Кадр из фильма «Дама пик» (2016)
«Слово пацана. Кровь на асфальте», «Фишер», «Аутсорс», «Топи»… Казалось бы, как можно было уместить в своей актерской копилке центральные роли во всех этих стриминговых сенсациях? И попутно обрести узнаваемый почерк и сохранить индивидуальность, несмотря на именитое происхождение и непреходящие обвинения в непотизме. Сдается, Ивану Янковскому, за минувший десяток лет доказавшему все и вся, это нипочем.
Публика не понаслышке знает совестливого Вову Адидаса, шокающего Женю Бокова и эксцентричного Родиона Раскольникова в исполнении нашей звезды, в то время как его малоизвестные и небольшие роли все еще остаются в тени. К юбилею Янковского-младшего предлагаем поговорить о них с чувством, с толком, с расстановкой. А также, конечно, с большой любовью к актеру-хамелеону, что не боится мистики, жести и экспериментов и вместе с этим не стесняется тихого авторского кино.
Дебют Вани – юноше, что был пленен футболом больше, чем кинематографом, на момент съемок исполнилось всего 9 лет – пришелся на первую и последнюю режиссерскую работу его деда Олега Янковского (совместно с Михаилом Аграновичем). Непо-бейбик, мол, даже пробы проходил на общих взрослых основаниях, хоть роль в рождественской камерной мелодраме и предлагалась совсем крохотная.
Янковский-внук появился в кадре лишь на вступительные минуты, сыграв ехидного соседа героини Ирины Купченко. Та, случайно обретая надежду на любовь в лице харизматика Янковского-деда, жалуется на то, что мальчик «вечно жует бананы», бросая шкурки под дверь. И тотчас же поскальзывается. Выходит, Иван – тот еще Чарли Чаплин, раз начал карьеру с банановой кожуры!
18-летний Янковский впорхнул в амбициозную, но уязвимую фантастику, заполучив главную роль в дорогостоящем звездном проекте о сверхъестественном. Который, увы, обернулся провалом. Во всем вините унылые диалоги, картонных персонажей, архаичную графику и цветокор, из-за которых «синеватый» сай-фай-триллер трудно смотреть и воспринимать всерьез.
При этом «Индиго» состарилось настолько ужасно, что дать ему шанс в веселой компании все-таки можно. Однако, как бы ни старался юный Иван, играть ему было практически нечего – предводитель супер-подростков Андрей чеканит сплошные клише и обрекает себя на предсказуемую и предсказуемо скучную заварушку. В чем, собственно, очевидна «заслуга» не самого актера, а сценарных огрехов.
По окончании ГИТИСа Иван пытался нащупать свою актерскую стезю, и роль в мистической драме о противоположностях, что притягиваются в природной тиши, как нельзя лучше отражала то состояние внутреннего поиска. На этот раз ему довелось перевоплотиться в городского парня, что в командировке влюбляется в деревенскую нимфу Алену (Валентина Колева, знакомая актера по alma mater).
Чего только не исполнял Янковский на тех съемках – в ледяную воду нырял, болота пересекал, волчонка на руках держал, от медведя убегал… Жаль лишь, что вопреки стараниям красавца и его мало-мальски заметной химии с Колевой фильм провалился и потонул в забвении. Хотя, надо признать, красота пейзажей «Источника», приправленная таинственностью флера местных легенд, все еще завораживает.
Заметив аристократичного вида парнишку, вероятно, в хитовом драмеди «Тряпичный союз», Павел Лунгин позвал его украсить свой – внезапно! – оперный мета-триллер, дерзко ломающий заветы классики. Тогда к списку суперспособностей Янковского добавилось и пение – партии начинающего певца Андрея актер исполнял на площадке самостоятельно, пусть впоследствии его и переозвучил тенор Арсений Яковлев.
Высоковольтная современная интерпретация пушкинской «Пиковой дамы» и одноименной оперы в свое время заслужила то ли лестные, то ли язвительные сравнения с «Черным лебедем». Что немудрено, ведь одержимый тайной Андрей аки балерина Натали Портман сливается со своим сценическим амплуа и вскоре феерично слетает с катушек. Вот так Янковский и наиграл на свой первый «Золотой орел»!
Не обходит стороной Иван Филиппович и короткий метр. Так, он поддержал Эвелину Барсегян, сыграв главную роль в ее неприметной зарисовке, что за каких-то 8 минут успевает поднять небанальную гуманистическую проблематику, вопрошая: можно ли прослыть достойным, совершая злодеяния толка вещественного, но проявляя человеколюбие, присущее далеко не каждому блюстителю закона?
