«Человек-паук» с Леонардо ДиКаприо, «Чужой» со Шварценеггером и байопик про очевидца двух атомных бомбардировок.
Джеймс Кэмерон, что ни говори, деятель уникальный. За последние тридцать лет он срежиссировал всего лишь три полнометражных игровых фильма, и все они сейчас входят в пятерку самых кассовых за всю историю. При этом сам Кэмерон не так давно жаловался, что ради этих сиквелов «Аватара» ему пришлось пожертвовать рядом других интересных проектов, о чем он немного даже жалеет. И действительно, если с такого ракурса взглянуть, то вся карьера Джеймса, вроде бы сверхуспешная, на самом деле выглядит как длинная череда упущенных возможностей. К 70-летию постановщика «КиноРепортер» рассматртривает несколько нереализованных проектом Кэмерона.
«Парк Юрского периода»
Да, представьте себе, революционная картина Стивена Спилберга могла бы выглядеть совсем иначе. Все решила банальная нерасторопность. Кэмерон тоже ведь в свое время намеревался купить права на экранизацию одноименной книги писателя Майкла Крайтона, однако Спилбергу удалось опередить его буквально на пару часов. Тот расстроился, но в конечном счете, ознакомившись с фильмом, признал, что оно и к лучшему. Потому как Кэмерон собирался снять что-то наподобие тех же своих «Чужих», только с динозаврами. Ему и в голову не пришло нацеливаться на детскую аудиторию.
А вот Спилберг, по словам Кэмерона, все сделал правильно. С другой стороны, было бы, согласитесь, любопытно взглянуть на высокобюджетный хоррор-боевик про гигантских хищных ящеров со «взрослым» рейтингом (и всеми кроваво вытекающими) от создателя «Терминатора».
«Чужой 5»
В 2002 году Ридли Скотт, вознесшись на пик всенародной славы благодаря «Гладиатору» и «Черному ястребу», решил вернуться к своему любимому детищу – вселенной «Чужого». Уже тогда он задумал рассказать о том, откуда есть пошли ксеноморфы. А еще до того свой вариант продолжения сочинил Джосс Уидон, автор сценария четвертой части. Там действие разворачивалось на Земле, но Сигурни Уивер сюжет как-то не зацепил. Затем свои услуги предложил Джеймс Кэмерон, который и в режиссерское кресло тоже метил, но в итоге согласился на позиции сценариста и продюсера, а постановку, так и быть, уступил Скотту.
Все уже было обговорено, и Уивер должна была вновь сыграть Эллен Рипли, и обсуждалось даже участие Арнольда Шварценеггера (по инициативе Кэмерона). Однако компания Fox предпочла иной вектор развития и вложилась в производство «Чужого против Хищника». Причем Кэмерон боссов предупреждал, что это погубит франшизу. «Все равно что Universal запустили бы кроссовер про Дракулу против Оборотня», – говорил он тогда. Некоторое время спустя в фильме «Ван Хельсинг» появится сцена поединка Дракулы и Оборотня. Потом Ридли Скотт все-таки посвятит теме происхождения ксеноморфов целых два спорных приквела. А проект пятого «Чужого» просуществует еще порядка пятнадцати лет, перейдет к Нилу Бломкампу и окончательно умрет в 2017 году.
«Человек-паук»
Всеми обожаемый «Человек-паук» Сэма Рэйми прошел очень долгий и крайне извилистый путь к зрителю, и начался этот путь еще в 1985 году, когда компания Marvel выставила права на комиксы про скачущего по стенкам школяра-мутанта на продажу. Приобрел их израильский продюсер Менахем Голан, специализировавшийся в основном на боевиках с Ван Даммом и Чаком Норрисом. С помощью «Человека-паука» он надеялся пробиться в высшую лигу, но не вполне себе представлял, кто вообще такой Человек-паук и что с ним надо делать. Поэтому после того, как несколько вариантов сценария было отправлено в корзину (в одном из них Питер Паркер превращался натурально в гигантского паука), Голан передал права независимой фирме Carolco, которая как раз наняла Джеймса Кэмерона, и результатом их сотрудничества вскоре стал «Терминатор 2».
