Разбираем 8-серийную криминальную драму с Елизаветой Боярской, Гошей Куценко и Александром Робаком.
Осторожно, в тексте присутствуют спойлеры!
В чем, конечно, авторам «Без правил» не откажешь – так это в том, что они не стали долго ходить вокруг да около. Вся суть героя Гоши Куценко максимально недвусмысленно была проговорена им самим уже на 4-й минуте сериала:
«Главное – не обманывать себя. Мы можем носить костюмы, давать интервью, посылать детей учиться в оксфорды… Но мы бандиты и другими уже не будем», – вздохнув, выдал менторским тоном Сергей Галямин после того, как его люди безжалостно прибили беззащитного ученого.
А еще через несколько минут так же примерно раскрылась героиня Елизаветы Боярской, бизнесвумен Ольга Лебедева, когда не побоялась выйти к разъяренной толпе бастующих рабочих и пообещала погасить долги по зарплате сотрудникам только что приобретенной компании. Хотя не обязана была ни выходить, ни платить.
И дело тут даже не в том, кто хороший, а кто плохой. Это-то понятно и так. Просто выкрашены оба образа настолько контрастно, что выглядит это несколько старомодно. Сейчас так уже никто не снимает – все предпочитают полутона. Правда, у Галямина старушка-мать в деменции, за которой он трогательно ухаживает, а Лебедева изменяет мужу с бизнес-партнером, но это едва ли можно брать в расчет. Все равно он – классический «опереточный» негодяй, она – рыцарь в сияющих доспехах (а не «девушка в беде», как можно было бы подумать).
Да, Куценко (кажется, впервые в карьере) играет почти инфернального злодея. Отморозка из 1990-х. Наивно думать, что те, кто тогда выжил, остепенились и стали респектабельными дельцами, ведущими свои дела цивилизованно. Для тех же, кто так думал, и написан монолог, который мы процитировали.
Конфликт Галямина и Лебедевой крутится вокруг земли, принадлежащей компании Ольги. Земля примыкает к озеру с уникальной водой, и бандит задумал построить там закрытый вип-курорт для политической элиты. Переговоры Галямин начинает с Михаилом Варнаковым (Константин Крюков), тем самым партнером и любовником Ольги. Тот захотел 15-процентную долю в проекте, и разъяренный Галямин его убрал. И Михаил стал лишь первой из многих жертв войны, которая вслед за тем началась…
Все это было бы, по сути, своего рода приветом многочисленным сериалам про «лихие 1990-е» типа «Бандитского Петербурга», если бы не смещение акцентов. Да, люди все те же и с теми же, в общем-то, методами, но во главе угла тут уже не отмороженность и беспредел (хотя и этого хватает), а коррупция, уходящая корнями далеко наверх. Лебедева – не рядовой предприниматель, у нее масса знакомств, включая довольно высоко стоящих людей, однако, схлестнувшись с Галяминым, она, едва ли не впервые в жизни, обнаруживает свою полную беспомощность.
Галямин перекрывает ей кислород по всем фронтам: банки отказывают в кредитах и займах, на предприятии – «маски-шоу», ключевых сотрудников запугивают персонально, и те увольняются, а в полицию жаловаться бесполезно – там, разумеется, все контролируется прикормленными офицерами, и по звонку кого угодно могут задержать по сфабрикованному делу.
И все это делает «Без правил» отличным триллером, потому что местами реально страшно. Лебедева своей смелостью, умом, принципиальностью и порядочностью вызывает огромное уважение, и симпатизируешь ей буквально с первых минут. Тем более что Елизавета Боярская – классная актриса, и отыгрывает творящийся с ее героиней кошмар блестяще. В итоге зритель волей-неволей встает на ее место, понимая, насколько она беззащитна перед настолько сильным и беспощадным врагом.
Тут нельзя не сказать и о Гоше Куценко, которого приятно видеть в столь непривычной, но так идущей ему роли. Он мастерски превращает Галямина в настоящее чудовище, человека без жалости и сомнений. Цитируя «Место встречи изменить нельзя», «ему человека подрезать, что тебе высморкаться». И это работает особенно мощно, когда соотносишь этот образ с массой комедийных персонажей, сыгранных актером в последние годы.
Однако короля играет свита, и на позитивное впечатление от сериала в немалой степени влияет целый ряд ярких героев второго плана. Феерический чудак на букву «М» – муженек Лебедевой Николай (Дмитрий Чеботарев), некогда очень популярный актер, а ныне спивающееся ничтожество. Честный полицейский Семенов (Сергей Жарков), лишившийся работы из-за своих принципов и без раздумий вписавшийся в эту смертельно опасную игру. Омерзительная и жадная сестра Ольги Катя (Юлия Марченко), без стеснений тянущая из той деньги и готовая ее продать за 5 тысяч рублей…
И чтобы закончить с темой каста: единственное, что кажется странным решением, это утверждение Александра Робака на роль Борца. Сериал начинается с того, что Борец вернулся из «солнечной Воркуты», где отбыл в лагере строгого режима 11 лет. И авторы сериала явно очень высокого мнения о питании заключенных в подобных местах, если полагают, что можно «откинуться» оттуда, будучи настолько упитанным. И да, Робак – один из лучших наших актеров, и желание поработать с ним понятно, но все же стоило подыскать кого-то с более подходящей комплекцией.
Впрочем, этот нюанс не портит впечатление от просмотра, и желание узнать, чем все кончится, заставляет сериал буквально проглотить. И тем приятнее признавать, что финал не разочаровывает. Там есть и сюжетные твисты, которые едва ли кто-то сможет предсказать заранее, и пара «выстреливших ружей», которые были развешены на стенах загодя, и разумный баланс между хеппи-эндом и правдой жизни. То есть авторы дают четко понять, что Галямин – часть системы, одна из голов Гидры, вместо которой вырастет новая. Поэтому полная победа невозможна.
При желании в противостоянии двух героев можно найти и второй смысл. А именно – аллюзию на гендерное противостояние. Брутальный и бесконечно уверенный в себе Галямин – как типичный представитель шовинистского патриархального общества. И «баба с яйцами» Лебедева – как олицетворение женщины новой формации. И соответственно, финал в этом ракурсе обозначает то, что привычному мужскому доминированию в этом мире пришел конец…
И кстати, о конце… Придумали сценаристы и отличный крючок для продолжения, пусть даже эта история и кажется вполне законченной.
Комментарии