В гуще событий компактной драмы оказывается воришка с выразительными карими глазами Янковского, убегающий от полиции во тьме ночной. Но тем не менее решающий помочь женщине, которую сбила скрывшаяся с места преступления машина. Его безымянный (анти)герой не произносит ни слова, но все равно умудряется воспроизвести палитру эмоций от полной беспомощности до отрезвляющей досады.
В коротком метре критика Дениса Виленкина Янковский в сеттинге 1979 года романтично вышагивает навстречу симпатичной девушке на вечеринке в модном малиновом пиджаке. Чтобы несколькими минутами позже, уже в 1990-х, сменить его на усы и истасканную рубаху жестокого патриарха семьи, которого сводят с ума измены жены.
Иван, однако, играет не ключевую роль в 20-минутной зарисовке, исполненной в теплых тонах, но овеянной холодными ветрами дисфункциональности. Ведь по прошествии винтажного акта на арену выходит его экранный сын, к которому по наследству переходят психозы отца. Пунктирность линии Янковского не на шутку расстраивает – с грубым обольстителем в алом точно захочется задержаться на обочине прошлого.
Снова примерил усы видный наследник актерской династии в синефильской комедии, отсылающей, в частности, к одной из главных картин его деда. И нежданно-негаданно появился в образе молодого Андрея Тарковского, что пытается понравиться девушке, рассказывая о витиеватом сценарии своей будущей ленты о какой-то космической станции с призраком умершей женой в комплекте.
Захаживает светило всея русской хандры в сновидения нервного режиссера (Кирилл Ковбас), в котором в свою очередь угадывается альтер эго автора ленты Алексея Камынина. Тот с большим теплом, восхищением, но не без иронии на пару с авантюристом Янковским вплетает в комедийное полотно отсылки к «Солярису», «Андрею Рублеву» и, разумеется, культовому эпизоду со свечой из «Ностальгии».
Запрыгнув на поезд народного хайпа со скандальным триллером Клима Шипенко, Янковский поспешил воссоединиться со своим «текстовым» соперником Александром Петровым в его режиссерском дебюте. Что являет собой самоироничную исповедь звезды, заскучавшей в зените славы. А сыграл Иван, собственно, самого Петрова, на что намекают аллюзии на грани фола.
В оптике товарища Янковский нехотя фоткается с фанатами, по мнению его антагониста, лишь просиживающими пятую точку на диване, заказывает винишко в вычурном ресторане и дает нахальное интервью Ксении Собчак. Между строк хорошенько так прожаривая «танкистов, футболистов и викингов», захвативших индустрию, хоть и выражая явную симпатию к тем, кто, оказавшись на вершине, завыл от одиночества.
После фантасмагоричных «Топей» и судьбоносного «Чемпиона мира» – на съемках баойпика Анатолия Карпова актер познакомился со своей будущей женой Дианой Пожарской – Ивана занесло на север. В декорациях во всех смыслах холодной и строгой Скандинавии раскручивается нарратив триллера Натальи Назаровой, снявшей Янковского в самой, вероятно, брутальной роли всей его карьеры.
С виду сдержанный, но глубоко травмированный дальнобойщик готов на скорости гнаться за негодяями, разлучившими мать с сыном, и карать их. Будто Вовка из «Завода», отрастив бородку и прикупив шубку, получил права и пошел войной на финнов и их ювенальную юстицию. Как итог – в чем-то сомнительный, но уж больно мужественный образ а-ля Данила Багров.
Продолжительные рабочие отношения Гая Ричи и Джейсона Стэтхэма в скором времени принесут новые плоды: британцы вновь объединятся для съемок боевика…
Во второй главе криминальной саги Юрий Быков продолжает раскрывать мрачный мир «лихих» 1990-х – эпохи, где моральные ориентиры растворились в…
Обаяние Алексея Розина абсолютно. Его герои располагают своей надежностью и мощным мужским началом. На счету актера достаточно фестивальных жемчужин и…
В следующем году Московский международный кинофестиваль пройдет в 48-й раз. Смотр объявил даты проведения – с 16 по 23 апреля.…
Отличная новость для тех, кто ждет следующий фильм Стивена Спилберга. К режиссеру присоединился его товарищ и давний коллега, 93-летний Джон…
В Новом пространстве Театра наций 11 и 14 ноября представят спектакль Арсения Мещерякова «И я там был. Сказки Афанасьева». В…