другими персонажами. Экшен-сцены в нем впечатляют, но будут еще другие отличные и даже забавные моменты. Ведь Джон Уик продолжает бороться за свою жизнь».

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Недавние Посты

В «Мастерской «12» Никиты Михалкова» состоится премьера спектакля «На дне»

13 и 14 декабря в «Мастерской «12» Никиты Михалкова» состоится долгожданная премьера сезона – постановка пьесы Максима Горького «На дне».…

10 часов назад

«УничтоЖанна»: Супергероика категории Ы

Домохозяйка по имени Жанна умеет читать мысли и управлять электротехникой, чем успешно пользуется, выигрывая крупные суммы в покер и грабя…

11 часов назад

В Театре Мимики и Жеста премьера – инклюзивный спектакль «Итак, мы начинаем!»

В Театре Мимики и Жеста новая премьера, которую планируют привезти и в другие регионы страны. Инклюзивный спектакль на русском жестовом…

13 часов назад

Сокровища Урала в новом российском кино. Часть 2

В первой части обширного материала, посвященного новейшему кино про Урал, мы рассказывали о лентах, увидевших свет за последний год. Здесь…

15 часов назад

Объявлены лауреаты премии «МедиаБренд»

20 ноября на сцене Дворца на Яузе состоялась первая торжественная церемония вручения индустриальной премии «МедиаБренд», которая отмечает выдающиеся проекты в…

17 часов назад

Назови меня своим именем: Как телевидение завоевывает интернет

Телевидение как способ распространения информации неумолимо сдает лидерство, но как сегмент индустрии развлечений не устареет, наверное, никогда. Потому что от…

20 часов назад