Животные всегда были неотъемлемой частью большого кино, от «Собачьей жизни» Чарли Чаплина до наших любимых лент «Бетховен», «Освободите Вилли» и «Бэйб». Однако немногие знают, что происходит за кадром и какую работу проделывают специалисты, чтобы звери выполняли свои задачи. «КиноРепортер» разбирается, как устроена профессия дрессировщика животных-актеров, с какими трудностями они сталкиваются и почему цифровые зверушки неизбежно заменят на экране реальных.
Кто-то готовит будущих великих актеров, а кто-то – выдающихся пушистых артистов. Мы редко задумываемся о том, как на самом деле тяжело снимать животных, поскольку они устроены иначе, чем люди. Из всех зверей кинематографистам проще всего работать с собаками. Ведь собака – не только друг человека, с ними легче наладить контакт и научить нужным трюкам.
Российские дрессировщики согласны с этим утверждением. В 2020-м на наших экранах вышла «Пальма», где снялась овчарка по кличке Лили. Ее наставником в мире кино стала ведущий специалист Александра Степанова. По словам дрессировщицы, на площадку попадают только животные с открытым характером, которые хотят общаться с людьми.
«К собакам это относится в первую очередь. Их мозг должен работать. Кино – одна из возможностей обеспечить эту работу. Животное видит новые вещи, знакомится с новой обстановкой, учит то, что мы называем трюками. Все это развивает его интеллект, формирует гармоничную личность», – поделилась Степанова.
У животных-актеров, как и у людей, есть свой рабочий график и правила взаимодействия с ними на площадке. Например, питомцы должны получать вкусную награду за выполнение каждой команды. Как заметила Степанова, также не следует допускать их слишком тесных контактов с людьми, чтобы собака к ним не привязывалась. Это обусловлено тем, что съемки – просто очередной этап в карьере подопечного. Уже завтра его может ждать совсем другой проект с новыми коллегами. При этом, по мнению дрессировщицы, очень важно, чтобы четвероногий актер завершал работу с положительными эмоциями.
Работа на площадке с хищными животными требует большей осторожности, опыта, профессиональных навыков и понимания звериных инстинктов. Венгерский специалист Золтан Хоркаи, также известный как «Человек-волк», знает об этом как никто другой. На протяжении последних 15 лет он тренирует и координирует диких животных для местных и международных кинопроектов. В итоге он приобрел уважение в узких кругах, обзавелся собственной документалкой и получил 19 шрамов в результате взаимодействия с опасными хищниками. Однако Хоркаи убежден, что нашел идеальную формулу работы с животными.
«Надо убедить их выполнять определенные задачи с естественной мотивацией, чтобы, например, волки чувствовали, что действуют по своей воле», – уверен дрессировщик.
А мотивация у хищников одна – мясо. С его помощью Хоркаи получает от зверей то, что ему нужно. На площадке венгерского фильма «Следователь» группе требовалось снять сцену, где волки разрывают на части пьяного мужчину. Хоркаи при подготовке к эпизоду прибегнул к хитрой уловке – он привязывал к себе куски сырого мяса и учил каждого хищника, за какую конечность и где именно его можно укусить.
В другой ленте один из питомцев дрессировщика должен был страшно зарычать, как будто кто-то хотел отнять у него добычу. Золтан взял огромный замороженный кусок мяса и прилепил его к земле таким образом, чтобы волк не смог поднять его и убежать. Когда хищник начал есть, Хоркаи стал провоцировать животное, вынуждая зарычать. И это сработало.
Важнейший элемент при работе с животными-актерами – не столько дрессировка, сколько гарантия для них комфортных и безопасных условий. Съемочная группа должна обеспечить правильную перевозку питомца, организовав при необходимости специальное транспортное средство, территорию для отдыха вдали от команды и особый график работы, чтобы избежать переутомления. В отдельных случаях, когда речь идет о шумной сцене, некоторые режиссеры отказываются от громких звуков на площадке, позднее добавляя их на постпродакшене. Таким образом, риск того, что животное забеспокоится и выйдет из-под контроля, значительно снижается.
В то же время большая ответственность лежит и на самых дрессировщиках. Им необходимо знать все нюансы текущего съемочного процесса, начиная со сценария и технического задания для их подопечного и заканчивая организационными моментами. Например, где будут расположены камеры и осветительные приборы: для некоторых зверушек комфортна определенная температура, и жар от аппаратуры может сказаться на их поведении. Также следует учитывать движение транспорта в кадре, применение спецэффектов, участие в съемках детей и многие другие аспекты.
Однако подобные правила и требования соблюдают далеко не все. Этой проблемой обеспокоены организации по защите прав животных. Помимо прочего, их волнует взаимодействие с экзотическими созданиями, требующими особого ухода. По словам опытного голливудского дрессировщика Стива Мартина, который работал над фильмами «Танцующий с волками» и «Бегущий по лезвию», споры из-за съемок необычных зверей повлияли на число профессионалов, трудящихся в этой области.
Специалист знает это по своему опыту – на его компанию не раз подавали жалобы организации по защите прав животных. Из-за этого Мартину пришлось сократить количество заводчиков экзотических зверей. В настоящее время у него более 100 подопечных, включая медведей, кошек, собак и приматов.