Рулить созданием «Человека-паука» также, естественно, назначили Кэмерона. И тот представил собственное видение. Фильм затевался нарочито угрюмый, главного героя планировалось сделать более неоднозначным, циничным, где-то даже излишне жестоким. Предполагалось также наличие сексуального контента и использование обсценной лексики. На роль Доктора Осьминога рассматривали Арнольда Шварценеггера, а Питера Паркера мог сыграть Леонардо ДиКаприо. Кроме того, Кэмерон впервые переосмыслил концепцию стрельбы паутиной: в оригинале Питер Паркер изобрел для этого специальные технические приспособления, а Джеймс справедливо рассудил, что на экране будет лучше смотреться, если он прямо из рук будет веревками пулять.
Увы, из-за провалов «Острова головорезов» и «Шоугелз» Carolco обанкротилась, и Джеймс Кэмерон, подписав контракт с 20th Century Fox, с проекта благополучно соскочил.
«Последний поезд из Хиросимы»
Среди тех самых фильмов, которыми Джеймс Кэмерон пожертвовал ради сиквелов «Аватара», – байопик про единственного официально зафиксированного выжившего очевидца атомных бомбардировок Хиросимы и Нагасаки. Звали этого человека Цутому Ямагути, 6 августа 1945 года он оказался в трех километрах от эпицентра взрыва в Хиросиме и получил сильные ожоги. После чего сразу вернулся поездом в родной Нагасаки и уже 9 августа, когда американцы сбросили вторую бомбу, присутствовал на рабочем месте (проектировал нефтяные танкеры для Mitsubishi). Скончался он в возрасте 93 лет 4 января 2010 года, а буквально за несколько дней до этого с ним встретился Джеймс Кэмерон в компании Чарльза Пеллегрино, автора книги «Последний поезд из Хиросимы».
Кэмерон пообещал Ямагути, что передаст его бесценный опыт грядущим поколениям. «Я полагаю, высшее предназначение Кэмерона и Пеллегрино состоит в том, чтобы сделать кино о ядерном оружии» – таковы были слова Ямагути по итогу беседы. Но, как мы теперь уже знаем, у Джеймса Кэмерона насчет собственного предназначения мнение иное. Впрочем, три года назад, когда ему напомнили о данном обещании, он заверил, что ничего не забыл, и замысел непременно осуществит. Когда-нибудь в будущем. Но точно до следующей ядерной войны. Так и сказал, ага.
«Планета обезьян»
Задолго до того, как плотно обосноваться на Пандоре, Джеймс Кэмерон чуть было не взялся за исследование другой фантастической планеты – планеты обезьян. В середине 1990-х в компании Fox захотели перезапустить свою классическую серию по мотивам произведений французского фантаста Пьера Буля (с 1968 по 1975 год вышло пять фильмов и два сериала) и на позиции режиссера видели именно Кэмерона. Тот предложил поработать вместе Питеру Хайамсу («Патруль времени» и «Внезапная смерть» с Ван Даммом), и дело пошло.
Но у Хайамса с Кэмероном возникли творческие разногласия насчет того, как должны выглядеть в их фильме обезьяны. А следом Кэмерон и с Fox разругался. Позже он объяснял это тем, что идея-то у него блестящая, конечно же, была. Но не поняли его консервативно настроенные хозяева франшизы и заменили Тимом Бертоном. И в том, как считает Кэмерон, вторая их большая ошибка. Дескать, совершенно не того человека утвердили. «Это единственный фильм Тима Бертона, который мне не нравится», – категорично оценил «Планету обезьян» 2001 года Джеймс Кэмерон.
Комментарии