Статьи

Сказочная красота: Как менялись принцессы в отечественном кино

На киноэкраны возвращаются сказки – масштабные, яркие и задорные. От того, насколько необычно, но в то же время органично выглядят их герои, зависит уровень доверия зрителей к действу. Все-таки встречают по одежке. И в первую очередь это относится к главным сказочным модницам – принцессам. Вряд ли кто-то станет отрицать, что их платья – важный атрибут, важнее даже платья короля. В конце концов, по тому, как одета его дочь, можно смело судить о том, как обстоят дела в королевстве. 

A la russe и Роу

«По щучьему велению» (2023)

Заговорив о сказках, невозможно не вспомнить фильмы Александра Роу. Тем более что недавние хиты «По щучьему велению» (2023) и «Конек-горбунок» (2021) – «ремейки» его первых картин: первая стала дебютом режиссера в 1938-м, вторая вышла в 1941-м (через месяц после начала Великой отечественной войны).

Царевна Несмеяна из черно-белого «По щучьему веленью» – просто воплощение стиля a la russe. Ее костюмы напоминают наряды боярынь XVI–XVII веков: очень похожие можно увидеть, например, на полотнах Константина Маковского или на фотографиях с императорского костюмированного бала 1903 года. 

А вот Заря-Заряница из «Конька-горбунка» – уже цветного – почти что мифологический персонаж. И стиль ее более замысловат: головной убор, в котором она впервые появляется в кадре, напоминает скорее диадемы русских императриц, а белое платье она скрывает под черным плащом (ну как уж здесь без символизма?).

«Варвара-краса, длинная коса» (1970)

Образ, в котором Заря появляется в финале фильма, снова напоминает о Маковском. Русская свадебная коруна, расшитая жемчугом, и по очертаниям ближе всего к костромско-ярославским кокошникам.

Совсем другое дело – царевна из предпоследнего фильма Роу «Варвара-краса, длинная коса» (1970). Здесь художники ушли от исторических референсов и национальных костюмов и дали волю фантазии, соединив в самом запоминающемся из нарядов Варвары западноевропейскую моду XVI века и восточные мотивы. Варвара-краса – дочь царя подводного, поэтому в ее гардеробе голубое платье в пайетках-чешуйках с воротником «медичи» и объемными газовыми рукавами, напоминающими плавники диковинной рыбки.

Фолианты и Большой театр

«Садко» (1952)

Еще одна дочь морского царя, облик которой забыть невозможно? – Ильмень-царевна из фильма «Садко» (1952), снятого другим известным советским сказочником Александром Птушко. Это заслуга выдающейся художницы по костюмам Ольги Кручининой, постоянно работавшей с режиссером. После ее костюмов к фильму «Каменный цветок» (1946), созданных по рисункам из старинных книг, режиссер и увлекся самобытной русской национальной культурой.

Особенно художница гордилась головным убором Ильмень-царевны – для того, чтобы изготовить венец с морскими коньками и подвесками, она пригласила на «Мосфильм» лучшую модистку из мастерских Большого театра.

«Руслан и Людмила» (1972)

В костюмах к их следующему совместному фильму, «Сказке о царе Салтане» (1966), акцент также был сделан на головные уборы, по которым очень хорошо считывается любовь художницы к театру: глядя на шапочки Царевны-Лебедя (Лариса Голубкина) с месяцем и звездой, невозможно не думать о балете и «Русских сезонах» Сергея Дягилева. Шапочки были полностью вышиты жемчугом, а там, где во лбу должна гореть звезда, во время съемок устанавливали лампочку. Само же платье царевны – простое, безо всяких отделок, чистое и благородное – подчеркивает удлиненность шеи героини и пластику рук. Ведь это все-таки крылья.

Мастерская работа Кручининой видна и в «Руслане и Людмиле» (1972) – еще одном совместном детище с Птушко. Венец Людмилы, дочери киевского князя Владимира, вышит цветным жемчугом и стразами. Для того, чтобы расшить имитацией драгоценных камней кокошник и оплечье, повторяющее его форму, костюмерам пришлось обращаться к населению с просьбой сдать ненужные вещи, вышитые стразами. Всем понравился и процесс и результат.

