Кино

Земная битва за наши сердца: Как создавались «Звездные войны»

25 сентября Марку Хэмиллу исполняется 70 лет! На его счету почти три сотни проектов, но помним и знаем мы его именно по роли юного и отважного Люка Скайуокера. Как начиналась эта долгая история и почему «Звездные войны» 1977 года – итог провала Джорджа Лукаса, читайте в нашем материале.

Джордж Лукас познакомился с Марком Хэмиллом в 1972 году – актер пробовался на роль в «Американских граффити».

Джордж Лукас был самым одаренным студентом киношколы университета Южной Калифорнии, но его первые фильмы не содержали и намека на сагу, которая принесла ему всемирную славу и миллионы долларов. В отличие от современных гиков, бегло говорящих на клингонском и в совершенстве владеющих световыми мечами, Лукас своей настоящей страстью считал автомобили. Он даже подумывал о карьере гонщика, пока инцидент, лишь чудом не закончившийся смертью будущего режиссера, не поставил на этих мечтах крест.

За несколько дней до школьного выпускного вечера в крохотный «Фиат» Джорджа на полной скорости врезался одноклассник. Машину перевернуло несколько раз и сплющило, как консервную банку, а жизнь Лукасу спасло только то, что ударом его выбросило из кабриолета. Полученные ушибы были несущественными, а вот от кровоизлияния в легких он восстанавливался несколько месяцев. Именно тогда Лукас и пересмотрел свое будущее – поступил в колледж на курс антропологии и увлекся киносъемкой.

Знаменитые крестокрылы повстанцев были всего лишь миниатюрными макетами. Остальные эффекты создавались при помощи традиционной анимации.

Его первым фильмом был «Взгляд на жизнь» – комментарий к царившим в шестидесятническом обществе настроениям: черно-белый монтаж этапных фотографий, где соседствовали тела убитых во Вьетнаме солдат, Мартин Лютер Кинг и Никита Хрущев – под надрывные строки Притчи 10:12 (Соломонова Притча гласит: «Ненависть возбуждает раздоры, но любовь покрывает все грехи»).

В качестве курсовой работы он снял короткометражку «1:42.08» о гонщике, тестирующем новый автомобиль и пролетающем круг за вынесенное в название фильма время. И только потом обратился к фантастике, поставив 15-минутный «Электронный лабиринт THX 1138 4EB». Фильм про беглеца от некоего антиутопического социума будущего демонстрировался на фестивале студенческих фильмов и стал его главным открытием.

Компания IL & M потратила половину своего бюджета всего на 4 сцены.

Про Лукаса заговорили все учащиеся киношкол, а оба показа собрали аншлаги. Лента получила главный приз – стажировку на студии Warner Bros.: победитель мог попроситься ассистентом на любую из снимающихся здесь картин. Лукас выбрал «Радугу Финиана» – мюзикл, который режиссировал дебютант, выпускник другой крупной киношколы, что было невиданным по тем временам карьерным рывком. Звали его Фрэнсис Форд Коппола.

Молодые люди, конечно, много слышали друг о друге – в классе Лукаса часто говорили про сумевшего запуститься на Warner Bros. Копполу, Фрэнсис Форд видел «Электронный лабиринт». Их роднило преклонение перед европейским кинематографом, неприятие студийной системы и желание творческой независимости. В 1969 году Коппола и Лукас основали демонстративно неголливудскую производственную компанию American Zoetrope со штаб-квартирой в Сан-Франциско.

Фильм стал первым успешным релизом, где использовалась технология звука Dolby Stereo.

Крепкая деловая хватка Копполы помогла партнерам найти финансирование, оборудовать студию самой лучшей звуковой и монтажной техникой и устроить презентацию первого пакета будущих проектов — сценариев у Zoetrope было хоть отбавляй. Среди них числились полнометражный вариант «THX 1138», «Разговор», съемки которого Коппола рассчитывал начать уже в 1970 году, и «Апокалипсис сегодня», закрепленный за Джорджем Лукасом. Руководство Warner Bros. дало добро на пробный шар — «THX 1138».