«Всех этих животных выращивают вручную, и они начинают выходить на съемочную площадку с самого раннего возраста. Нас нанимают, и мы получаем зарплату, а их награда – мясо», – объяснил дрессировщик.
Правда, Мартин сетует, что от его шагов навстречу зоозащитникам давление с их стороны не уменьшается. Когда он работает на площадке, поблизости часто оказываются протестующие, а продюсеры получают письма от организаций вроде PETA (люди за этичное обращение с животными) и Общества защиты животных США. Однако такие дрессировщики, как Стив, полностью отдают себя своей работе и стараются создать для зверей самые лучшие условия: пространства для прогулок, правильное питание, развивающие игрушки.
По словам Мартина, он даже приглашал PETA и других критиков посетить его учреждение, а те так и не ответили на его предложение. Но и здесь ситуация неоднозначна, поскольку споры о взаимодействии со зверями возникают не только за пределами съемочной площадки, но и на ней самой. Некоторые кинематографисты не совсем понимают, что собой представляет работа с животными: ведь собака/кошка/лошадь/медведь – не то же самое, что человек. Режиссеры могут импровизировать на площадке и менять структуру эпизода в последний момент, не подозревая, что дрессировщики долго оттачивают определенные сцены, и любое отклонение от первоначального плана может вызвать у зверя стресс.
Работать с настоящими животными – слишком трудоемкий и порой непредсказуемый процесс. Обращаться с цифровыми зверушками гораздо проще, но для качественного результата требуется кропотливый труд целой команды аниматоров. Так что же делать? К счастью, в решении этой проблемы помогает «золотая середина» – компания GreenScreen Animals (GSA), которая занимается созданием так называемых стоковых видео с животными. Специалисты предоставляют свои услуги уже 15 лет. Они успели поработать над эпизодами популярных вечерних шоу, музыкальными клипами и голливудскими проектами.
Одной из таких лент стала «Исчезнувшая» Дэвида Финчера. Для вступительной сцены команде требовались кадры с енотом и оленем. Все прекрасно понимали, что работа с такими животными может стать настоящей головной болью. К тому же ради лишь нескольких секунд экранного времени. Одному из продюсеров даже начали сниться кошмары – до такой степени авторы были обеспокоены ситуацией. Однако решение нашлось быстро: услуги GSA.
«Работать с животными сложно. Этот процесс может быть очень трудоемким и дорогостоящим. Исторически сложилось, что, когда кому-то требуется контент с животными, создатели сталкиваются с двумя вариантами: производить его самостоятельно или создавать с использованием компьютерной графики. Оба этих варианта имеют свои подводные камни. GSA же предлагает универсальное решение», – отметил президент компании Марк Шокли.
GSA нашла довольно простой, но в то же время быстрый, дешевый и эффективный выход из ситуации. Они самостоятельно снимают реальных животных на хромакее, то есть в результате заказчик может просто получить видео и заменить зеленый фон на нужный. С «Исчезнувшей» компания занималась особым заказом, но в большинстве случаев специалисты записывают ролики заранее. И хотя работа GSA по своей сути универсальна, Шокли признает, что есть вещи, которые умеют делать только дрессировщики, поскольку в роликах компании животные не взаимодействуют с людьми. Вот такое мирное сосуществование старых и новых профессий.
Однако этот баланс продержится недолго: давление со стороны зоозащитников и стремительное развитие технологий, в частности, всевозможных нейросетей, оставят без работы и дрессировщиков, и авторов стоковых видео с реальными животными. Если уже сейчас кинематографисты зачастую отдают предпочтение нарисованным зверям, готовым выполнить любую поставленную задачу, то в будущем для собак, волков и прочей живности в кино просто не останется места.
Может быть, оно и к лучшему. Животных перестанут подвергать неоправданному риску, а количество несчастных случаев и смертей в результате неправильной работы со зверями снизится до нуля. Да, из кино пропадет та магия, которую мы ощущали при просмотре «Бетховена» и «Бэйба». Но нельзя отрицать, что эпоха полностью цифрового контента откроет для нас новые и неожиданные перспективы.
13 и 14 декабря в «Мастерской «12» Никиты Михалкова» состоится долгожданная премьера сезона – постановка пьесы Максима Горького «На дне».…
Домохозяйка по имени Жанна умеет читать мысли и управлять электротехникой, чем успешно пользуется, выигрывая крупные суммы в покер и грабя…
В Театре Мимики и Жеста новая премьера, которую планируют привезти и в другие регионы страны. Инклюзивный спектакль на русском жестовом…
В первой части обширного материала, посвященного новейшему кино про Урал, мы рассказывали о лентах, увидевших свет за последний год. Здесь…
20 ноября на сцене Дворца на Яузе состоялась первая торжественная церемония вручения индустриальной премии «МедиаБренд», которая отмечает выдающиеся проекты в…
Телевидение как способ распространения информации неумолимо сдает лидерство, но как сегмент индустрии развлечений не устареет, наверное, никогда. Потому что от…