Статьи

Какие тайные смыслы Стэнли Кубрик заложил в «Сияние»

Обратная сторона «Сияния»

На протяжении десятилетий конспирологи обсуждают знаменитые кадры высадки американских астронавтов на поверхность Луны, склоняясь к тому, что это не документальное свидетельство эпохального для истории человечества события, а подделка. Причем подделка, выполненная почти идеально, а значит — над ней работал гениальный режиссер, уже имевший дело с космической фантастикой. Например, Стэнли Кубрик, в 1968-м снявший эпический сайфай «2001: Космическая одиссея».

Вопрос со всей тщательностью изучил документалист Джей Уайднер, которого в прессе снисходительно называют «авторитетом в области магии и алхимии». К изысканиям Уайднера, изложенным в документальном фильме 2011 года «Одиссея Кубрика», можно (и наверное, даже нужно) относиться с известной долей скепсиса, однако его представление «Сияния» как шкатулки, полной намеков на лунную аферу, выглядит довольно убедительно. Поскольку режиссер, якобы связанный тайным соглашением с правительством (которое его тяготило), не мог рассказать о своей роли в съемках «высадки на Луну» прямо, в «Сиянии» он поведал о ней иносказательно.

Конспиролог обратил внимание на целый ряд деталей, присутствующих в фильме. Как известно, у концептуалиста и перфекциониста Кубрика случайных предметов в кадре не бывает. «Сияние» — не исключение: почти каждая деталь интерьера отеля «Оверлук» имеет значение. Например, изображение орла в кабинете управляющего отелем Ульмана и на футболке Джека Торранса. Орел — не только символ США (а «Оверлук» здесь — модель Америки в миниатюре), но и официальная эмблема лунной миссии «Аполлон-11».

Еще один намек — своеобразный шестиугольный орнамент на ковре, на котором Дэнни Торранс играет в машинки (среди них есть модели грузовиков). Шестиугольник напоминает очертания стартовой площадки №39, с которой отправился в космос «Аполлон-11». Сходство и впрямь поразительное — включая подъездную дорогу (в ее «роли» — полоса на ковре). Довершает картину сам Дэнни, сидящий в центре шестиугольника. На свитере «сияющего» мальчика вышиты ракета и надпись Apollo 11. Кроме того, в предшествующем эпизоде Джек играет с мячом, бросая его в стену. На ней — индейский орнамент, напоминающий несколько расположенных в ряд космических ракет.

Наконец, зловещий гостиничный номер 237 тоже является отсылкой к «лунной афере». Как известно, в романе Кинга у комнаты, где обитает омерзительный призрак женщины, другой номер — 217. Уайднер считает, что Кубрик изменил его потому, что среднее расстояние от Земли до Луны составляет… 237 тысяч миль. Сама же комната становится символом запрета на разглашение информации о съемках «высадки» (запрета под страхом смерти!). Как только дверь в нее открывается, Торрансы (по мнению Уайднера, Джек и Дэнни олицетворяют разные стороны личности самого Кубрика) оказываются в смертельной опасности.

Волна ужаса, прокатившаяся по всей Америке

Фраза, которую мы вынесли в подзаголовок, послужила тэглайном для британских постеров «Сияния» и относилась не только к фильму, но и к роману Стивена Кинга. Автор знаменитого документального фильма «Комната 237» Родни Ашер считает, что эта фраза также является довольно прозрачным намеком на геноцид коренного населения Америки. Доведенный стрессом до предела и жаждущий выпивки Джек в разговоре с барменом-призраком Ллойдом многозначительно произносит: «Бремя белого человека». Известная цитата из Киплинга, ассоциирующаяся с колониальными миссиями, в антураже «Оверлука» звучит зловеще: отель возведен на том же месте, где было индейское кладбище, и в период строительства (с 1907 по 1909 г.) подвергался набегам индейцев (в Колорадо, где расположен «Оверлук», жили апачи и навахо).

Огромное здание отеля служит своеобразным символом завоевания Америки белыми людьми и геноцида коренного населения континента. Индейская символика встречается в «Оверлуке» на каждом шагу: это этнические орнаменты на стенах (та самая шеренга скво, напоминающая ракеты на старте) и ковровых покрытиях, фотографии на стенах, банки с пищевой содой Calumet на полках в кладовой (калюмет — трубка мира у североамериканских индейцев). И Джек с топором, одержимый идеей изрубить жену и сына на куски, — олицетворение того самого белого человека, который построил американскую цивилизацию на костях индейцев.

