30 лет назад состоялась премьера полнометражного фильма «Баффи – истребительница вампиров» (1992), который затем перезапустили в формате сериала. Сценарист фильма Джосс Уидон быстро переквалифицировался в шоураннера, сделав Баффи культовой фигурой 1990-х. С тех пор скрипт-доктор, который фанатеет от сильных женских персонажей, прошел долгий путь через Marvel-триумф и DC-падение, при этом его главной работой до сих пор считают сериал «Светлячок» (2002-2003). Рассказываем, что еще для мира кинокомиксов сделал «гик-бог» Уидон.
«Баффи – истребительница вампиров» (1992) рассказывает о простой школьнице по имени Баффи, которая открывает в себе суперспособности. Казалось бы, любой ученик старшей школы только и мечтает о какой-нибудь суперсиле, а вот она не такая. Вечеринки, группа поддержки, мальчики – Баффи ее жизнь вполне устраивала. Но однажды ее находит таинственный джентльмен и сходу погружает в премудрости истребления вампиров…
Фильм был пробной и не самой удачной версией «Баффи», что не лишает его шарма. Представьте: серьезный дядя Дональд Сазерленд в шляпе и плаще обучает девчонку Кристи Суонсон орудовать на кладбище осиновым колом. В кадре засветились Рутгер Хауэр и Хилари Суэнк (кстати, это ее первое появление на большом экране), музыку создавал умелец, штатный композитор братьев Коэн Картер Беруэлл, ну а сценарий написал Джосс Уидон, который прежде «лечил» недоработанные скрипты. Даже больше – Уидон изначально задумал идею снять подростковую хоррор-комедию и продал свой текст продюсерской компании Долли Партон в 1991 году.
Но когда началось производство, из сценария повылетали все юмористические фишки Джосса, он высказал недовольство и перестал консультировать создателей фильма. А у них почему-то без Уидона не сработало: рейтинг оказался низким, касса почти не отбила бюджет, и теперь вообще мало кто знает о том, что «Баффи» изначально была не сериалом. Может, дело в том, что главную роль не сыграла Алиса Милано, как хотели продюсеры? Ну, теперь уже не узнаем.
Спустя 5 лет, успешно поработав над редактурой сценария «Истории игрушек» (1995) – первого мультика Pixar, в который вообще никто не верил, – Джосс Уидон снова взялся за «Баффи», но уже в качестве режиссера и шоураннера. Да так взялся, что «Баффи» стала культовым проектом 1990-х, попутно повлияв на сотню других. Это сейчас подростковый сериал с резиновыми монстрами кажется устаревшим, но на деле он перевернул мир телесериалов и сделал то, что не удалось другим: привлек молодую аудиторию к телеэкранам.
Что важно, сериал начинается не с нуля: главная героиня Баффи, памятуя о приключениях 1992 года, уже не удивляется встречам со злом. После того, как девушке пришлось сжечь школьный спортзал с кучей вампиров, случился неминуемый переезд. Так что первая серия начинается с первого дня в школе, где есть сотня шаблонных персонажей – от популярной задавалы до скромной девочки-отличницы. И Баффи с первых же кадров заявляет, что ей не хочется вести двойную жизнь, потому что это лишает ее нормальных подростковых радостей. Но тут все вроде в порядке вещей. Тогда что же выделяет этот сериал на фоне прочих?
Во-первых, подход к повествованию. В каждом сезоне есть свой главный злодей, который появляется в нескольких эпизодах и в финале, а также «проходные» монстры, в каждой серии – разные. Прямо как в комиксах: каждый выпуск посвящен отдельной теме, но целиком вся серия завязана на одного конкретного «босса». Это не абсолютно новый прием: так было в «Умнике» (1987-1990) и в «Секретных материалах» (1993-2018), но именно в «Баффи» Джосс Уидон смог органично соединить разные арки, создав цельное и занимательное зрелище. А уже вслед за ним такой способ строить повествование использовали все – от Дрю Годдарда в «Остаться в живых» (2004-2010) до Джейн Эспенсон в «Однажды в сказке» (2011-2018).