С подмостков – в модный журнал

«Старая, старая сказка» (1968)

В 1960–1970-х самые популярные киносказки выглядели театрально. И это не минус – напротив, широкое поле для экспериментов. Например, «Старая, старая сказка» (1968) Надежды Кошеверовой решена как «кукольный» мир: декорации здесь преувеличенно простые, «картонные», будто нарисованные детьми.

Под стать им – и костюмы, созданные знаменитой театральной художницей и сценографом Мариной Азизян: красное платье Принцессы (Марина Неелова) из плиссированной ткани напоминает кукольный наряд из гофрированной бумаги. Но при этом выглядит так роскошно, что и на современном показе haute couture оно смотрелось бы органично.

Но самый актуальный и по сей день образ из этой сказки – белое платье принцессы из финальной сцены. Скромный воротник-стойка и рукава-фонарики, вышитые трогательными белыми цветами. Идеально для ситуаций, в которых хочется сказать что-нибудь вроде: «Поцелуй меня, пожалуйста, еще один разочек, чтобы я не заколдовалась обратно».

«Король-олень» (1969)

В этом же ключе создано подвенечное платье невесты короля Анджелы (Валентина Малявина) из фильма «Король-олень» (1969). Его, ко всему прочему, дополняет гротескная шляпа и фата, укрывающая невесту с головы до пят, – лента Павла Арсенова по пьесе Карло Гоцци сохранила элементы комедии дель арте и в костюмах. Белоснежные наряды Анджелы перекликаются, как ни странно, с образом Педролино (он же – печальный Пьеро).

А в музыкальном фильме Леонида Квинихидзе «31 июня» (1978) по одноименной повести Джона Бойнтона Пристли главные сюжетные коллизии возникают в точке пересечения средних веков и 1970-х. Доминируют в нарядах принцессы Мелисенты, конечно, 1970-е.

Даже «средневековые» платья, явно позаимствованные у героинь с полотен прерафаэлитов (Гвиневеры Эдмунда Лейтона или леди Годивы Джона Кольера), все равно выглядят будто с глянцевых страниц. Особенно серое платье с плиссированными рукавами и вышивкой – эталонное granny dress тех времен.

«Обыкновенное чудо» (1978)

Чего уж говорить о тех образах, которые принцесса выбирает, оказавшись в современности: тут и чалма, и увесистые серьги-кольца, и платье-макси с градиентными акварельными полосами, и макияж со стразами (привет сериалу «Эйфория»). И это не случайно – ведь возлюбленный принцессы не только художник, но и рекламщик.

Вспоминая «театральные» сказки на экране, нельзя обойти вниманием «Обыкновенное чудо» Марка Захарова. «Мальчишеский» образ принцессы (Евгения Симонова), в котором она произносит фразу-мем: «Я три дня гналась за вами, чтобы сказать, как вы мне безразличны», помнят, наверное, все. А остальные – вполне в духе того времени, но интересно «зарифмованы» с костюмами мужчин.

В первую встречу с Медведем (Александр Абдулов) белое платье принцессы с оборками перекликается с его романтичной блузой, а в финале куда более мрачное фиолетово-бордовое «бабушкино» платье идеально сочетается с костюмом нелюбимого жениха – Министра-администратора (Андрей Миронов). Кстати, эту легендарную картину снимали одновременно с «31 июня», и одну и ту же корону делили оба короля с разных съемочных площадок.

Актуальные тренды

«Конек-Горбунок» (2021)

Если в старых добрых киносказках референсами для художников служили исторические документы, живопись и театральное искусство, то в современном кино никак не обойтись без отсылок к другим фильмам. Наряды Василисы Премудрой из франшизы «Последний богатырь», например, напоминают скорее форму воина, чем платье, и похожи одновременно на костюмы Рэй из продолжения «Звездных войн» или Леголаса из «Властелина колец». 

Другим путем идут авторы костюмов к «новым старым» российским сказкам, Надежда Васильева и Ольга Михайлова, продолжая использовать в творчестве русское искусство – в том числе народное. Так, невероятные костюмы к «Коньку-горбунку» (2021) Олега Погодина – это вариации на тему русского лубка.