Одна работа, никакого безделья, бедняга Джек не знает веселья

К слову, Джек с топором — еще и персонификация… Холокоста. Казалось бы, какое отношение имеет «Сияние» к истреблению гитлеровцами шести миллионов евреев? Историк Джеффри Кокс, специализирующийся на нацистской Германии, уверен, что имеет. Исследователь провел параллель между некоторыми деталями ленты и многолетним желанием Кубрика снять свой собственный фильм о холокосте. Режиссер так и не смог этого сделать: тема была слишком тяжелой и сложной, и Кубрик так и не нашел в себе сил воплотить ее на экране, точнее — не нашел нужного подхода. А когда вышел «Список Шиндлера» Стивена Спилберга, Кубрик окончательно отказался от идеи снять картину о холокосте, посчитав, что тема закрыта (как известно, два режиссера дружили, и Спилберг стал своеобразным душеприказчиком Кубрика, сняв по его идее сайфай «Искусственный разум»).

Кокс подметил, что свой так и несостоявшийся роман Джек пишет на машинке фирмы Adler. Это пишущая машинка немецкого производства, и она в представлении Уайднера олицетворяет пугающе обыденное, бюрократическое отношение Гитлера и его окружения к так называемому «окончательному решению еврейского вопроса». Печатные машинки фигурируют и в «Списке Шиндлера» и в других лентах о холокосте — на них нацисты буднично отстукивали личные данные евреев перед тем, как отправить их на смерть в концлагерных газовых камерах.

Кроме того, Кокс обратил внимание на то, что в «Сиянии» фигурирует число 42: это номер на спортивном свитшоте, который мы видим на Дэнни в самом начале фильма. Также в одном из эпизодов в «Оверлуке» Дэнни смотрит с матерью по телевизору фильм Роберта Маллигана «Лето 42-го». Для историка же, чья специализация — Третий рейх, это число безошибочно ассоциируется с 1942-м: именно в этом году на конференции в Ванзее было принято итоговое решение по тщательно разработанной программе массового уничтожения евреев. Кроме того, к числу 42 отсылает и комната 237: если перемножить цифры 2, 3 и 7, то получился как раз 42. Да, все это смахивает на безумную зацикленность сторонников теории заговоров на нумерологии (тут же вспоминается Пьер Безухов и его ассоциирование Наполеона с числом зверя), но, как говорится, из песни слов не выкинешь.

Любопытно и то, что пишущая машинка Джека по ходу фильма меняет цвет — сначала она светлого оттенка, а затем (когда психическое состояние Торранса ухудшается и озлобленность по отношению к жене Венди и сыну Дэнни растет) корпус становится темно-серым, будто цвет формы солдат вермахта.

Кстати, фраза «Одна работа, никакого безделья, бедняга Джек не знает веселья» (буквальный перевод английской поговорки — «Сплошная работа и отсутствие развлечений сделали из Джека скучного парня»), которую Торранс многократно напечатал на сотнях страниц своего «романа», в оригинале выглядит так: All work and no play makes Jack a dull boy. Первое слово в поговорке, написанное с заглавной буквы, — All — очень похоже на сокращение от Apollo 11 (A11). Круг замкнулся, а внутри него — огромное множество прочих деталей фильма, которые при дотошном разборе могут вывести на другие теории заговора и самые странные гипотезы.

Многие считают «Сияние» не самым удачным фильмом Кубрика. К примеру, Дэвид Кроненберг сомневается, что режиссер, снимая «Сияние», до конца вник в суть жанра фильма ужасов. Что ж, вряд ли Родни Ашер, Джей Уайднер и Джеффри Кокс с этим согласятся.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Недавние Посты

В «Мастерской «12» Никиты Михалкова» состоится премьера спектакля «На дне»

13 и 14 декабря в «Мастерской «12» Никиты Михалкова» состоится долгожданная премьера сезона – постановка пьесы Максима Горького «На дне».…

13 часов назад

«УничтоЖанна»: Супергероика категории Ы

Домохозяйка по имени Жанна умеет читать мысли и управлять электротехникой, чем успешно пользуется, выигрывая крупные суммы в покер и грабя…

14 часов назад

В Театре Мимики и Жеста премьера – инклюзивный спектакль «Итак, мы начинаем!»

В Театре Мимики и Жеста новая премьера, которую планируют привезти и в другие регионы страны. Инклюзивный спектакль на русском жестовом…

16 часов назад

Сокровища Урала в новом российском кино. Часть 2

В первой части обширного материала, посвященного новейшему кино про Урал, мы рассказывали о лентах, увидевших свет за последний год. Здесь…

18 часов назад

Объявлены лауреаты премии «МедиаБренд»

20 ноября на сцене Дворца на Яузе состоялась первая торжественная церемония вручения индустриальной премии «МедиаБренд», которая отмечает выдающиеся проекты в…

20 часов назад

Назови меня своим именем: Как телевидение завоевывает интернет

Телевидение как способ распространения информации неумолимо сдает лидерство, но как сегмент индустрии развлечений не устареет, наверное, никогда. Потому что от…

23 часа назад