Все шло гладко, пока студия не увидела готовый фильм. Да, это был 1971 год, когда на экраны вышли «Французский связной», «Грязный Гарри», «Заводной апельсин» и «Шафт», но Голливуд все еще чувствовал себя и аудиторию неготовыми к новой, радикальной режиссерской волне. Никто не знал, как продавать фильмы, подобные «THX». Лукас был отправлен на перемонтаж, из-за неправильного маркетинга лента провалилась в прокате, и еще недавно выглядевшее безоблачным будущее Zoetrope внезапно оказалось под угрозой.

В 1971 году Джордж Лукас заключил контракт с Universal на 2 фильма – «Американские граффити» и «Звездные войны». От второго студия отказалась.

Постер рисовал Том Юнг, который до этого делал плакат для фильма «Доктор Живаго».

Коппола поддался доводам Лукаса и пошел «на сделку с совестью», согласившись поставить «Крестного отца», чтобы заработать для своей компании денег. А взбешенный необходимостью работать по студийной указке Джордж Лукас основал собственную производственную компанию Lucasfilm. Первая же картина под новой вывеской – «Американские граффити» (1973) – оказалась невероятно успешной.

Кассовые сборы фильма составили несколько десятков миллионов при бюджете $700 тыс., а киноакадемия выдвинула ленту на «Оскара» в пяти категориях, включая «Лучший сценарий», «Лучшую режиссуру» и «Лучший фильм». Призы во всех трех получила «Афера» Джорджа Роя Хилла, но один только факт номинации означал безоговорочное признание. Теперь перед Лукасом были открыты все двери.

В 1973 году Лукас написал «Журнал Виллса» – историю о воспитании ученика легендарным Мэйсом Винди – первый набросок будущих «Звездных войн». А в 1974-м в полностью переделанном сюжете появились ситхи, Звезда Смерти и новый главный герой по имени Анникин Старкиллер.

Оружие штурмовиков – настоящий автомат Sterling L2A3 9 mm SMG, который был на вооружении у британских и канадских войск в 1950-е.

Друзья и коллеги ждали, что его следующей лентой станет постановка еще более глубокая и личная, чем «Американские граффити», и в какой-то степени так и оказалось, хотя «личное» в представлении Лукаса было космической оперой.

«Это моя фантазия. Я сделал этот фильм, потому что никто не снимает подобного, а мне хотелось такое кино посмотреть, – рассказывал Джордж Лукас в 1977-м. – Я хотел, чтобы оно стало успешным, все начали бы ему подражать, и тогда я просто пошел бы в кино и наслаждался бы этими подражаниями».

Фильм действительно стал успешным (если такая нейтральная формулировка применима к картине, перевернувшей Голливуд), но в 1973 году студии шарахались от 20-страничной заявки, озаглавленной «Звездные войны».

C3P0 озвучивал британский актер Энтони Дэниелс.

Идея и впрямь выглядела странно. В то время как Коппола, Скорсезе, Богданович и Фридкин создавали фильмы-высказывания, Лукас мечтал снять развлекательный аттракцион.

«Это не лента о будущем, – объяснял он накануне премьеры в интервью журналу Time, – это фэнтези. Больше братья Гримм, чем «Космическая одиссея». Главная причина, по которой я снял его, – попытка подарить тинейджерам полноценную фантазию, которой было хоть отбавляй у моего поколения. У нас показывали вестерны, пиратские фильмы и тому подобное. А у нынешних подростков? Где романтика, где приключения, где веселье, которые раньше царили в каждой ленте?»

Свои наброски Лукас показывал United Artists и Universal Pictures, но обе студии спасовали перед чудной концепцией 30-летнего режиссера. Единомышленников он обрел только на 20th Century Fox, к тому моменту выпустившей уже 5 серий «Планеты обезьян», пользовавшихся бешеной популярностью. А это тоже была рисковая фантастика, считавшаяся не экранизируемой.

