Представьте себе альманах «Любовь. Смерть. Роботы», где из десятка серий вам, скорее всего, понравится работа Альберто Мьельго и еще пара-тройка эпизодов. Так вот, по эмоциям, наполнению и завораживающему визуалу «Человек-паук: Паутина вселенных» – все равно что двухчасовой сборник лент лучших мультипликаторов мира во главе с талантливым испанцем, отдающий дань уважения всей анимационной индустрии. Проектов подобного масштаба зрители не видели уже очень давно.
Первая часть франшизы, «Через вселенные», стала важным прорывом в мультипликации. Уставшая от неизменного стиля Pixar и Disney публика штурмовала кинотеатры ради нового Человека-паука в лице Майлза Моралеса, ослепляющей многообразием мультивселенной, но в первую очередь – ради диковинной анимации. Авторы объединили традиционные стили с комиксами и аниме, получив увлекательную и в своем роде уникальную смесь – настоящее визуальное пиршество. Тогда казалось, что лучше уже не придумаешь, но… мы еще никогда так не ошибались! Однако обо всем по порядку.
События «Паутины вселенных» начинаются примерно спустя полтора года после финала картины «Через вселенные». Окрепший и набравшийся опыта Майлз продолжает защищать Нью-Йорк от преступников. Вот только времени на все не хватает, и родители подростка обеспокоены, куда вечно пропадает их чадо. К тому же сам супергерой скучает по паучьим друзьям и мечтает найти способ вновь с ними встретиться. Череда событий опять сводит вместе бывших соратников, однако радость длится недолго – мультивселенной угрожает серьезная опасность. Одолеть врага можно, лишь объединив усилия с Людьми-пауками из всех миров.
История стала еще масштабнее, поэтому авторы не ограничились сюжетом про Майлза и короткими эпизодами про его товарищей. Практически у каждого важного персонажа, включая злодея, есть собственная арка, раскрывающая предысторию и мотивы. Чтобы выделить их из общего тона повествования, аниматоры выполнили такие сцены в уникальной цветовой гамме и стилистике, не забыв и про музыкальное сопровождение. Это колоссальный и, несомненно, успешный труд большой команды художников. Причем дело не только в использовании разных визуальных стилей. Куда сложнее органично интегрировать подобные вставки в общую канву, чтобы зритель узнавал что-то новое, но при этом не терял сюжетной нити.
Хотя в мультфильме достаточно шуток и забавных эпизодов, тон остался преимущественно серьезным. Тут и развитие конфликта родителей и детей, и поиск/принятие себя, и столкновение моральных принципов, когда герои терзаются вопросом: оправдывает ли цель средства? Вообще в «Паутине вселенных» нет классических злодеев. Скорее это похожие друг на друга люди со своими трагедиями и жертвами, под влиянием обстоятельств оказавшиеся по разные стороны баррикад.
Кстати, насчет злодеев. Marvel, срочно увольняйте сценаристов! Поскольку то, что вы делаете со своими антагонистами, не идет ни в какое сравнение с работой создателей «Паутины вселенных». Злодей мультфильма по имени Пятно – это яркий образ плохиша, прописанный с душой, юмором и такой скрупулезностью, что его драма вряд ли встретит равнодушие со стороны зрителей. А трансформация персонажа оставляет после себя тревожное чувство хаоса и неотвратимости.
В одном из недавних интервью продюсеры «Паутины вселенных» прокомментировали снижение интереса аудитории к супергероике. По их словам, кинотеатральную публику нельзя постоянно кормить «пасхалками» и клиффхэнгерами. И здесь они слукавили. На протяжении двух часов вас то и дело будут пичкать всевозможными отсылками и вау-сценами, от которых в кинотеатрах придется не только мыть полы, но и менять обивку сидений. Иногда подобные моменты выдвигаются на первый план, иногда прячутся на заднем фоне.
Это не значит, что мультфильм будет менее любопытен тем, кто вообще не интересуется супергероикой и Человеком-пауком в частности. Перефразируя слова Гофмана из балабановского «Брата», что гику хорошо, то обывателю фиолетово. Неподготовленный зритель, наверное, придет в недоумение, увидев на экране динозавра-супергероя или беременную Женщину-паука. Но эти элементы не влияют на общее впечатление от картины, где каждый найдет что-то близкое и знакомое.
Эпоха супергероев в кино угасает, на что указывают неуклонно падающие кассовые сборы, снижающиеся оценки и творческий застой в Marvel и DC (посмотрим, что готовит для нас Джеймс Ганн). «Паутина вселенных» становится глотком свежего воздуха для жанра, но при этом она лишь временно снимает симптомы плохого самочувствия, не являясь панацеей. Весной следующего года нас ждет третья и финальная часть приключений Майлза Моралеса, после чего супергероика вновь начнет биться в предсмертных конвульсиях.
Гораздо важнее другой вопрос – о вкладе мультфильма в анимационную индустрию. Если «Через вселенные» стал невероятно успешной пробой пера, то «Паутина вселенных» доказала, что только экспериментами и любовью к своей профессии можно двигать мультипликацию вперед и выходить за рамки привычного. Уже не терпится увидеть, как команда, работающая над трилогией, приступит к созданию совершенно нового проекта. А также познакомиться с лентами других аниматоров всего мира, вдохновленных мультфильмами про Человека-паука.
«Паутина вселенных» – комплексная картина. И в плане истории, и в плане анимации, и в плане эмоций. Вы будете смеяться и плакать, проникнитесь сюжетом и вернетесь в детство, сбросите весь негатив и получите мощный заряд творческой мотивации. Редкое анимационное произведение может подарить столь внушительную гамму ощущений.
13 и 14 декабря в «Мастерской «12» Никиты Михалкова» состоится долгожданная премьера сезона – постановка пьесы Максима Горького «На дне».…
Домохозяйка по имени Жанна умеет читать мысли и управлять электротехникой, чем успешно пользуется, выигрывая крупные суммы в покер и грабя…
В Театре Мимики и Жеста новая премьера, которую планируют привезти и в другие регионы страны. Инклюзивный спектакль на русском жестовом…
В первой части обширного материала, посвященного новейшему кино про Урал, мы рассказывали о лентах, увидевших свет за последний год. Здесь…
20 ноября на сцене Дворца на Яузе состоялась первая торжественная церемония вручения индустриальной премии «МедиаБренд», которая отмечает выдающиеся проекты в…
Телевидение как способ распространения информации неумолимо сдает лидерство, но как сегмент индустрии развлечений не устареет, наверное, никогда. Потому что от…