Кино

Как появился наш любимый новогодний фильм «Двенадцать месяцев»

Одной из самых атмосферных новогодних сказок исполняется 50 лет. Фильм «Двенадцать месяцев» впервые показали в СССР 1 января 1973 года – в тот же день, что и легендарный мультфильм «Щелкунчик» Бориса Степанцева, который также неизменно ассоциируется с зимними праздниками. В отличие от анимационного собрата, сказка «Двенадцать месяцев» оказалась менее растиражированной, но мы ее любим не меньше. Ведь история про 32 декабря и поиск чуда под снегом создает настоящее новогоднее настроение.

Сюжет

Главная героиня сказки – классическая «нелюбимая падчерица», прямо как Настенька из «Морозко», но так и не получившая имени. Когда избалованная Королева страны заявляет, что Новый год не настанет, пока ей не принесут корзину подснежников, злая мачеха видит в этом возможность и отправляет падчерицу в зимний лес посреди ночи. В худшем случае девушка замерзнет насмерть и не вернется. В лучшем (и по сути невероятном) она найдет подснежники, а Королева одарит семейство богатством.

Каково же было удивление всех участников событий, когда девушка вернулась из леса целой и невредимой с корзиной, полной самых настоящих подснежников! На этом злоключения Падчерицы, конечно, не закончились, но мы точно знаем, что затем последовал по-настоящему счастливый конец и празднование Нового года.

Источник

Самуил Яковлевич Маршак в своем рабочем кабинете. Валентин Черединцев, Александр Лесс/ТАСС

«Эта сказка вселяет в душу радость и веселье, заставляет снова и снова, как в детстве, поверить в то, что чудеса обязательно случаются в жизни, что, только пожелай, только будь хорошим, чистым, честным, зацветут для тебя подснежники в январе и будешь ты счастлив», – советская поэтесса Маргарита Иосифовна Алигер.

Самуил Маршак задумал «Двенадцать месяцев» в 1942–1943 годах, в разгар Великой отечественной войны. В то время в его планах не было волшебных произведений – он писал военные заметки и антифашистские сатирические стихотворения, участвовал в сборе средств для Фонда обороны… До тех пор, пока не получил письмо от 6-летнего читателя, ответив на которое в газете «Литература и искусство», он взялся за настоящую сказку.

«Мой 6-летний корреспондент спрашивает меня, почему я, которого дети считают своим собственным писателем, изменил им и в последний год писал только для больших… Я по-прежнему верен детям, для которых всю жизнь писал сказки, песни, смешные книжки. По-прежнему я очень много думаю о них. Думать о детях – это значит думать о будущем. И вот, думая о будущем, я не могу не отдавать себя целиком простой и скромной службе писателя военного времени», – так написал Самуил Маршак в своем публичном ответе на письмо.

Кадр из мультфильма «Двенадцать месяцев» (1956)

Сначала вышла прозаическая версия истории под названием «Славянская сказка», а затем уже появилась пьеса для МХАТа. Впервые постановку по пьесе показали в Свердловском дворце пионеров в марте 1945 года, а спустя 2 года – в Московском театре юного зрителя. До МХАТа же спектакль добрался лишь в 1948 году.

По признанию Маршака, как-то раз он услышал чешскую легенду про 12 месяцев, а спустя время использовал ее как основу. Корни легенды уходят далеко в Средневековье: ее первое упоминание появилось еще в XIV веке. Некто Кларет, чешский писатель и каноник собора св. Вита в Праге, говорил, что эта сказка имеет словацкие корни и достойна отдельной проповеди.

По сюжету, главная героиня по имени Марушка по заданию злой мачехи отправляется искать фиалки, клубнику и яблоки ко дню рождения своей сводной сестры. Происходит все, конечно же, в разгар зимы. А главными помощниками девушки становятся ребенок Март, юноша Июнь и взрослый Сентябрь – все по указу Января, самого старшего из братьев. В конце завистливые мачеха с дочкой отправляются в лес за собственными дарами, но, оставленные месяцами, так и не могут найти дорогу домой.

Кадр из фильма «Двенадцать месяцев» (1973)

Но вот что интересно: Самуила Маршака регулярно критиковали за работу над переосмыслением детской советской литературы. Критики задавались вопросом, нужен ли детский писатель и велика ли ценность сказок в целом, и детские произведения в то время запрещали едва ли не чаще, чем взрослые (более прочих пострадал Корней Чуковский).

Маршак игнорировал нападки, старательно продвигая идею о том, что фольклорный материал необходимо перерабатывать, и эта задача ложится на плечи нового поколения писателей. Его главной целью было возвратить советскому читателю волшебную сказку, которая попала в опалу за то, что, как правило, «не затрагивает советские темы» и «не будит в детях социальных чувств». И видел он путь к этому в создании новой, приближенной к действительности сказки, которая будет понятна советскому народу: без эльфов и гномов, зато с поучительным контекстом и добрым финалом.

«Сейчас о труде пишут немало, но несколько однообразно и подчас назидательно. А между тем о труде можно и должно говорить совершенно по-разному. Я долго думал над финалом. Нельзя же было оставить падчерицу в царстве месяцев и выдать ее замуж за Апреля-месяца. Я решил вернуть ее домой – из сказки в реальную жизнь – с тем, чтобы все месяцы гостили у нее по очереди и приносили ей в подарок то, чем каждый из них богат… Я старался избегнуть в своей сказке навязчивой морали. Но мне хотелось, чтобы сказка рассказала о том, что только простодушным и честным людям открывается природа, ибо постичь ее тайны может только тот, кто соприкасается с трудом», – рассказывал Маршак о своей сказке.