Во-вторых, появление того или иного монстра, как правило, олицетворяет страхи и переживания главных героев, какие-то социальные проблемы и так далее. Стоит Баффи переспать с классным парнем – он демонстрировал демоническую натуру, а уж если близился конец света, то в первую очередь это связано с душевным состоянием героини. Заимствование этой идеи тоже часто встречается в долгоиграющих проектах: «Анатомия страсти» (2005-…), например, иллюстрирует личные проблемы персонажей через разные медицинские случаи.
В-третьих, образ главной героини. Это красивая, умная и обаятельная девушка с суперсилой. То есть Джосс Уидон взял хоррор-типаж «блондинка, которую убивают первой» и дал девушке возможность дать отпор и как следует навалять злодею. С тех пор крутая главная героиня – норма, и даже больше: не-норма – отсутствие проработанного и сильного женского характера. Режиссер задал традицию, от которой и сам никогда не отходил: сильные женские персонажи есть в каждом проекте Уидона – от «Баффи» и «Светлячка» до «Кукольного дома» и «Невероятных».
В-четвертых, самоирония: что бы ни происходило в кадре, там всегда найдется место юмору. Баффи, например, регулярно в разгар борьбы с каким-нибудь чудовищем делает саркастичные комментарии. Бонусом к этому идут нарочито неуместные комично длинные фразы, типичные для любого гик-диалога, эдакое остроумие напополам с комплексами. Так вслед за «Истребительницей вампиров» стали говорить все нерды во всех сериалах.
В-пятых, вампир в сериале предстает как «часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает добро». Обаятельный красавчик, который по сути является врагом Баффи, но – по принятому Джоссом Уидоном закону жанра, – становится ее любовником. А затем отпочковывается в отдельный проект – «Ангел» (1999-2004). Кстати, его постигла редкая удача: спин-офф «Баффи» понравился зрителям и продлился несколько сезонов.
В-шестых, главная героиня – не единственный спаситель мира: у нее есть целая команда. Если раньше было принято решать проблемы с монстрами в одиночку, то теперь выяснилось, что работать в команде – веселее и эффективнее.
Ну и напоследок. Это не самая цитируемая особенность «Баффи», хотя последнее время ее можно встретить и в «Пацанах», и в «Академии Амбрелла»: музыкальные номера. Джосс Уидон определенно любит мюзиклы, да и к саундтрекам относится трепетно. И некоторые эпизоды «Баффи» он сделал полностью музыкальными. Конечно, сейчас шоураннеры ограничиваются танцевально-хоровыми номерами, но они есть, и выглядят как очаровательный тайный гик-прием, способный еще больше влюбить зрителя в проект.
«Светлячок» – это самый гиковский из всех проектов Уидона. Он настолько понравился зрителям, что когда шоу отменили, это вызвало огромную волну недовольства и с десяток петиций с требованием вернуть сериал. Чаще всего название сериала всплывает в таких проектах, как «Теория большого взрыва» или «Сообщество», это буквально признак хорошего тона – упомянуть «Светлячка» хотя бы пару раз за сезон. Кстати, в том же «Сообществе» персонажи вообще договариваются, что в случае смерти одного из них все будет обставлено как самоубийство из-за закрытия «Светлячка».
В итоге Джоссу пришлось снять полнометражный сиквел «Миссия «Серенити» (2005), который немного исправил ситуацию с оборванными линиями персонажей «Светлячка», хотя и провалился в прокате. Но многие фанаты до сих пор ждут возвращения культового сериала, на этом фоне выросла целая вселенная с комиксами и ролевыми играми.
«Светлячок» – космический вестерн, где команда корабля «Серенити» бороздит межзвездное пространство в поисках заработка. Ну и приключений, конечно же. Капитан корабля Малкольм Рейнольдс – ветеран галактической гражданской войны – объединил под своим началом лучший экипаж, который со временем стал походить на семью. А за окном – 2517 год, и если мультикультурализм на месте, то равенства нет и в помине. И опять: за что все так сильно любят «Светлячка»?
Во-первых, сеттинг. Это не просто космический вестерн: здесь есть и ковбои на конях, и космические корабли, и потрясающей красоты прерии, и звездное небо. Но никаких странных инопланетян или нарочито футуристических предметов: все выглядит максимально реалистично, и в кадре выживать пытаются именно люди. А так как в мире «Светлячка» правит Альянс Китая и США, герои могут говорить одновременно на двух языках, да и смешение культур в каждом кадре так и бросается в глаза.
