Кино часто заставляет тебя почувствовать себя дураком. В хорошем смысле слова. Кинематографисты играют с нарративом самыми разными способами, уменьшая предсказуемость повествования и усиливая эффект от развязки. Одним из подобных приемов нередко становится образ ненадежного рассказчика, переделывающего историю в угоду собственным интересам. К 1 апреля «КиноРепортер» собрал фильмы, герои которых обманывают зрителей, других персонажей и даже самих себя.
Как бы странно это ни звучало, но Форреста Гампа можно с легкостью назвать ненадежным рассказчиком. Хоть он и отличается от классических персонажей подобного типа. История жизни и любви героя, рассказанная устами мужчины, несколько разнится с тем, что видит зритель. Пока Форрест любуется сельской местностью Вьетнама, аудитория наблюдает ужасы войны. Излишнее добродушие мужчины не позволяет ему увидеть депрессию друга. А одержимость первой любовью, подающаяся протагонистом как нечто романтическое, только усиливает трагедию его жизни. Из-за своих особенностей Форрест воспринимает многие события не так, как обычные люди. Его детская наивность вкупе с полным отсутствием цинизма и агрессии (за исключением пары эпизодов, связанных с Дженни) создают для него собственный мир.
Не то чтобы Форрест жил в фантазиях: просто его видение реальности порой резко контрастирует с тем, что случилось на самом деле. Через призму детского мировоззрения героя зритель тоже воспринимает даже самые страшные события, показанные в ленте, гораздо легче. Это преднамеренное несоответствие действительности не только раскрывает персонажа, но и отлично стыкуется с юмористической стороной картины. Прием с ненадежным рассказчиком в «Форресте Гампе» используется для усиления комедийного эффекта, который в симбиозе с драматическими элементами создает потрясающие эмоциональные горки.
«Подозрительные лица» – один из тех фильмов, где ненадежный рассказчик напрямую связан с кульминацией. Такие картины смотришь только ради клиффхэнгера. Сюжет детективного триллера вращается вокруг взрыва корабля с кучей жертв. Выживших оказалось всего двое, и один из них – неуверенный в себе калека Роджер Кинт по прозвищу «Болтун». Полиция пытается выстроить расследование на основе показаний задержанного, однако, как выясняется в ходе допроса, взрыв – это лишь верхушка айсберга. История «Болтуна» сводится к некому Кайзеру Созе, криминальному авторитету, чья настоящая личность и становится ключевой тайной фильма.
Все очарование «Подозрительных лиц» кроется в финале. Поначалу повествование может показаться скучноватым и проседающим по динамике, но заключительный акт перечеркивает многие минусы картины. Финал идеален буквально во всем: от ложной развязки до потрясающей импровизации персонажа Кевина Спейси. «Подозрительные лица» стали одним из трех фильмов, определивших будущую карьеру артиста. Но ни «Семь», ни «Красота по-американски» не смогли в полной мере продемонстрировать мастерство актерской трансформации Спейси. А Брайан Сингер со своим проектом смог это сделать, подсобив артисту в получении его первого «Оскара».
Патрик Бейтман, молодой инвестиционный банкир и сигма-икона для некоторых представителей поколения Z, тоже относится к типу ненадежных рассказчиков. «Американский психопат» представляет собой многослойное произведение, которое с каждым новым просмотром раскрывается зрителям чуть больше. На протяжении всего фильма отдельные детали могут изменить его интерпретацию, и даже вступительный монолог героя дает четкое понимание, что с этим мужчиной что-то не так. Психологическая стабильность Бейтмана постоянно ставится под вопрос, и верить в происходящее на экране под конец истории становится все сложнее.
Образ богатого и красивого маньяка устрашает и шокирует, когда понимаешь, какое истинное нутро скрывается под маской банкира. Однако чем дальше развиваются события, тем больше противоречий и абсурда мы наблюдаем, задаваясь вопросом, случилось ли это на самом деле. Позиция ненадежного рассказчика интересна и тем, что подобными размышлениями терзается и сам Бейтман – в какой-то момент он перестает понимать, что произошло в реальности, а что представляет собой плод его нездорового воображения. Сколько людей стали его жертвами и пострадал ли кто-то вообще от его рук? Вопрос, на который, на самом деле, не очень-то и хочется получать ответ в контексте поднимаемых тем корпоративной культуры и социального неравенства.