По словам художниц, продюсер Сергей Сельянов поручил им создать «сказку сказок» – и это удалось: каких только сказочных персонажей нет на одежде героев! Референсы для костюмов и материалы для их создания авторы искали по всему миру: в музеях России и США, на рынках Индии, в итальянских церковных лавках. И без императорского бала 1903 года здесь тоже не обошлось: хранители Эрмитажа показали художникам те самые знаменитые наряды, и часть костюмов была основана именно на них.

«Конек-Горбунок» (2021)

Правда, современные костюмы для фэнтези – это не только удачный крой и красивые материалы, но еще и неожиданные технологические решения. Скажем, для создания «ледяного» платья Царь-девицы использовалось и литье из пластика, благодаря которому у героини появился огромный полупрозрачный воротник, и гальваника, при помощи которой художники «заливали льдом» цветы, листья и колючки, которые также стали элементами костюма. А для того, чтобы ледяное платье случайно рассыпалось от прикосновения Ивана, художницам пришлось продумать, как его «разобрать», не применяя компьютерную графику. Получилось удивительное платье-конструктор.

В кадрах «По щучьему велению» Александра Войтинского и «Летучего корабля» Ильи Учителя угадываются те же авторы костюмов. Хотя бы по узнаваемым широким кринолинам со сказочными принтами – позаимствованными, кстати, из «Короля-оленя». Именно в таких платьях с тематическими рисунками (у кого – морское царство, у кого – цветущий сад) танцевали перед королем Дерамо придворные дамы, мечтавшие о троне.

«Летучий корабль» (2024)

В похожих нарядах щеголяет и царевна Анфиса из «По щучьему велению» – у нее на платье изображены пасторальные хрюшки, и Забава из «Летучего корабля», чей наряд расписан сценками охоты с разноцветными гончими песиками. Хотя вдохновением для костюмов в будущей ленте Учителя стали скорее дымковская игрушка и ситец.

В кинохите Войтинского главным вдохновляющим промыслом стало старинное кружево. Даже черное, с кожаным корсетом платье Анфисы, характеризующее ее превращение в отрицательного персонажа, не обошлось без кружевных элементов – очень нежного орнамента на преувеличенно пышной юбке и рукавах-буфах.

В еще одной грядущей сказке – новом прочтении «Бременских музыкантов», снятом Алексеем Нужным, – уже другие художники и совсем другие источники вдохновения. Здесь создатели хорошенько и с иронией прошлись по XVIII веку: капризная принцесса щеголяет в несуразно высоком парике, а ее платья снова с кринолинами – этакая веселая пародия на «Марию-Антуанетту» Софии Копполы. Про парик и тяжеленную юбку принцесса забудет, связавшись с бродячими музыкантами, а ближе к финалу обещают выход героини в красном платье, знакомом по любимому мультфильму.

В будущем нас ждет еще больше версий любимых сказок – уже снимают новые «Сказку о царе Салтане», «Финиста» и «Огниво»… Что ж, чем больше премьер, тем больше прекрасных принцесс. И их новых нарядов!

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Недавние Посты

В «Мастерской «12» Никиты Михалкова» состоится премьера спектакля «На дне»

13 и 14 декабря в «Мастерской «12» Никиты Михалкова» состоится долгожданная премьера сезона – постановка пьесы Максима Горького «На дне».…

7 часов назад

«УничтоЖанна»: Супергероика категории Ы

Домохозяйка по имени Жанна умеет читать мысли и управлять электротехникой, чем успешно пользуется, выигрывая крупные суммы в покер и грабя…

9 часов назад

В Театре Мимики и Жеста премьера – инклюзивный спектакль «Итак, мы начинаем!»

В Театре Мимики и Жеста новая премьера, которую планируют привезти и в другие регионы страны. Инклюзивный спектакль на русском жестовом…

10 часов назад

Сокровища Урала в новом российском кино. Часть 2

В первой части обширного материала, посвященного новейшему кино про Урал, мы рассказывали о лентах, увидевших свет за последний год. Здесь…

12 часов назад

Объявлены лауреаты премии «МедиаБренд»

20 ноября на сцене Дворца на Яузе состоялась первая торжественная церемония вручения индустриальной премии «МедиаБренд», которая отмечает выдающиеся проекты в…

14 часов назад

Назови меня своим именем: Как телевидение завоевывает интернет

Телевидение как способ распространения информации неумолимо сдает лидерство, но как сегмент индустрии развлечений не устареет, наверное, никогда. Потому что от…

17 часов назад