Во-вторых, команда. Не один главный герой, а девять, и камера переключатся между ними регулярно. Это разные и очень харизматичные представители разных социальных групп и профессий, которых под своим началом объединил капитан Мэл. Бонусом идет отлично собранный каст: Нэйтан Филлион, Джина Торрес, Аллан Тьюдик, Морена Баккарин и так далее. И да, химии в кадре хоть отбавляй!
В-третьих, это практически первое телешоу, для которого разрабатывали особые спецэффекты, имитирующие съемку с рук (легкая тряска, приближение, ручной фокус и все в таком духе). При этом сериал был очень дешевым в производстве, а Джосс Уидон, встраиваясь в бюджет и сознательно нарушая правила съемки «серьезного кино», еще больше приблизил его к зрителю.
Из-за низких рейтингов «Светлячка» прикрыли еще до того, как финал первого сезона вышел в эфир. Было снято 14 эпизодов, а показали всего 11. Тем не менее он обзавелся мощной и многочисленной фан-базой и стал для гиков в одну линейку с франшизами «Звездные войны» и «Звездный путь».
Конечно, Уидон снимал не только «Светлячка». Попутно заглядывая в качестве режиссера на съемки сериалов «Офис» (2005-2013) и «Хор» (2009-2015), он продумывал и другие особо гиковские проекты. Например, мини-сериал «Музыкальный блог Доктора Ужасного» (2008), где злодей представлен поющим неудачником. Это нерд-чудо могло получить продолжение, но именно тогда, когда Джосс Уидон задумался о сиквеле, на горизонте появились «Мстители».
Кто-то жалеет, что не братья Руссо снимали всех «Мстителей», и все-таки именно Уидон показал, что супергеройское кино может быть смешным и трогательным, и делать главным героем только одного персонажа вовсе не обязательно. Более того: он сумел органично соединить линии ну очень разных персонажей – от скандинавского бога и русской шпионки до бизнесмена с кучей денег и условного «доктора Джекилла».
По сути, в «Мстителях» Уидон закрепил все то, что задумал в «Баффи» и развил в «Светлячке». Более того, он создал кино по комиксам, которое понравится миллионам людей по всему миру. Легкий, юмористический и при этом мощный экшен, без лишнего мрачняка и с шавермой: кто бы мог подумать, что супергеройские блокбастеры могут быть такими? Взять хотя бы эпизод с Наташей Романофф, которая комментирует ход допроса по телефону, будучи привязанной к стулу.
Или диалог Капитана Америки и Железного Человека, который наглядно иллюстрирует тон, заданный Уидоном: «Да, парень в бронированном костюме. А снять – кто ты без него?» – «Гений, миллиардер, плейбой, филантроп».
Еще до «Мстителей» Джосс Уидон занимался комиксами. Помимо запуска графических приключений «Баффи», он писал сценарии к серии «Потрясающие Людей Икс», причем довольно долго: с 2004-го по 2008 год, а также приложил руку к марвеловским «Беглецам». Это вообще довольно редкая история, когда режиссер берется писать сценарии для комиксов, но, вероятно, именно графический бэкграунд и привел Уидона в MCU.
В свое время умение «лечить» сценарии даже спасло арку Питера Квилла в «Стражах галактики» (2014). По совету Уидона, продюсер Джереми Лэтчем сделал Квилла «простым парнем», который мгновенно завоевал любовь зрителей. Дело в том, что по комиксам Питер был сыном Императора, принцем по крови, и когда шла речь о переносе этой характеристики на экран, Джосс написал Лэтчему служебную записку: «БЕЗ СОМНИТЕЛЬНЫХ УСЛОВИЙ: У ВАС НЕТ ФИЛЬМА» с пояснением, что если Питера Квилла представят как члена королевской семьи, он уже не будет интересен зрителю как персонаж. Так комментарий Джосса целиком изменил линию персонажа.
