В 2023-м на ММКФ появилась новая программа «Трудный возраст». Точнее, она видоизменилась: если в прошлом году режиссеры со всего мира рассказывали, что после 60, 70 и 80 лет жизнь не заканчивается, то теперь акцент делается на начале жизненного пути.
Да и в других секциях смотра можно найти удивительное кино про подростков – в «Русских премьерах», например, этой непростой теме посвящено сразу несколько картин (включая «Край надломленной луны», лауреата «Серебряного Святого Георгия», и «Голову-жестянку»). «КиноРепортер» собрал три фильма, герои которых впервые влюбляются, сталкиваются с обидами и разочарованиями, да и вообще познают мир вокруг себя.
Ада (Маша Кожуханцева) живет в крошечном городке вместе с мамой (Ольга Озаллапиня). Отца у девочки нет, но никакого беспокойства по этому поводу она не испытывает: мама с самого рождения окружила ее достаточной заботой. Любовью и светом пронизан и мир вокруг – его зритель видит глазами главной героини, которая и помыслить не может ни о чем плохом. О девочке заботится каждый встречный, коты и собаки от нее не отлипают, а тревоги мигом забываются, как это бывает только в детстве.
Ада взрослеет, проходя разные обряды инициации, – от первой любви до первого акта вандализма. Но даже к нему она приступает с чистым сердцем и самыми добрыми намерениями. Из-за подобного отношения к юным героям трогательная история обретает вневременные масштабы, тем более что их детство протекает практически без интернета. Сказывается также близость к природе: на улице проходит не только физкультура, но и биология, а в салки по доброй традиции играют на заброшках. Ну и круг общения здесь предельно тесен – в городке все друг о друге все знают, но вопреки этому верят в лучшие качества ближнего.
Сценарная легкость (ни одного лишнего слова!) в «Аде» сочетается с великолепной операторской работой: в кадре дышит золотая осень, в которую хочется мгновенно запрятаться. Даже если зарядит холодный дождь, переждать непогоду можно в уютном доме – за чашкой ароматного чая и теплой беседой. В общем, медитация и сеанс психотерапии (и немного панк-рока) в одном флаконе. Как вино из одуванчиков, только еще лучше.
«Комната чудес» – тот пример европейского кино, которое возрождает и в своих героях, и в зрителях любовь к жизни. Правда, для Тельмы это путешествие к познанию самой себя начинается с трагедии: ее 12-летнего сына Луи сбивает машина. Мальчик впадает в кому. Спустя полгода улучшений нет. Но после того как безутешная мать, уставшая скрывать отчаяние за маской спокойного оптимизма, находит его дневник, ей кажется, что она отыскала лучшее в мире лекарство. В разрисованную тетрадку Луи записывал свои желания: от простых действий, вроде помириться с подружкой и побить школьного хулигана, до задачек посложнее.
В итоге Тельма облетит полмира – чтобы засталкерить знаменитого японца в Токио, поплавать с китами у побережья Португалии и навестить отца Луи в горах Шотландии. А еще познакомиться с друзьями сына и даже прокатиться с горы на скейтборде. Маршрут выходит довольно запутанным, хотя метафоры и символы в картине Лизы Азуэлос подаются в лоб. Вот Тельма ругается на наследника, разбрасывающего вещи. А вот он попал в больницу, но кроссовки стоят на своем месте, разрывая зрителям сердце. А вот второстепенный герой появился в кадре, чтобы изречь что-то без обиняков и тут же исчезнуть.
Это не первый проект на ММКФ, где героини оберегают своих детей от их отцов, – и заканчивается это, как правило, плохо. Но «плохо» – отправная точка: в «Комнате чудес» мир полон добрых людей, споры завершаются примирениями, социальная справедливость торжествует, и даже козла-начальника получается поставить на место. Все это сопровождается бодрыми треками, суетливыми юморными перепалками и фантастическими кадрами, вроде парящих под потолком палаты китов. Конечно, говорят в ленте и про потери – но опять же в контексте объединяющем и транслирующем максимальную поддержку.
Наконец, может показаться, что ребенок здесь – лишь повод побеседовать о взрослых, как это было в аргентинском конкурсном фильме «Путь к успеху». Но структура – весь сюжет базируется на детском дневнике с сокровенными желаниями – отлично раскрывает и внутренний мир Луи: не зря упоминаются генетическая связь между матерью и ребенком и общее ощущение счастья. От которого даже мелочи вроде разговора по телефону с включенным фоновым экраном не отвлекают.
Джабай и Сания живут в глуши: год назад их родители решили уехать из города и переместиться поближе к природе. Ближе теперь некуда – они вчетвером теснятся в маленькой юрте, спят на открытом воздухе и никак не могут достроить стену нового дома. А еще пропадают в степях, где собирают горный лук на продажу. С героями зритель знакомится в тот момент, когда такое положение окончательно перестает устраивать маму: она требует у мужа развод и начинает встречаться с Витей – рокерского вида дальнобойщиком.
Когда Джабай случайно замечает их вместе, он сперва пытается развидеть это, а затем решает во чтобы то ни стало вернуть отцу мужскую силу. Все вокруг говорят, что с этим неплохо справляется золотая виагра: за ней нужно ехать в Китай. Задачка на пару часов, но взрослым – причастным и не очень – такая выходка будет стоить кучи нервов.
При максимально простом сюжете это размеренное казахское кино с элементами роуд-муви – местность герои пересекают то на груженной канистрами тарантайке, то на огромной фуре – очень симпатично снято. «Горный лук» удивляет яркими цветами в стиле Уэса Андерсона, необычными ракурсами и персонажами, которых сложно назвать приятными. Мама ведет себя как типичный абьюзер – понятное дело, не от хорошей жизни. Младшая сестренка чересчур упряма. А отец морально и физически сломался: сорванная спина встает в один ряд с постоянно рушащейся каменной стенкой, которую он пытается залепить кизяками вместо цемента.
А еще здесь все намеренно упрощено – сюжет, юмор, метафоры. Детское мироощущение работает примерно так же: любые слова воспринимаются буквально. Особенно те, в которые заложено сразу множество смыслов. Определение «мужчина», например, относится и к полу, и к периоду пубертата, и к способности постоять за себя, и к чужим ожиданиям. С которыми, как известно, тоже надо уметь справляться.
13 и 14 декабря в «Мастерской «12» Никиты Михалкова» состоится долгожданная премьера сезона – постановка пьесы Максима Горького «На дне».…
Домохозяйка по имени Жанна умеет читать мысли и управлять электротехникой, чем успешно пользуется, выигрывая крупные суммы в покер и грабя…
В Театре Мимики и Жеста новая премьера, которую планируют привезти и в другие регионы страны. Инклюзивный спектакль на русском жестовом…
В первой части обширного материала, посвященного новейшему кино про Урал, мы рассказывали о лентах, увидевших свет за последний год. Здесь…
20 ноября на сцене Дворца на Яузе состоялась первая торжественная церемония вручения индустриальной премии «МедиаБренд», которая отмечает выдающиеся проекты в…
Телевидение как способ распространения информации неумолимо сдает лидерство, но как сегмент индустрии развлечений не устареет, наверное, никогда. Потому что от…