Учитель фехтования Боб Андерсон также тренировал Шона Коннери в «Горце» и Антонио Бандераса в «Маске Зорро».

Лукас вернулся за печатную машинку и 2 года и 4 рукописи спустя поставил финальную точку в окончательной редакции сценария. «Звездные войны» получили зеленый свет с бюджетом $10 млн, и это был самый простой этап работы.

Едва Fox согласилась финансировать постановку, Лукас узнал, что студийный отдел специальных эффектов расформирован. Учитывая, что в «Звездных войнах» он хотел создать нечто, чего зритель еще прежде не видел, это был удар под дых. Не желая еще сильнее зависеть от обстоятельств, Лукас решил создать собственную лабораторию эффектов – Industrial Light & Magic.

Возглавить компанию и всю работу по «Звездным войнам» заодно он предложил легендарному Дугласу Тромбуллу, создававшему эффекты для кубриковской картины «2001 год: Космическая одиссея». Мэтр отказался, но порекомендовал своего ассистента Джона Дикстру, пришедшего с собственной командой студентов, она и стала костяком IL & M.

Боссам студии не нравилось, что на Чубакке нет одежды. Они даже предлагали надеть на него шорты.

Задач перед командой фильма стояло немало. Требовалось найти уникальные локации, которые изображали бы другие планеты – Татуин виделся Лукасу изумрудным океаном джунглей, из-за чего продюсер Гэри Курц отправился на Филиппины. Но когда режиссер осознал, сколько месяцев ему предстоит провести в тропиках, то Татуин превратился в более комфортную пустыню Туниса.

Требовалось создать роботов – как действующие модели, так и доспехи для находящегося внутри актера. Роль C3P0, эдакого Железного дровосека, досталась актеру шекспировской труппы Энтони Дэниелсу, впечатлившему Лукаса талантом мима. А R2D2 – тем экземпляром, который требовал какой-никакой игры, – стал Кенни Бэйкер.

В первый же день съемок посторонний радиосигнал навел помехи на источник дистанционного управления корпусом робота – и Бэйкеру оставалось только с ужасом смотреть сквозь прорезь на корпусе, куда мчат вышедшие из-под контроля доспехи.

Из-за конструкции оружия штурмовики кажутся в фильме левшами.

Прототипом для вуки Чубакки послужил пес Лукаса по кличке Индиана – тот самый, который позже дал имя герою другой популярной франшизы.

«Я думаю, вуки – это что-то типа медведя, собаки и обезьяны одновременно, – объяснял Лукас истоки персонажа. – Они очень дружелюбные, если их не доставать».

Само слово «вуки» он запомнил еще со съемок «THX 1138», когда один из актеров озвучения во время импровизации сказал, что кто-то «промчался по улице, как вуки».

«Я спросил его, что это значит, – вспоминает Лукас, – а он ответил, что только что придумал это слово. Мне оно понравилось, и я его запомнил».

Бюджет фильма не предполагал крупных звезд, поэтому самым известным из рекрутированных актеров стал сэр Алек Гиннесс, сыгравший Оби ван Кеноби:

«Когда я прочитал сценарий, – рассказывал актер, – в нем нашлось что-то, зацепившее меня. Это приключенческая история о передаче знаний между поколениями. Моя роль – нечто среднее между волшебником Мерлином и самураем. Ну как я мог отказаться?»

Остальные партии режиссер распределил между новичками и знакомыми. Плотник Харрисон Форд стал космическим наемником Ханом Соло, дебютантка Кэрри Фишер превратилась в принцессу Лею, а телевизионный актер Марк Хэмилл получил роль юного Люка Скайуокера, главного героя фильма.

Изначально режиссер хотел, чтобы Оби ван Кеноби и принцессу Лею вместо Алека Гиннесса и Кэрри Фишер играли японские актеры.

Люк был альтер эго самого Лукаса, что обнаружилось неожиданным путем.