К сожалению, более масштабный сиквел – «Мстители: Эра Альтрона» (2015), – вызвал много вопросов: чаще всего Уидона ругали за оборванные сюжетные линии (вроде отношений Наташи и Бена), да и в целом слабовато вышло – неубедительно. А теперь, спустя 10 лет после премьеры, «Мстители» уже не кажутся такими уж мощным – на фоне фильмов тех же Руссо. А у Marvel свои правила работы с режиссерами, так что Джосс покинул киновселенную, и с того момента как-то у него все не заладилось…
После трагедии в семье Зака Снайдера доделывать «Лигу справедливости» (и переделывать по своему усмотрению) пришел Джосс Уидон. Тут стоит сделать поправку на то, что заканчивать чью бы то ни было работу, задумку и уж тем более «проект мечты» – это максимально неблагодарное дело. Джосс закончил и даже частично переснял фильм, некоторые из его типичных трюков переехали вслед за ним из Marvel. И «Лигу» Уидона хвалили за более светлую атмосферу, несвойственную проектам DC, разного качества шутки (которые хотя бы появились в фильме) и в целом довольно адекватный взгляд на долгострой о команде мечты.
Достаточно вспомнить цитату Брюса Уэйна из «Лиги справедливости» 2017 года, который вторит словам Тони Старка: «А какая у тебя суперсила?» – «Деньги». И все встает на свои места.
Ругали, правда, Уидона гораздо сильнее и резче – примерно за то же самое. Менее мрачная атмосфера, какие-то несвойственные персонажам шутки и так далее. Плюс незаконченные персонажные арки: Киборг выглядит как чужеродный элемент, а его история лишена мотивации, кроме того, главный злодей тоже кажется оторванным от «корней» элементом, который действует хаотично и бессмысленно. Словом, все хотели «Лигу справедливости» Зака Снайдера, а когда Джосс Уидон представил миру свою, она зашла только гик-сообществу, и то не целиком.
Когда открылся ящик Пандоры с #MeToo, негатив полился сразу на всех киноделов, которые известны отвратительным характером и невысокими моральными стандартами. В потоке откровений также прозвучало имя Джосса Уидона. Рэй Фишер, сыгравший Киборга, жаловался на то, что режиссер дал его персонажу невнятную мотивацию, но еще больше возмущался давлением со стороны Уидона. И на контакт он не шел, и роли с актерами не обсуждал, и так далее. Мол, не менял сценарий для Роберта Дауни-младшего, а для никому не известного Рэя Фишера и подавно не станет. Вопрос, был ли это самопиар Фишера, или его действительно задело поведение Уидона, остается открытым, да и все мы помним, что есть немало жестких и неприятных режиссеров, которые, тем не менее, черту закона не переступают, а просто «так работают, что всем некомфортно».
Галь Гадот тоже пожаловалась на угрозы со стороны Уидона. Ну, как – угрозы: он сказал актрисе, что если она не будет слушать его на съемках, то ее карьера не сложится. Странное обвинение, но высказаться в то время считали важным все. Затем и Сара Мишель Геллар, да и Мишель Трахтенберг, и другие звезды «Баффи» сообщили, что режиссер злоупотреблял властью на съемках… Проектов с тех пор у Джосса явно поубавилось, но все-таки он не оказался в тотальной «отмене», как тот же Джонни Депп. Хотя это, пожалуй, вопрос времени.
Все остановилось на сериале «Невероятные» (2021-…) – тоже, кстати, с сильными женскими характерами, – который Джосс Уидон сам придумал и сам же покинул. Вероятно, его подкосила волна всеобщей нелюбви, и он с этим пока не справляется. А может, просто настало время, чтобы выбрать другую нишу, где Уидон опять создаст что-то новое, перевернув правила игры.
13 и 14 декабря в «Мастерской «12» Никиты Михалкова» состоится долгожданная премьера сезона – постановка пьесы Максима Горького «На дне».…
Домохозяйка по имени Жанна умеет читать мысли и управлять электротехникой, чем успешно пользуется, выигрывая крупные суммы в покер и грабя…
В Театре Мимики и Жеста новая премьера, которую планируют привезти и в другие регионы страны. Инклюзивный спектакль на русском жестовом…
В первой части обширного материала, посвященного новейшему кино про Урал, мы рассказывали о лентах, увидевших свет за последний год. Здесь…
20 ноября на сцене Дворца на Яузе состоялась первая торжественная церемония вручения индустриальной премии «МедиаБренд», которая отмечает выдающиеся проекты в…
Телевидение как способ распространения информации неумолимо сдает лидерство, но как сегмент индустрии развлечений не устареет, наверное, никогда. Потому что от…