Джордж Клуни и Адам Сэндлер в драмеди о нелегкой доле родителя и артиста.
Голливудская звезда Джей Келли (Джордж Клуни) патетически изображает смерть под дождем на съемочной площадке очередного своего фильма. Который запросто может стать для него последним. Актер понял, что кинематограф и светская жизнь отняли у него лучшие годы, когда он мог бы наслаждаться семейным спокойствием и наблюдать за тем, как растут его дочки. Но вдруг еще не поздно все починить? Или хотя бы попробовать? Узнав, что одна из дочерей отправляется в европейский вояж, Келли спешно вылетает следом, прихватив с собой верную свиту во главе с менеджером Роном (Адам Сэндлер) и пиарщицей Лиз (Лора Дерн).
Такова нехитрая завязка незатейливой картины Ноа Баумбака, мастера разговорного жанра, четырехкратного оскаровского номинанта и по совместительству супруга Греты Гервиг, которой досталась маленькая роль жены Рона (взаимодействие героев сводится к ленивым перебранкам по телефону). Их супружеский подряд «Барби», написанный в дуэте и поставленный Гретой, стал сенсацией, но кино-то само по себе не ахти – гламурная пустышка с навязчивым маркетингом. Последний режиссерский проект Баумбака, «Белый шум» 2022-го, и того хуже: невыносимый винегрет из социальной сатиры и фильма-катастрофы, растянутый на 2 с лишним часа. При этом открывший Венецианский фестиваль, а позже приземлившийся на Netflix. «Джей Келли» тоже побывал в Венеции, тоже обзавелся Netflix-релизом, и оправдать его продолжительность (опять-таки свыше 2 часов) тоже проблематично.

С тоской вспомним Баумбака 2010-х, выдавшего хит-парад отличных работ. Который увенчался блистательной «Историей о супружестве», не тронувшей разве что табуретку. Из нее в «Джея Келли» пришла Лора Дерн. Из «Историй семьи Майровиц» – небритый Адам Сэндлер. В более или менее ярких образах засветились прочие приятные граждане: от Джима Бродбента (режиссер, запустивший карьеру Джея) до Патрика Уилсона (еще один клиент Рона; жаль, что роль актера по имени Бен Олкок не доверили Бену Аффлеку). Клуни, естественно, по привычке неотразим в элегантных костюмах и рубашках с небрежно расстегнутым воротником и подвернутыми рукавами. Все звездно, глянцево, лакировано, особенно когда действие перемещается в солнечную Тоскану – на местном фестивале Келли вручат почетную премию. Казалось бы, ничего нет предосудительного в том, чтобы скоротать в такой компании вечерок.
Но штука в том, что компаньон чересчур слащав, а то и вовсе лицемерен. Король жизни, внезапно осознавший, что делает что-то не так и решивший исправиться, – не самый, прямо скажем, оригинальный герой. Причем загвоздка даже не в бэкграунде (непременные разводы плюс размолвки с отцом), а в его настоящем. Порой Джей ведет себя эксцентрично, как и положено звезде. Капризничает, резко меняет планы, угрожает сорвать съемки нового фильма, которые ему всеми правдами-неправдами выбил Рон. Но в целом перед нами совершенно обычный стареющий мужик, которого, понятно, узнают на улицах, однако до чего же заурядны его треволнения. Ну да, не уделял должного внимания детям, когда было нужно, а тут вдруг включает гиперопеку и навязывает свое общество…
Папочкой года его, конечно, не назовешь, но вариант-то далеко не безнадежный. Тем более что Келли не все равно: совесть его гнетет. Поэтому мы сразу понимаем, что следим за хорошим парнем, который свернул немного не туда, от чего никто, в сущности, не застрахован. И это восприятие в течение фильма не меняется, в отличие от восприятия персонажа Стеллана Скарсгарда в «Сентиментальной ценности», который успевает и выбесить, и развеселить, и растрогать. Сам Клуни на порядок убедительнее сыграл примерно то же самое в «Потомках» 2011-го.

Еще более затерты заботы Рона, чья жена пестует отпрысков, пока он пропадает в командировке. Увы, иногда приходится жертвовать мгновениями мирного быта в кругу близких. Зато благодаря неустанным менеджерским трудам близкие будут жить припеваючи. Стоит ли подобная игра свеч? Кажется, да. Задевают ли за живое подобные сюжеты? Кажется, нет. Ибо не возникает сомнений в том, что бородатый добряк точно достоин лучшего, и его душевному-семейному-какому-угодно равновесию ничто не грозит. Правда, в какой-то момент Баумбак задает пару побочных линий, каждая из которых теоретически может получить любопытное развитие. Рон с Лиз когда-то крутили роман, оборвавшийся на полуслове, и сейчас вместе работают – ждать ли счастливого воссоединения? А Келли, оказывается, в юности увел роль у товарища, и теперь тот (Билли Крудап) объявляется, чтобы выставить счет – угостить тумаком. Огребают в процессе оба, а свидетель снимает разборку на камеру.
Ноа же в итоге и об опасности адюльтера, и о компрометирующем ролике благополучно забывает, дабы никакие внешние раздражители не тревожили сахарный покой мирка, неуловимо напоминающего карамельный Барбилэнд. Тем страннее выглядит слизанный со «Сладкой жизни» эпизод, в котором Джей блуждает по пресловутому сумрачному лесу и очевидно подражает экзистенциальным терзаниям Марчелло (ближе к финалу и фото Мастроянни в кадре мелькает). В новом фильме-то ничего экзистенциального нет: сплошь вековые, архетипичные, а потому стереотипные конфликты отстраненных отцов и независимых деток, с грехом пополам пытающихся найти общий язык. И просто смехотворны рассуждения о нелегкой доле суперзвезды с личным джетом: ясно, что богатые тоже плачут, но очень уж лукаво звучат заявления Келли, насколько он, бедненький, одинок. И что надо, дескать, познать людей (разок проехаться с ними в поезде), прежде чем их на экране изображать.

Сквозной нитью фильм Баумбака прошивает образ чизкейка, который невесть как оказался в райдере актера, хотя он эти десерты даже не ест. Вот и сам «Джей Келли» – что тот чизкейк: сладенький на вкус, симпатичный на вид, но не то чтобы жизненно необходимый. И с флешбэками а-ля «Большое смелое красивое путешествие» в нем явный перегиб – впору запускать петицию против злоупотребления данным инструментом.
Спасибо, впрочем, и на том, что вредная повестка сюда не просочилась. Да и двухчасовое наблюдение за одним из импозантнейших обитателей планеты, которого возраст лишь красит, – определенно не худшее времяпрепровождение. Хотя сильнее любых переживаний и крокодиловых слез впечатляет крошечная сцена, для сюжета не важная, зато до того хрупкая и интимная, что снять и воспроизвести ее могли только настоящие мастера. Менеджер на крупных планах подкрашивает артисту брови и волосы перед торжественным вечером, а артист, в свою очередь, поправляет менеджеру галстук-бабочку. Это ли не чудо, это ли не прелесть?


Комментарии