«Я играл сцену первой встречи Люка с роботами, – вспоминает Хэмилл, – и Джордж давал мне недвусмысленные указания. Ну я и решил сыграть так, как среагировал бы в реальности он сам. И когда я это сделал, Джордж прокричал: «Снято! Идеально!» Ну, конечно, идеально. Ведь Люк – это Джордж, у них даже имена похожи: Люк и Лукас».

Ажиотаж вокруг фильма начался за 2 месяца до премьеры. Сначала кто-то пробрался в офис Лукаса и вынес оттуда 6 тысяч диапозитивов, которые появились на черном рынке по $5 за штуку. Потом в ILM похитили модели некоторых космических кораблей, и ими тоже торговали. На предварительном спецпоказе в Сан-Франциско зрители устроили картине трехминутную овацию, за полгода до премьеры на прилавках появилась новеллизация фильма, а известный фантаст Алан Дин Фостер взялся написать два романа-продолжения, которые предполагалось превратить в сценарии полнометражных сиквелов.

«Челюсти» Стивена Спилберга заработали больше $100 млн и ввели термин «летний блокбастер». Через 2 года Лукас побил этот рекорд.

Когда 25 мая 1977 года картина вышла в прокат,  всем стало понятно, что это не просто фильм, а нечто большее. Реагируя на спрос, к ближайшему Хеллоуину крупнейший производитель костюмов взялся изготовить маски Дарта Вейдера, Чубакки и C3P0, издательство Marvel запустило шеститомный комикс по мотивам фильма, а на Fox начались разговоры о телесериале по той же вселенной.

Лукас говорил: «В фильме можно услышать, как взрываются планеты!»

«Звездные войны» заработали в прокате $307 млн, перебив казавшийся невероятным рекорд «Челюстей». Общемировая касса перевалила за полмиллиарда, не считая мощного потока продаж сопутствующих товаров. Джордж Лукас наглядно продемонстрировал Голливуду, что зритель любит сбегать от реальности и что опробованная Стивеном Спилбергом модель летних блокбастеров (до премьеры «Челюстей» выпускать фильмы в летний сезон считалось заведомым проигрышем) прекрасно работает.

Из 11 номинаций на «Оскара» фильм получил 7. Но главные статуэтки достались не ему, а картине «Энни Холл» Вуди Аллена.

«Фабрика грез» развернула свои жернова в сторону индустрии попкорна и аттракционов, в последующую четверть века наладив надежный конвейер по производству высокобюджетного эскапистского кино. Фильм, в котором сомневались даже близкие друзья Лукаса, открыл новую эру в истории кинематографа.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Недавние Посты

«Королевство»: Окружены, но не сломлены

Группа подростков решает отметить выпускной на всю катушку – они арендуют роскошный коттедж, устраивают ужин при свечах и распивают элитный…

2 часа назад

В «Мастерской «12» Никиты Михалкова» состоится премьера спектакля «На дне»

13 и 14 декабря в «Мастерской «12» Никиты Михалкова» состоится долгожданная премьера сезона – спектакль «На дне» по одноименной пьесе…

16 часов назад

«УничтоЖанна»: Супергероика категории Ы

Домохозяйка по имени Жанна умеет читать мысли и управлять электротехникой, чем успешно пользуется, выигрывая крупные суммы в покер и грабя…

18 часов назад

В Театре Мимики и Жеста премьера – инклюзивный спектакль «Итак, мы начинаем!»

В Театре Мимики и Жеста новая премьера, которую планируют привезти и в другие регионы страны. Инклюзивный спектакль на русском жестовом…

20 часов назад

Сокровища Урала в новом российском кино. Часть 2

В первой части обширного материала, посвященного новейшему кино про Урал, мы рассказывали о лентах, увидевших свет за последний год. Здесь…

22 часа назад

Объявлены лауреаты премии «МедиаБренд»

20 ноября на сцене Дворца на Яузе состоялась первая торжественная церемония вручения индустриальной премии «МедиаБренд», которая отмечает выдающиеся проекты в…

1 день назад