Так, из старой словацкой притчи и желания Маршака реформировать детскую литературу, выросла волшебная сказка «Двенадцать месяцев». По пьесе Самуила Яковлевича хотел снять мультфильм и Уолт Дисней, однако Комитет по делам кино так и не согласовал западную адаптацию.

Мультфильм «Двенадцать месяцев»

Первая экранизация пьесы Маршака появилась в 1956 году – это полнометражный мультфильм Ивана Иванова-Вано и Михаила Ботова по сценарию Самуила Маршака и Николая Эрдмана. Последний, к слову, был одним из лучших драматургов СССР и первым написал пьесу в жанре черной комедии (речь о «Самоубийце»). Среди его киноработ – «Огонь, вода и… медные трубы» и «Морозко», созданные в сотрудничестве с легендарным Александром Роу.

«Двенадцать месяцев» – всего лишь восьмой по счету полнометражный анимационный проект «Союзмультфильма», и отличается красивой трудоемкой рисовкой. Роли озвучивали легендарные актеры: голос Ворона принадлежит Георгию Вицину, падчерицы – Людмиле Касаткиной, брата Января – Алексею Грибову. А музыку и песни к мультфильму, которые выходили в записи на виниле по всей стране, написал Моисей Вайнберг.

Однако с течением времени пленка повредилась, и только в 1987 году была восстановлена на студии имени Горького под руководством Владимира Беренштейна. Во время реставрации пришлось перезаписать песни Волка и Двенадцати месяцев.

Фильм 1973 года

Фильм появился во многом благодаря сыну писателя – Иммануэлю Маршаку. Дело в том, что жесткие советские цензоры могли усмотреть неудобные политические намеки в сюжете: Королева – сирота, придворные врут и выслуживаются, а ее единственный близкий человек – надоевший Профессор, который про все говорит: «Нет» и «Не бывает». Словом, сценарий Маршака мог так и остаться «на полке», если бы не его сын.

Уважаемому физику не могли отказать даже кабинетные специалисты по морали. В итоге Иммануэль работал в качестве консультанта на съемках – и он же старался ради Лианы Жвания, исполнившей роль Королевы. Так она пришлась по душе младшему Маршаку, что он предпринял все усилия ради реализации фильма.

Режиссер картины Александр Граник ни до, ни после «Двенадцати месяцев» сказок не снимал, зато на его счету прекрасные комедии вроде «Максима Перепелицы» (1955) и такие драматические работы, как «Источник» (1968). Однако ему удалось создать настоящее волшебство на экране – с участием прекрасного актерского состава и музыкой Надежды Симонян («Старик Хоттабыч», 1956, «Снежная королева», 1966).

Кадр из фильма «Двенадцать месяцев» (1973)

Для Натальи Поповой, сыгравшей роль Падчерицы, фильм стал более чем удачным дебютом. После премьеры карьера выпускницы Ленинградского института сценических искусств стала развиваться, но главное – на съемках она познакомилась с месяцем Апрелем, а точнее, артистом балета Андреем Босовым, который впоследствии стал ее мужем.

Актерский состав действительно оказался впечатляющим: Мачеху сыграла Ольга Викландт, Дочку – Марина Мальцева, профессора – Николай Волков-старший (тот самый старик Хоттабыч), а придворную даму – Татьяна Пельтцер. Каждый из персонажей получился запоминающимся, а песня про зеленеющую травку, кажется, знают все зрители от мала до велика.

Сказка «Двенадцать месяцев» пополнила золотую коллекцию советских зимних сказок, встав в один ряд со «Снегурочкой», «Снежной королевой» и «Морозко».

Другие адаптации

Аниме по сказке «Двенадцать месяцев» снимали минимум дважды – в 1956-м и 1980 году. Кроме того, есть чешская картина 2012 года, сомнительного качества российская комедия «12 месяцев» (2013) и действо под названием «12 месяцев. Новая сказка» (2015), которое также не нашло своих зрителей. Но лучшая игровая версия, конечно, есть только одна – двухсерийный телефильм «Двенадцать месяцев» 1973 года, который мы с удовольствием пересматриваем каждый год.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Недавние Посты

В Москве эксперты обсудят влияние контента на будущее

Международный форум «Культура. Медиа. Цифра» пройдет в Москве. В рамках мероприятия эксперты обсудят ключевые направления развития креативных индустрий. Среди них…

17 часов назад

«В баню!»: Русский Рокки долготерпит

Простой русский мужик Иван Плотников, по натуре человек терпеливый, оказывается в крайне незавидном положении. Товарищ и по совместительству компаньон, с…

17 часов назад

Умер Тони Тодд – звезда «Кэндимэна» и «Пункта назначения»

Актер Тони Тодд скончался в собственном доме в возрасте 69 лет. Об этом сообщили его представители. Причина смерти актера не…

19 часов назад

Повесть о двух городах: Что нужно знать о продолжении «Аркейн»

Первый сезон «Аркейн» в 2021 году стал настоящим откровением. Немногие ждали громкого прорыва от фэнтезийного мультсериала, основанного на видеоигре League…

22 часа назад

Открой свое личико: Знаменитые маски в кино

Маски в кино – атрибут универсальный. Они могут скрывать настоящую личность или менять ее на какую-либо иную, даровать сверхсилу, устрашать…

2 дня назад

«Убийства в одном здании»: Сатира на Голливуд в обертке уютного антистресса

Неутомимым подкастерам из Нью-Йорка некогда скучать. Не успели они разоблачить убийцу артиста Бена Гленроя в исполнении артиста Пола Радда, как…

2 дня назад