В 2010-х Мартин Скорсезе решил поработать в непривычном для себя жанре психологического триллера. По сюжету, маршал США Эдвард «Тедди» Дэниэлс прибывает в лечебницу, расположенную на острове. Помимо основного задания – расследования исчезновения одного из пациентов – у героя имеется и скрытый мотив. Дэниэлс считает, что в лечебнице находится убийца его жены, с которым маршал хочет свести счеты. По мере расследования он узнает шокирующие секреты медицинского учреждения и его персонала, но настоящим откровением для детектива становится настоящая личность человека, убившего его супругу.
Скорсезе филигранно играет со зрителем на протяжении всего фильма. Когда ты думаешь, что уже близок к развязке, история делает очередной неожиданный поворот, уводящий сюжет в совершенно иное русло. Предугадать финал можно по различным хлебным крошкам, которые Скорсезе оставил зрителям, но выверенная атмосфера саспенса подталкивает аудиторию к тому, что она сама хочет быть обманутой. При этом любопытна и режиссерская интерпретация ненадежного рассказчика – персонаж Леонардо ДиКаприо в первую очередь обманывает самого себя, а уже после – зрителей.
Ближе к концу «Жизни Пи» зрителям вместе с персонажем-писателем предстоит принять важное для повествования решение: какую из двух версий истории героя считать правдивой? Обе имеют право на существование. Обе станут прекрасной литературной основой для романа-бестселлера. Обе рассказывают пронзительную историю о человеческой воле. Вот только жанры у них кардинально разные. По первой версии шестнадцатилетний Пи выживает после кораблекрушения вместе с некоторыми экзотическими животными. Например, орангутаном Апельсинкой и тигром по имени Ричард Паркер. Красивый и поэтический рассказ о том, как человек и животное могут найти общий язык перед лицом опасности.
В другой версии вместо экзотических зверюшек в лодке оказываются живые люди, включая мать главного героя. Подобный поворот выводит сопереживание персонажам на совершенно другой уровень, а рассказанная героем история выживания резко трансформируется в триллер с элементами хоррора. Жестокость, убийства, каннибализм – это отражает внутреннюю натуру человека, готового пойти на все, чтобы не умереть. Разумеется, вторая история выглядит более убедительной. Но в погоне за правдой порой натыкаешься на такие вещи, которые лучше сохранить в секрете.
Джокер – культовый персонаж, чья популярность давно вышла за пределы комиксов. Интерес к злодею подпитывает не только его поистине безумная натура, но и тайна вокруг истории его происхождения. Даже в комиксах нет каноничной версии того, как на самом деле появился Джокер. Именно многовариантое прошлое не дает постичь истинную натуру клоуна-преступника, превращая его в одного из самых непредсказуемых злодеев. С аналогичными мыслями за «Джокера» взялся Тодд Филлипс. Режиссер больше сосредоточился не на том, как появился знаменитый архивраг Бэтмена, а какие действия могли бы привести к тому, чтобы подобный персонаж материализовался в реальном мире.
Психологическая нестабильность Артура Флека (Хоакин Феникс) не вызывает у зрителей никаких сомнений. Герой живет в собственных иллюзиях и грезит о том, чего ему никогда не достичь. Соседка ему совсем не симпатизирует, карьера комика так и осталась на дне, а любимая мать оказалась тем еще монстром. Один из главных вопросов «Джокера» заключается в том, сможет ли сломленный человек действительно пойти на эти ужасные преступления ради всеобщего признания.
Трусливый и завистливый по натуре Флек использует образ Джокера, чтобы выпустить наружу ненависть, которая копилась в нем годами. Но таким же образом можно интерпретировать и всю историю протагониста – он способен показать миру настоящего себя только через своеобразный юмор. На деле же Артур не в силах запачкать руки кровью, и его трагическая история закономерно видится как исключительный продукт его больной фантазии.
13 и 14 декабря в «Мастерской «12» Никиты Михалкова» состоится долгожданная премьера сезона – постановка пьесы Максима Горького «На дне».…
Домохозяйка по имени Жанна умеет читать мысли и управлять электротехникой, чем успешно пользуется, выигрывая крупные суммы в покер и грабя…
В Театре Мимики и Жеста новая премьера, которую планируют привезти и в другие регионы страны. Инклюзивный спектакль на русском жестовом…
В первой части обширного материала, посвященного новейшему кино про Урал, мы рассказывали о лентах, увидевших свет за последний год. Здесь…
20 ноября на сцене Дворца на Яузе состоялась первая торжественная церемония вручения индустриальной премии «МедиаБренд», которая отмечает выдающиеся проекты в…
Телевидение как способ распространения информации неумолимо сдает лидерство, но как сегмент индустрии развлечений не устареет, наверное, никогда. Потому что от…